Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема силы материнской любви

  • Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...
    (1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
    (6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
    —(8)Ваш сын приговорен к казни.
    (9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
    —(11)Можно мне видеть коменданта?
    (12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
    (16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
    —(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
    —(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
    —(22)Он приговорен к казни.
    (23)Мейер вытер лоб ладонью.
    —(24)Он работал на лесопилке...
    —(25)Ах, лесопилка! —  (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
    (29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
    —(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, —  после недолгого молчания сказал комендант.
    —(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. —  (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
    —(35)Понимаю, —  сказал он и как бы ушел в себя.
    (36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
    —(38)Ваша мать жива?
    —(39)Моя матушка? —  (40)Он слегка посветлел. —  (41)Моя матушка?
    (42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
    —(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, —  комендант оживился, —  она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
    — (46)Все матери похожи друг на друга.
    —(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
    —(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
    —(52)Правда, — отозвалась я.
    —(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
    — (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
    (56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
    (64)Комендант покосился на часы и сказал:
    —(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
    —(66)Куда мне бежать?
    —(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
    (73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
    (76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
    (82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
    —(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
    (88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
    (92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
    (99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
    —(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
    (104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
    (110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
    —(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
    (114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
    (123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
    —(125)Они все мои сыновья.
    (по Ю.Яковлеву)
01.02.2022 23:08:18
Автор: София Маршева

        Что может быть важнее для материнского сердца, чем жизнь и здоровье своего ребенка? На что способна пойти мать ради этого? Именно проблеме силе материнской любви посвящен текст Ю. Яковлева.
    Рассуждая над вопросом душевной связи матери и ребенка, автор показывает готовность женщины пойти на все, ради своего сына. С одной стороны, узнав о казни юноши, отчаявшаяся мать несмотря на испытанное душевное потрясение, смогла собраться с силами и была готова предпринять любые попытки, чтобы помочь своему ребенку. Ей не хотелось верить, что комендант Мейер не сможет войти в ее положение и не проявить сочувствие (пр. 29-30). «Я пришла умолять вас о моем сыне!», – душевный крик матери, которая не остановится ни перед чем. Решительность и полное отречение от всего являются проявлением самой настоящей силы материнской любви. С другой стороны, автор ставит героиню перед сложным нравственным выбором. Приехав на место казни, учительница понимает, что ее сын предпочел бы умереть, чем предать своих товарищей. В решающую минуту жизнь Кирюши находилась в ее руках (пр. 100), но «он и сейчас не звал «...» на помощь». Смирившись с выбором сына, она произносит: «они все мои сыновья», отказываясь от спасения Кирюши. Проявлением силы материнской любви служит способность принять выбор своего ребенка, поставить его интересы выше собственных , как бы тяжело это ни было. Автор противопоставляет два эпизода, чтобы показать разное отношение к поднимаемому вопросу. Мать способна на любые жертвы ради своего ребенка, но так ли они нужны, если дети не просили помощи?
    Автор утверждает, что сила материнской любви заключается в преданности и в постоянной готовности жертвовать собой, своими интересами ради своего ребенка.
    С мнением автора нельзя не согласиться: материнская любовь особенная, безграничная и часто самоотверженная. Примером силы материнской любви служит произведение А. Солженицына «Матренин двор». Главная героиня Матрена всю жизнь вела праведный образ жизни. Потеряв  своих детей, она взяла на воспитание девочку, которая, когда повзрослела, так и не испытала нежных чувств к Матрене. Но главная героиня не обижается на приемную дочь, а проявляет душевную доброту и отдает ей свою горницу. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, Матрена попадает под поезд. На ее похоронах лишь приемная дочь Кира искренне плачет и скорбит о ней.
    Сила материнской любви помогает преодолеть любые преграды, не отчаиваться и делать все во благо своего ребенка.
Количество слов - 362

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, София!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

С одной стороны, узнав о казни юноши, отчаявшаяся мать несмотря на испытанное душевное потрясение, смогла собраться с силами и была готова предпринять любые попытки, чтобы помочь своему ребенку.
Пропущено важное слово: узнав о предстоящей казни юноши. При отсутствии этого слова возникает логическое противоречие: если казнь уже состоялась, то все попытки ее предотвратить бессмысленны.
Мать способна на любые жертвы ради своего ребенка, но так ли они нужны, если дети не просили помощи?
Довольно странный с логической точки зрения вопрос. По-вашему, мать должна помогать ребенку только тогда, когда он просит о помощи? Это абсурд.

Логические нарушения в обосновании своего мнения по проблеме. Непонятно, как эпизод гибели Матрены иллюстрирует проявление материнской любви. Приемная дочь Матрены, как вы пишете, не питала искренних чувств к матери, но на похоронах искренне плакала... Противоречивое изложение примера, много лишних подробностей.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Ошибки: К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

автор показывает готовность женщины пойти на все, ради своего сына.
Лишняя запятая.
«Я пришла умолять вас о моем сыне!», – душевный крик матери, которая не остановится ни перед чем.
Лишняя запятая.
С одной стороны, узнав о казни юноши, отчаявшаяся мать ЗПТ несмотря на испытанное душевное потрясение, смогла собраться с силами и была готова предпринять любые попытки, чтобы помочь своему ребенку.
Оборот с "несмотря на" обособляется.
Смирившись с выбором сына, она произносит: «они все мои сыновья», ТИРЕ отказываясь от спасения Кирюши.
Нарушения пунктуационного оформления цитаты.
«он и сейчас не звал «...» на помощь».
кавычки не нужны.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Именно проблеме силе материнской любви посвящен текст Ю. Яковлева.
правильно: проблеме (чего?) силЫ
Рассуждая над вопросом душевной связи матери и ребенка
правильно: рассуждая О вопросе

K10 - Соблюдение речевых норм: +1 балл.

Ошибки:

Примером силы материнской любви служит произведение А. Солженицына «Матренин двор».
Произведение не может проявлять материнскую любовь, т.к. произведение не является матерью.
Главная героиня Матрена всю жизнь вела праведный образ жизни.
Повтор.
комендант Мейер не сможет войти в ее положение и не проявить сочувствие
Двойное отрицание составлено некорректно, смысл фразы искажается.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет

Общие рекомендации: следует усилить работу над обоснованием собственного мнения. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку