Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Что помогает человеку переносить трудности?

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
01.02.2022 21:34:44
Автор: Карина Калинкина

      На протяжении всего жизненного пути люди сталкиваются с различными препятствиями и неприятностями. Но что же помогает человеку переносить трудности? Именно эту проблему поднимает Л. Н. Толстой в тексте.
      Рассуждая над вопросом, автор упоминает о том, что человек, наделённый мышлением, не отяготит себя мрачными  размышлениями о происходящем вокруг. Толстой говорит, что неудачи рано или поздно закончатся, а за ними последует «белая полоса», если человек извлечёт из ситуации какой-то урок: «…всякие беды проходят и часто превращаются в доброе…для разумного человека всякая беда на пользу». Лев Николаевич отмечает, что некоторые обстоятельства людям неподвластны и из-за них вовсе не стоит переживать, однако свои действия человек вправе контролировать, поэтому он несёт ответственность за них: «Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу …. нашему разуму». Оба примера, дополняя друг друга, подчёркивают, что человеку проще переносить трудности, если он доверится судьбе и прекратит печалиться, потому что, во-первых, прошлое превращается в полезный опыт, а во-вторых есть вещи, которые людям не под силу изменить.  
         Автор утверждает, что человеку помогают переносить трудности собственные светлые мысли. Нельзя концентрироваться на негативных аспектах жизни, ведь их не избежать, однако важно
впускать в своё сердце добро и учиться правильно относиться к сложностям, только тогда можно обрести внутреннюю гармонию и счастье.
       С позицией автора нельзя не согласиться: в поэме А. Т. Твардовского «Дом у дороги» передано, как сила характера и внутренний стержень Андрея Сивцова помогают ему не впадать в полное отчаяние после всех произошедших бед. После окончания Великой Отечественной войны главный герой возвращается домой, однако видит лишь разруху и пепелище. Мужчина дал отпор всем скверным мыслям и в надежде на возвращение утраченного семейного счастья начал «строить» жизнь заново. Он не поддался опустошающему его душу одиночеству, вера в лучшее зажглась в сердце героя и помогла ему справиться с удручающим горем.
       Люди борются с возникшими проблемами по-разному, однако не стоит падать духом и думать о безысходности, - это проявление слабости. Необходимо отыскать для себя источники веселья и радости, получить поддержку от родных и близких, искренне принять и отпустить все невзгоды. Нельзя копить их в сердце, нужно двигаться дальше.
Количество слов - 359

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Карина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

Лучше заменить слово "переносить" в формулировке проблемы на "преодолевать" (преодолевать трудности).

K2 - Комментарий + 2 балла

Комментарий слабый: нужно "продираться сквозь дебри"...  Примеры прописаны невнятно. Второй  пример, на мой взгляд, плохо коррелирует с обозначенной проблемой:

Проблема: Но что же помогает человеку переносить трудности?
Пример 1 (роль мышления в преодолении трудностей, извлечение урока) в сочинении указан, пояснён поверхностно.

Пример 2 (предопределённость некоторых обстоятельств жизни, из-за которых не стоит расстраиваться) указан, но он, на мой взгляд не коррелирует в первым примером.

Взаимосвязь между примерами и анализ связи не оцениваются.

Рассуждая над вопросом, автор упоминает о том, что человек, наделённый мышлением, не отяготит себя мрачными  размышлениями о происходящем вокруг.
В предложении высказана мысль, которая не совсем точно отражает мысль Л.Н. Толстого. Старайтесь избегать свободных интерпретаций, потому что это повлечён за собой фактические ошибки.
Очень неудачное, на мой взгляд, начало комментария. Глагол "упоминает" звучит неорганично. Вам нужно выбрать два ярких примера, которые докажут, что в тексте поднимается именно та проблема, о которой вы пишете. И вдруг "упоминается"...

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, но нет тезиса, поэтому обоснование "повисает".

С позицией автора нельзя не согласиться: ??? в поэме А. Т. Твардовского «Дом у дороги» передано, как сила характера и внутренний стержень Андрея Сивцова помогают ему не впадать в полное отчаяние после всех произошедших бед. После окончания Великой Отечественной войны главный герой возвращается домой, однако видит лишь разруху и пепелище. Мужчина дал отпор всем скверным мыслям и в надежде на возвращение утраченного семейного счастья начал «строить» жизнь заново. Он не поддался опустошающему его душу одиночеству, вера в лучшее зажглась в сердце героя и помогла ему справиться с удручающим горем.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Лев Николаевич отмечает, что некоторые обстоятельства людям неподвластны и из-за них вовсе не стоит переживать, однако свои действия человек вправе контролировать, поэтому он несёт ответственность за них: «Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу …. нашему разуму».

Нарушение логики. Нить мысли теряется.

Люди борются с возникшими проблемами по-разному, однако не стоит падать духом и думать о безысходности, - это проявление слабости.
Нарушение логики. Неуместное использование противительного союза "однако".

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки в К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Оба примера, дополняя друг друга, подчёркивают, что человеку проще переносить трудности, если он доверится судьбе и прекратит печалиться, потому что, во-первых, прошлое превращается в полезный опыт, а  во-вторых ЗПТ есть вещи, которые людям не под силу изменить.  
Не выделено вводное слово.  
  С позицией автора нельзя не согласиться ТОЧКА: в (В) поэме А. Т. Твардовского «Дом у дороги» передано, как сила характера и внутренний стержень Андрея Сивцова помогают ему не впадать в полное отчаяние после всех произошедших бед.
Предложение следует разделить на несколько.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Рассуждая над вопросом, автор упоминает о том, что человек, наделённый мышлением, не отяготит себя мрачными  размышлениями о происходящем вокруг.
Нарушение управления (рассуждая (о чём?) о вопросе).
Автор считает, что главным в отношение между людьми - это любовь друг другу, взаимоуважение и взаимопомощь.
Нарушение управления. Правильно: главным в отношениях между людьми.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

  С позицией автора нельзя не согласиться: в поэме А. Т. Твардовского «Дом у дороги» передано, как сила характера и внутренний стержень Андрея Сивцова помогают ему не впадать в полное отчаяние после всех произошедших бед.
Плеоназм (сила характера, внутренний стержень -- это близкие по смыслу словосочетания).
Он не поддался опустошающему его душу одиночеству, вера в лучшее зажглась в сердце героя и помогла ему справиться с удручающим горем.
Примеры неудачной образности (нарушение лексической сочетаемости).
Необходимо отыскать для себя источники веселья и радости, получить поддержку от родных и близких, искренне принять и отпустить все невзгоды. Нельзя копить их в сердце, нужно двигаться дальше.
Нарушение лексической сочетаемости (Слово "невзгоды" не сочетается с глаголом "копить").  

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста (нельзя скользить по поверхности текста). По-моему, вы совсем не обратили внимания на ключевые слова непростого текста Л.Н. Толстого. Слово "мысль" (словоформы, однокоренные) встречается 17 раз;  нельзя назвать это случайностью), комментарием, логикой развития мысли, грамматикой, речевым оформлением.

Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку