Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема войны

  • Текст: Ю. Нагибин. О воспоминаниях юности
    (1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.
    (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
    (5)В класс заглянула Женя Румянцева.
    — (6)Сережа, можно тебя на минутку?
    (7)Я вышел в коридор.
    — (8)Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.
    (9)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:
    — Зачем?
    — (10)Мне интересно, каким ты станешь. (11)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
    (12)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (13)Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. (14)Немногие из нас твердо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.
    (15)Между нами никогда не было дружеской близости. (16)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах...
    (17)Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. (18)Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. (19)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршанским, Нина Барышева и Женя Румянцева.
    — (20)Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.
    — (21)Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — (22)Или у берегов Гренландии!..
    (23)Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. (24)Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. (25)Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.
    (27)Больше Женя не бывала с нами. (28)Мы не раз приглашали ее на наши сборища, но она отказывалась за недосугом. (29)А что, если в тот единственный раз она пришла из-за меня, и из-за меня отступилась, сказав с гордой честностью: «Не вышло»...
    — (30)Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.
    — (31)К чему было говорить? (32)Тебе так нравилась Нина!
    (33)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
    — Где же и когда мы встретимся?
    — (34)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.
    (35)Минули годы. (36)Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. (37)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. (38)Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (39)Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
    (40)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (41)Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. (42)Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.
    (43)Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.  

    (По Ю.М. Нагибину)

02.02.2022 16:47:13
Автор: Кристина Шевченко

Как война может повлиять на судьбы людей? Именно над этим вопросом размышляет Ю. Нагибин в предложенном для анализа тексте.
Размышляя над проблемой, автор повествует о судьбе одноклассницы рассказчика Серёжи - Жени Румянцевой,  которая «с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим». Во время войны, девушка вынуждена бросить институт и пойти в лётную школу. Через некоторое время Серёжа узнаёт по радио, что Румянцевой присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Этот пример  показывает, что война заставляет людей отказаться от своих целей и мечты, и даже может лишить их жизни.
Далее автор пишет о том, как Серёжа вспоминал об их уговоре  увидеться через десять лет. Он пришёл к назначенному месту «к среднему пролету между колонн Большого театра», и с грустью вспоминал все школьные годы, проведённые с Женей. Этот пример свидетельствует о том, что война рушит судьбы людей и даже лишает связи между людьми.
Оба примера, дополняя друг друга, дают понять, что война отбирает у человека всё самое дорогое, заставляя его сожалеть после случившегося.
Авторская позиция понятна. Ю. Нагибин считает, что война отрицательно влияет на судьбы людей, разрушая их мечты.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что война – это самое страшное, что может произойти в мире. В это время многие теряют родных и близких. Не могу не вспомнить рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», где Андрей Соколов - обычный человек, у которого была семья, дом, работа. Во время войны он потерял всех своих родных, пережил немало трудностей, после чего вернулся в Воронеж и усыновил сироту Ваню.
   Таким образом, прочитав текст Ю. Нагибина можно сделать вывод, что война пагубно влияет на судьбы людей,  отнимает мечты.
Количество слов - 264

Добрый день, Кристина. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста+ 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
K2 - Пример 1 +1 балл
Пример 1 имеется
K2 - Пояснение к примеру 1 +1 балл
Пояснение к примеру 1 есть.
K2 - Пример 2 +1 балл
Пример 2 имеется
K2 - Пояснение к примеру 2 +1 балл
Пояснение к примеру 2 есть
K2 - Указание на связь между примерами +1 балл
Вид связи между примерами определён верно.
K2 - Анализ связи между примерами +1 балл
Анализ связи между примерами есть, но  он должен быть более глубоким
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста +1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +2 балла
K6 - Точность и выразительность речи +1 балл
Балл снижен из-за имеющихся речевых ошибок
K7 - Соблюдение орфографических норм+3 балла
Ошибки:нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 1 балл

Во время войны, (ЗПТ не нужна)девушка вынуждена бросить институт и пойти в лётную школу.
Этот пример  показывает, что война заставляет людей отказаться от своих целей и мечты,(ЗПТ не нужна, так как союз И соединяет однородные придаточные, у второго придаточного отсутствует союз что: ....и что даже может лишить их жизни) и даже может лишить их жизни.
Он пришёл к назначенному месту «к среднему пролету между колонн Большого театра», и с грустью вспоминал все школьные годы, проведённые с Женей.
Перед кавычками надо поставить ЗПТ, так как  часть цитаты, которую вы написали, является  уточнением к слову МЕСТУ( куда именно он пришёл?)
Таким образом, прочитав текст Ю. Нагибина(ЗПТ) можно сделать вывод, что война пагубно влияет на судьбы людей,  отнимает мечты.
         
Надо закрыть деепричастный оборот.
Размышляя над проблемой, автор повествует о судьбе одноклассницы рассказчика Серёжи - Жени Румянцевой,  
Это тире в тексте вашей работы стоит в самом начале строки, надо оставить знак на предыдущей строчке. Здесь  я не рассматриваю это как ошибку, возможно, при печатании текста так получилось, что тире "ушло" на другую строку, но на экзамене будьте внимательны.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 0 баллов
. Этот пример  показывает, что война заставляет людей отказаться от своих целей и мечты, и даже может лишить их жизни.
Один из однородных членов во множественном числе, другой в единственном, а слово СВОИХ согласуется только с первым существительным, поэтому  надо ОТ СВОЕЙ ЦЕЛИ И МЕЧТЫ.
Далее автор пишет о том, как Серёжа вспоминал об их уговоре  увидеться через десять лет.
Неправильное использование местоимения ИХ. Правильно так:...Серёжа вспоминал о своём  уговоре с Женей...

что война рушит судьбы людей и даже лишает связи между людьми.
Здесь правильно так:...и даже лишает их связи друг с другом
, заставляя его сожалеть после случившегося.
Неправильное управление: сожалеть  о случившемся.
где Андрей Соколов - обычный человек, у которого была(были) семья, дом, работа.


K10 - Соблюдение речевых норм +1 балл
Как война может повлиять на судьбы людей? Именно над этим вопросом размышляет Ю. Нагибин в предложенном для анализа тексте.
Размышляя над проблемой, автор повествует о судьбе одноклассницы рассказчика Серёжи
Работаем над поиском синонимов, чтобы избежать повторов.
Во время войны, девушка вынуждена бросить институт и пойти в лётную школу. Через некоторое время Серёжа узнаёт(УЗНАЛ) по радио, что Румянцевой присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Ставим глаголы в прошедшее время( без слова ВЫНУЖДЕНА) БРОСИЛА И ПОШЛА
и с грустью вспоминал все(лишнее слово) школьные годы, проведённые с Женей.

K11 - Соблюдение этических норм +1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 0 баллов
Через некоторое время Серёжа узнаёт по радио, что Румянцевой присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
По-вашему получается, что Серёжа уже в госпитале  узнал о ПОСМЕРТНОЙ награде Жени. А в тексте так:
Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. (38)Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (39)Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
Возможно, вы сочтёте это не очень грубым нарушением фактологической точности, но указать вам на неё считаю важным, потому что на реальном экзамене вы из-за невнимательности можете сделать ещё более серьёзную ошибку.
Кристина, вы написали неплохое сочинение, вам следует проанализировать имеющиеся ошибки, чтобы написать на самый высокий балл. Удачи вам!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 18

Возврат к списку