Запомни!
Проблема важности самостоятельного мышления
-
Текст: Л. Толстой. О способности мыслить(1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
(5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
(7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
(10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
(14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
(18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
(21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
(22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
(25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
(27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
(31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.
(По Л.Н. Толстому)
Рассуждая над проблемой, автор говорит, что люди были бы жалкими, если бы не могли логически мыслить и по следствию этого совершать какие-то действия. Такая способность необходима человеку для существования в нашем мире. Самостоятельное мышление помогает ему в ситуациях, которые приводят к новому и неизвестному, к чему надо приспособиться.(Предложения 14-16) Люди должны решать свои проблемы сами, так как эта только их жизнь и вмешивать в это другого нельзя. Для этого каждому дан разум и умение им пользоваться, но не каждый понимает, как это делать правильно. Один человек развивается и его мозг начинает думать быстрее и лучше, а другой ничего не делает и его мозг постепенно теряет способность рационального мышления. (Предложение 31-32) Оба примера дополняют друг друга, так как раскрывают важность и нужность такой способности, как мышление и объясняют, почему это сугубо самостоятельный процесс.
Автор утверждает, что люди должны думать сами за себя, а не надеятся на помощь и мысли другого. Иначе это приводит к печальным последствиям.
С мнением автора нельзя не согласиться, ведь когда человек совершает действия под влиянием другого, это не всегда заканчивается хорошо. Иначе говоря, люди должны решать свою жизнь сами. О последствиях рассказывается в произведении Тургенева "Отцы и дети". Молодой Аркадий Кирсанов завел дружбу с нигилистом Базаровым и мечтал походить на него. Кирсанов младший решил тоже стать нигилистом, однако ничего не понимал в этом и опирался только на разум Базарова и его восприятие мира. Между Аркадием Кирсановым и его отцом Николаем Петровичем происходит небольшая ссора по поводу дружбы и "поклонению" Кирсанова младшего Базарову. Чужой разум привёл Аркадия к недопонимаю с отцом, так как он не думал своей головой и не понимал, как он на самом деле воспринимает мир, и, что это совершенно отличается от идейных взглядов Базарова.
Способность самостоятельно мыслить дана людям не случайно, а для их же развития и возможности самим вершить свою судьбу. Без самостоятельного мышления невозможно благополучно справляться с проблемами, строить карьеру, любить и общаться с другими людьми.
Здравствуйте, Елизавета!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, но пояснение не соответствует содержанию примера.
Вы ссылаетесь на предложения 14-16, вот они:
(14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. |
Как вы комментируете этот отрывок? Вы пишете:
Люди должны решать свои проблемы сами, так как эта только их жизнь и вмешивать в это другого нельзя. |
Пример 2 указан, но пояснение не соответствует содержанию примера.
Вы ссылаетесь на предложения 31-32, вот они:
(31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать. |
Как вы толкуете этот отрывок? Так:
Один человек развивается и его мозг начинает думать быстрее и лучше, а другой ничего не делает и его мозг постепенно теряет способность рационального мышления. |
Елизавета, именно такая картина получается, когда вы, совершенно не понимая текст, пытаетесь вставить слова в шаблон.
Взаимосвязь между примерами определена верно, не проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Автор ничего не говорил о последствиях использования чужих мыслей и не призывал не надеяться на помощь другого. Вы не поняли текст, к сожалению.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Оба примера дополняют друг друга, так как раскрывают важность и нужность такой способности, как мышление и объясняют, почему это сугубо самостоятельный процесс. |
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.
Ошибки: К10
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
Автор утверждает, что люди должны думать сами за себя, а не надеятся на помощь и мысли другого. |
КирсановДЕФИС младший решил тоже стать нигилистом |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Если человек живёт мыслями и разумом другого, и принимает решения, основываясь на чужие мысли, то он саморазрушается. |
Один человек развивается ЗПТ и его мозг начинает думать быстрее и лучше, а другой ничего не делает ЗПТ и его мозг постепенно теряет способность рационального мышления. |
Чужой разум привёл Аркадия к недопонимаю с отцом, так как он не думал своей головой и не понимал, как он на самом деле воспринимает мир, и, что это совершенно отличается от идейных взглядов Базарова. |
Оба примера дополняют друг друга, так как раскрывают важность и нужность такой способности, как мышление ЗПТ и объясняют, почему это сугубо самостоятельный процесс. |
С мнением автора нельзя не согласиться, ведь ЗПТ когда человек совершает действия под влиянием другого, это не всегда заканчивается хорошо. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Разум и способность мыслить отличает его от всего живого. |
Если человек живёт мыслями и разумом другого, и принимает решения, основываясь на чужие мысли, то он саморазрушается. |
Рассуждая над проблемой, автор говорит |
Люди должны решать свои проблемы сами, так как эта только их жизнь и вмешивать в это другого нельзя. |
Между Аркадием Кирсановым и его отцом Николаем Петровичем происходит небольшая ссора по поводу дружбы и "поклонению" КирсановаДЕФИС младшего Базарову. |
Без самостоятельного мышления невозможно благополучно справляться с проблемами, строить карьеру, любить и общаться с другими людьми. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
люди были бы жалкими, если бы не могли логически мыслить и по следствию этого совершать какие-то действия. |
Люди должны решать свои проблемы сами, так как эта только их жизнь и вмешивать в это другого нельзя. Для этого каждому дан разум и умение им пользоваться, но не каждый понимает, как это делать правильно. |
Иначе говоря, люди должны решать свою жизнь сами. |
Между Аркадием Кирсановым и его отцом Николаем Петровичем происходит небольшая ссора по поводу дружбы и "поклонению" Кирсанова младшего Базарову. |
Чужой разум привёл Аркадия к недопонимаю с отцом, так как он не думал своей головой и не понимал, как он на самом деле воспринимает мир, и, что это совершенно отличается от идейных взглядов Базарова. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки:
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, над пунктуацией и грамматикой. Удачи!