Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Почему человеку важна способность мыслить?

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
02.02.2022 01:49:32
Автор: Ксения Скорюкина


Человека от животных отличает способность мыслить, обдумывать свои действия, основываясь не на инстинктах, а на моральных ценностях и убеждениях. Читая книги и размышляя над поступками героев, люди приходят к каким-то выводам для себя, которые и формируют внутренний мир. Все полученные знания и опыт человек должен анализировать, обдумывать, ведь только так он сможет стать мудрее, пережить все беды и невзгоды. Именно проблеме важности мыслить для человека посвящен текст Л. Толстого.

Рассуждая над этим вопросом, автор подчеркивает, что телесные усилия не помогут стать лучше, не сделают морально сильнее. Именно способность мыслить формирует мировоззрение, без нее человек бы “не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно”. Не умея думать и рассуждать, люди не сформировали бы внутренний мир и убеждения, в обществе царил бы беспорядок. Способность мыслить помогает человеку пережить горе, справиться со всеми трудностями. Поразмыслив, он не только находит выход из сложных ситуаций, но и понимает, что со всеми невзгодами сможет справиться, превратить их в доброе. Жизнь человека стала бы бессмысленной, превратилась бы простое существование, если бы он не умел думать.

Люди передают друг другу свои знания, но не так просто научиться чему-то и принять чужой опыт. “Чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.” Даже мысли, которые сначала кажутся странными, становятся нерушимой истиной после осмысления. Понять правду, перенять знания и мудрость окружающих людей или из книг человек может лишь тогда, когда научится думать.

Оба примера, дополняя друг друга, показывают, как важна способность мыслить. Благодаря им можно понять, что человек не смог бы развиваться и жить, если бы не умел рассуждать.

Автор утверждает, что, умея думать, можно научиться отличать добро от зла, принимать чужой опыт. Если человек не будет рассуждать, то его жизнь не будет иметь смысла, он никогда не научится чему-то новому. Без способности мыслить внутренний мир людей не сформируется, у них не будет моральных ценностей и умения принять мудрость предков.

С мнением автора нельзя не согласиться. Я убеждена, что, размышляя и думая, человек способен изменить свое мировоззрение, стать мудрее. Например, в произведении “Пари” А.П.Чехова юрист, один из главных героев, заключив спор, должен был провести пятнадцать лет в заключении. В начале заточения мужчина страдал от скуки, одиночества, но, оставшись наедине с собой и книгами, он стал совсем другим человеком. Размышляя и принимая мудрость из прочитанного, юрист менял свое мировоззрение. В конце заключения ему уже не нужен был ни выигранный спор, ни деньги. Мужчина стал презирать земные блага и сбежал за несколько часов до окончания пари. Проведя столько лет в одиночестве, размышляя о жизни, юрист пересмотрел свои духовные ценности и отношение к миру. Способность принять мудрость книг, умение мыслить способны изменить человека.

Жизнь обретает смысл, когда люди учатся отличать хорошее от плохого, формируют свое мировоззрение. Это можно сделать, умея мыслить, принимать опыт окружающих. Думая и размышляя, человек справляется с горем, преодолевает трудности. Вот почему так важна способность мыслить.
Количество слов - 469

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Ксения!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована с грамматической ошибкой.

Именно проблеме важности мыслить для человека посвящен текст Л. Толстого.
Советую формулировать проблему в виде вопроса, так вам будет легче выстроить комментарий, а главное -- сформулировать позицию автора. Как вы знаете, проблема и позиция автора соотносятся как вопросно-ответное единство. Утвердительная формулировка (проблема + сущ. в Р.п.) тоже может быть использована, но она более уязвимая. Выбор за вами.
Вариант формулировки проблемы:

Почему для человека важна способность мыслить?

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 (умение мыслить как важная составляющая мировоззрения) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (роль способности мыслить в принятии чужого опыта) указан, не пояснён (нет авторского видение проблемы).

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована, но недостаточно глубоко.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

В работе просматривается коммуникативный замысел, но имеются логические ошибки.

Ошибки:

Именно проблеме важности мыслить для человека посвящен текст Л. Толстого.

Рассуждая над этим вопросом, автор подчеркивает, что телесные усилия не помогут стать лучше, не сделают морально сильнее.
Нарушение логики развития мысли (проблема сформулирована, увы, не в виде вопроса, поэтому нелогично таким образом вводить комментарий).

Люди передают друг другу свои знания, но не так просто научиться чему-то и принять чужой опыт. “Чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.” Даже мысли, которые сначала кажутся странными, становятся нерушимой истиной после осмысления. Понять правду, перенять знания и мудрость окружающих людей или из книг человек может лишь тогда, когда научится думать.
Нелогично введён второй пример (нет "мостика" от одной мысли к другой).
В конце заключения ему уже не нужен был ни выигранный спор, ни деньги.
Нарушение логики (спор и деньги не тождественные понятия).

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Читая книги и размышляя над поступками героев, люди приходят к каким-то выводам для себя, которые и формируют внутренний мир. Все полученные знания и опыт человек должен анализировать, обдумывать, ведь только так он сможет стать мудрее, пережить все беды и невзгоды.
Нужно было, на мой взгляд, конкретизировать *(что значит "каким-то?). Неопределённое местоимение можно понять по-разному.  Лучше было бы выбрать прилагательное, например: ... люди приходят в важным выводам...

Обратила внимание на то, что вы часто используете предложения с деепричастными оборотами.
Читая книги и размышляя над поступками героев, люди приходят к каким-то выводам для себя, которые и формируют внутренний мир.

Рассуждая над этим вопросом, автор подчеркивает, что телесные усилия не помогут стать лучше, не сделают морально сильнее.

Не умея думать и рассуждать, люди не сформировали бы внутренний мир и убеждения, в обществе царил бы беспорядок.

Поразмыслив, он не только находит выход из сложных ситуаций, но и понимает, что со всеми невзгодами сможет справиться, превратить их в доброе.

Оба примера, дополняя друг друга, показывают, как важна способность мыслить.

Автор утверждает, что, умея думать, можно научиться отличать добро от зла, принимать чужой опыт.

Я убеждена, что, размышляя и думая, человек способен изменить свое мировоззрение, стать мудрее. Например, в произведении “Пари” А.П.Чехова юрист, один из главных героев, заключив спор, должен был провести пятнадцать лет в заключении. В начале заточения мужчина страдал от скуки, одиночества, но, оставшись наедине с собой и книгами, он стал совсем другим человеком. Размышляя и принимая мудрость из прочитанного, юрист менял свое мировоззрение.

Проведя столько лет в одиночестве, размышляя о жизни, юрист пересмотрел свои духовные ценности и отношение к миру.

Это можно сделать, умея мыслить, принимать опыт окружающих. Думая и размышляя, человек справляется с горем, преодолевает трудности.
Старайтесь не увлекаться однотипными грамматическими конструкциями, потому что однообразие грамматического строя речи однозначно приведёт к снижению балла/-ов по К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: +  3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Рассуждая над этим вопросом, автор подчеркивает, что телесные усилия не помогут стать лучше, не сделают морально сильнее.
Нарушение управления: рассуждая (о чём?).
Жизнь человека стала бы бессмысленной, превратилась бы (пропущен предлог) простое существование, если бы он не умел думать.
Пропуск предлога "в".
“Чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.”
Цитата без вводящих слов (нет слов автора).
Размышляя и принимая мудрость из прочитанного, юрист менял свое мировоззрение.
Нарушение в построении предложения с однородными членами. Нельзя употреблять при однородных  членах общее слово, требующее разного  управления (размышляя (о чём?), принимая (что?)).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Рассуждая над этим вопросом, автор подчеркивает, что телесные усилия не помогут стать лучше, не сделают морально сильнее.
Не хватает слов для понимания смысла. Кому не помогут телесные усилия стать лучше?

Например, в произведении “Пари” А.П.Чехова юрист, один из главных героев, заключив спор, должен был провести пятнадцать лет в заключении.
Лучше изменить порядок слов.

... в произведении А.П. Чехова "Пари"...

Способность принять мудрость книг, умение мыслить способны изменить человека.
Тавтология (повторы).
В начале заточения мужчина страдал от скуки, одиночества, но, оставшись наедине с собой и книгами, он стал совсем другим человеком.
На мой взгляд, здесь есть стилистические шероховатости. Почему бы не сказать проще: поначалу, вначале? Словосочетания "в начале заточения", "оставшись наедине с собой и книгами" звучат высокопарно, пафосно.
Размышляя и принимая мудрость из прочитанного, юрист менял свое мировоззрение.
Нарушение лексической сочетаемости.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (пояснениями, анализом связи), логикой развития мысли, грамматикой, речевым оформлением.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку