Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема важности самостоятельного мышления

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
01.02.2022 23:08:55
Автор: Елизавета Кулешова

Человек - самое разумное существо. Разум и способность мыслить отличает его от всего живого. Если человек живёт мыслями и разумом другого, и принимает решения, основываясь на чужие мысли, то он саморазрушается. Именно проблеме важности самостоятельного мышления посвящён текст.
Рассуждая над проблемой, автор говорит, что люди были бы жалкими, если бы не могли логически мыслить и по следствию этого совершать какие-то действия. Такая способность необходима человеку для существования в нашем мире. Самостоятельное  мышление помогает ему в ситуациях, которые приводят к новому и неизвестному, к чему надо приспособиться.(Предложения 14-16) Люди должны решать свои проблемы сами, так как эта только их жизнь и вмешивать в это другого нельзя. Для этого каждому дан разум и умение им пользоваться, но не каждый понимает, как это делать правильно. Один человек развивается и его мозг начинает думать быстрее и лучше, а другой ничего не делает и его мозг постепенно теряет способность рационального мышления. (Предложение 31-32) Оба примера дополняют друг друга, так как раскрывают важность и нужность такой способности, как мышление и объясняют, почему это сугубо самостоятельный процесс.
Автор утверждает, что люди должны думать сами за себя, а не надеятся на помощь и мысли другого. Иначе это приводит к печальным последствиям.
С мнением автора нельзя не согласиться, ведь когда человек совершает действия под влиянием другого, это не всегда заканчивается хорошо. Иначе говоря, люди должны решать свою жизнь сами. О последствиях рассказывается в произведении Тургенева "Отцы и дети". Молодой Аркадий Кирсанов завел дружбу с нигилистом Базаровым и мечтал походить на него. Кирсанов младший решил тоже стать  нигилистом, однако ничего не понимал в этом и опирался только на разум Базарова и его восприятие мира. Между Аркадием Кирсановым и его отцом Николаем Петровичем происходит небольшая ссора по поводу дружбы и "поклонению" Кирсанова младшего Базарову. Чужой разум привёл Аркадия к недопонимаю с отцом, так как он не думал своей головой и не понимал, как он на самом деле воспринимает мир, и, что это совершенно отличается от идейных взглядов Базарова.
Способность самостоятельно мыслить дана людям не случайно, а для их же развития и  возможности самим вершить свою судьбу. Без самостоятельного мышления невозможно благополучно справляться с проблемами, строить карьеру, любить и общаться с другими людьми.
Количество слов - 349

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Елизавета!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, но пояснение не соответствует содержанию примера.

Вы ссылаетесь на предложения 14-16, вот они:

(14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу.
О чем этот отрывок? О том, что благодаря силе мысли человеку легче справляться с бедами.
Как вы комментируете этот отрывок? Вы пишете:
Люди должны решать свои проблемы сами, так как эта только их жизнь и вмешивать в это другого нельзя.
Эта мысль не содержится в тексте Толстого, по крайней мере, в указанных предложениях.

Пример 2 указан, но пояснение не соответствует содержанию примера.

Вы ссылаетесь на предложения 31-32, вот они:

(31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.
О чем этот отрывок? О том, что запасы мудрости разные у разных людей, но можно черпать мудрость у другого человека, более мудрого.
Как вы толкуете этот отрывок? Так:
Один человек развивается и его мозг начинает думать быстрее и лучше, а другой ничего не делает и его мозг постепенно теряет способность рационального мышления.
То есть вы сами додумали за Толстого, сформулировав суждение, которое из его мысли не вытекает и приведенному отрывку не соответствует.

Елизавета, именно такая картина получается, когда вы, совершенно не понимая текст, пытаетесь вставить слова в шаблон.

Взаимосвязь между примерами определена верно, не  проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Автор ничего не говорил о последствиях использования чужих мыслей и не призывал не надеяться на помощь другого. Вы не поняли текст, к сожалению.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Оба примера дополняют друг друга, так как раскрывают важность и нужность такой способности, как мышление и объясняют, почему это сугубо самостоятельный процесс.
Нарушение логической связи между компонентами сложного предложения.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Ошибки: К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Автор утверждает, что люди должны думать сами за себя, а не надеятся на помощь и мысли другого.
не надеяТЬся
КирсановДЕФИС младший решил тоже стать  нигилистом
Кирсанов-младший.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Если человек живёт мыслями и разумом другого, и принимает решения, основываясь на чужие мысли, то он саморазрушается.
Лишняя запятая (между однородными сказуемыми).
Один человек развивается ЗПТ и его мозг начинает думать быстрее и лучше, а другой ничего не делает ЗПТ и его мозг постепенно теряет способность рационального мышления.
Пропущены запятые на стыках грамматических основ (2 пунктуационные ошибки).
Чужой разум привёл Аркадия к недопонимаю с отцом, так как он не думал своей головой и не понимал, как он на самом деле воспринимает мир, и, что это совершенно отличается от идейных взглядов Базарова.
Две лишние запятые.
Оба примера дополняют друг друга, так как раскрывают важность и нужность такой способности, как мышление ЗПТ и объясняют, почему это сугубо самостоятельный процесс.
Пропущена запятая после оборота с КАК.
С мнением автора нельзя не согласиться, ведь ЗПТ когда человек совершает действия под влиянием другого, это не всегда заканчивается хорошо.
Пропущена запятая на стыке союзов.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Разум и способность мыслить отличает его от всего живого.
Разум и способность отличаЮт
Если человек живёт мыслями и разумом другого, и принимает решения, основываясь на чужие мысли, то он саморазрушается.
Нарушение управления. Верно: основываясь на чужих мыслях.
Рассуждая над проблемой, автор говорит
Правильно: рассуждая О проблеме,...
Люди должны решать свои проблемы сами, так как эта только их жизнь и вмешивать в это другого нельзя.
Правильно: это только их жизнь...
Между Аркадием Кирсановым и его отцом Николаем Петровичем происходит небольшая ссора по поводу дружбы и "поклонению" КирсановаДЕФИС младшего Базарову.
ссора по поводу (чего?) поклонениЯ
Без самостоятельного мышления невозможно благополучно справляться с проблемами, строить карьеру, любить и общаться с другими людьми.
Нарушение в конструкции с однородными членами.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

люди были бы жалкими, если бы не могли логически мыслить и по следствию этого совершать какие-то действия.
Видимо, имелось в виду слово "впоследствии".
Люди должны решать свои проблемы сами, так как эта только их жизнь и вмешивать в это другого нельзя. Для этого каждому дан разум и умение им пользоваться, но не каждый понимает, как это делать правильно.
Повторы.
Иначе говоря, люди должны решать свою жизнь сами.
Лексическая несочетаемость.
Между Аркадием Кирсановым и его отцом Николаем Петровичем происходит небольшая ссора по поводу дружбы и "поклонению" Кирсанова младшего Базарову.
Ссора не бывает "по поводу", ссора бывает из-за чего-то.
Чужой разум привёл Аркадия к недопонимаю с отцом, так как он не думал своей головой и не понимал, как он на самом деле воспринимает мир, и, что это совершенно отличается от идейных взглядов Базарова.
Некорректное употребление местоимений. Он -- это Аркадий или отец? Непонятно.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, над пунктуацией и грамматикой. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 10

Возврат к списку