Запомни!
Проблема совести и нравственности
-
Текст: В. Корчагин. О страхе и предательстве(1)Утро следующего дня было холодным и пасмурным. (2)Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю. (3)Все тело у нее болело. (4)Сильная тошнота подступала к горлу.
(5)Наташа стиснула зубы:
«Только бы встать! Только бы подняться на ноги!» — мысленно твердила она, проклиная свою слабость. (6)Она слышала, как легко и быстро поднялся Валерий. (7)Он даже насвистывал что-то. (8)Почему же у нее так кружится голова?
(9)Она снова попыталась встать и снова бессильно опустилась на землю. (10)К ней подошел Андрей Иванович.
—(11)Что, Наточка, тяжело?
(12)Он сел возле нее.
(13)Наташа подняла глаза и увидела его худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза. (14)Видно было, что и он еле поднялся.
(15)Наташа сделала над собой усилие и села, прислонившись спиной к влажному стволу дерева.
(16)Ничего, Андрей Иванович. (17)Я еще могу идти…
—(18)Надо идти, Наташенька. —(19)Он помог ей подняться. — (20)Еще немного. (21)А сегодня… (22)Сегодня мы немного увеличим нашу утреннюю норму.
(23)Он отыскал глазами Валерия.
—(23)Валерий! В твой рюкзак я положил шоколад. (24)Вынь-ка одну плитку. (25)Все мы очень ослабли…
—(26)Что вы, Андрей Иванович! (27)Шоколад надо оставить на конец пути, — ответил Валерий не оборачиваясь.
—(28)Мы очень ослабли, — повторил Андрей Иванович, — а конец уже недалеко. (29)Одну плитку давайте разделим сейчас.
—(30)Андрей Иванович! — Валерий решительно застегнул рюкзак. — (31)Вы же мужчина! (32)Стыдитесь! (33)Впереди еще столько дней пути, а вы предлагаете уничтожить наш неприкосновенный запас. (34)Я мальчишка и то…
(35)Геолог побледнел.
—(36)Хорошо, — сказал он с расстановкой, — я могу идти без шоколада. (37)Но Наташе он необходим сейчас. (38)Она еле поднялась с постели.
(39)Наташа хотела возразить, но Валерий опередил ее: — (40)Ах, вот как! (41)Это другое дело. (42)Что ж… (43)«Я отдаю Наташе свой сегодняшний завтрак», —сказал он вызывающим тоном. — (44)Но шоколад останется неприкосновенным!
(45)Валерий быстро вскинул рюкзак на плечи и, не оглядываясь, зашагал вдоль реки. (46)С минуту Андрей Иванович смотрел ему вслед, и вдруг страшное подозрение обожгло его мозг.
—(47)Стой!! — закричал он.
(48)Валерий остановился. Геолог подошел к нему.
—(49)Снимай рюкзак!
(50)Валерий отступил на шаг, и вдруг лицо его задергалось.
—(51)Что?.. Что вы думаете?..
(52)Андрей Иванович взялся за его рюкзак.
—(53)Не дам! — рванулся Валерий.
—(54)Приказываю! — раздельно и властно потребовал геолог.
(55)Лицо его сделалось страшным. (56)Правая рука сжалась в кулак. (57)Валерий дрожащими руками снял рюкзак. (58)Андрей Иванович быстро расстегнул его и вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты. (59)Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд.
—(60)Ну что? (61)Что смотрите! (62)Может, и мораль начнете еще читать? (63)А мне наплевать на вас! (64)Я жить хочу! — голос Валерия перешел на крик. —(65)Я моложе вас! (66)Я имею больше прав на жизнь! (67)Я… —(68)И вдруг голос его осекся. (69)Прямо перед собой он увидел ввалившиеся, полные муки глаза Наташи.
—(70)А-а-а! — взвыл он и бросился на землю.
(71)Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошел к костру, тщательно разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по крошечной дольке сахару. (72)После этого он направился к реке, чтобы набрать в котелок воды.
(73)Наташа словно оцепенела. (74)Все происшедшее было настолько невероятным, что казалось каким-то чудовищным недоразумением, которое следовало сейчас же, немедленно разрешить. (75)Валерий не мог этого сделать! (76)Несмотря на все, что она узнала о нем за последнее время, он не мог так низко пасть — обворовать ее, слабую девушку, своего школьного товарища, и пожилого мужчину, делавшего все возможное для их спасения. (77)Разве мог это сделать человек, который так много и с таким чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил музыку, который писал стихи, который…
(78)Но этого человека уже не было. (79)Перед ней лежало на земле и скулило, как побитая собака, какое-то жалкое мерзкое существо, которое стыдно было даже сравнивать с человеком.
(В.Корчагин)
Чтобы читателям разобраться в данном вопросе, автор рассказывает о том, что даже в самой тяжелой ситуации нужно найти силы и идти дальше, и во что бы то ни стало заботиться о всей команде. Андрей Иванович помог встать Наташе с постели, дойти до дуба, а потом увеличил утреннюю норму еды для всех. Таким образом, Андрей Иванович хотел помочь не только себе, но и всей команде.
Далее автор текста показывает на другом примере полный антипод Андрею Ивановичу – Валерия. Валерий был жаден, он не хотел делиться едой, которая была жизненно необходима Наташе. Как только Андрей Иванович приказал открыть рюкзак, Валерий напрягся и стал более язвителен. «А мне наплевать на Вас! Я жить хочу!». С точностью можно сказать, что Валерий не знал слова честь, как и не знал что такое совесть. Ему было все равно на всех, даже на свою вторую половинку.
Эти два примера взаимосвязаны, так как в первом случае нам показывают честного и поступающего по совести Андрея Ивановича, а потом его полную противоположность Валерия, который не знает что такое совесть. Таким образом, благодаря совести, Андрей Иванович смог спасти всю команду от погибели.
Позиция автора ясна: он подводит читателя к самой главной проблеме мира, а именно к потере чувства совести и человечности.
Я считаю, что автор прав. Действительно, люди начинают забывать что такое совесть, нравственность, человечность. Мне, например, вспоминается произведение Майка Гелприна «Свеча горела», общество будущего, представленное в рассказе, показано нам, как бесчувственное, безнравственное стадо. В людях начало угасать самое главное – человечность, а вместе с ней и совесть. И глазом не моргнули, как из школы уволили учителя, который всего лишь хотел преподавать детям литературу.
Таким образом, можно сказать, что проблема совести и нравственности вечна.
Здравствуйте, Айзат!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно. В формулировке - лексическая несочетаемость. Недостает отглагольного существительного. Верно: проблема проявления совести, нравственности.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пояснение чересчур короткое. Зачтено с натяжкой.
Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована. Рекомендация следующая: четче формулируйте взаимосвязь. Ее необходимо называть. Во втором примере Вы пишете, что Валерий - антипод Андрея Ивановича. Это я и зачла как формулировку связи. Все же лучше связь называть в соответствующей части комментария.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов.
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Посудите сами. Чему учит этот текст? На чьей стороне автор? Увы, непонятно. Вопрос у вас был таков: в чем проявляется совесть и нравственность? Ответа нет. В позиции Вы, скорее, сформулировали проблему текста, чем его идею.
Позиция автора ясна: он подводит читателя к самой главной проблеме мира, а именно к потере чувства совести и человечности. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки:
Чтобы читателям разобраться в данном вопросе, автор рассказывает о том, что даже в самой тяжелой ситуации нужно найти силы и идти дальше, и во что бы то ни стало заботиться о всей команде. |
Андрей Иванович помог встать Наташе с постели, дойти до дуба, а потом увеличил утреннюю норму еды для всех. |
Позиция автора ясна: он подводит читателя к самой главной проблеме мира, а именно к потере чувства совести и человечности. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Чтобы читателям разобраться в данном вопросе, автор рассказывает о том, что даже в самой тяжелой ситуации нужно найти силы и идти дальше, ЛИШНЯЯ ЗПТ и во что бы то ни стало заботиться о всей команде. |
С точностью можно сказать, что Валерий не знал слова честь, как и не знал ЗПТ что такое совесть. |
Эти два примера взаимосвязаны, так как в первом случае нам показывают честного и поступающего по совести Андрея Ивановича, а потом его полную противоположность ТИРЕ Валерия, который не знает ЗПТ что такое совесть. |
4) Не обособлено придаточное.
Я считаю, что автор прав. Действительно, люди начинают забывать ЗПТ что такое совесть, нравственность, человечность. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Далее автор текста показывает на другом примере полный антипод Андрею Ивановичу – Валерия. |
«А мне наплевать на Вас! Я жить хочу!». |
Мне, например, вспоминается произведение Майка Гелприна «Свеча горела», ТОЧКА. общество будущего, представленное в рассказе, показано нам, как бесчувственное, безнравственное стадо. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Автор текста В. Корчагин, русский советский и российский писатель, поднимает весьма важную проблему совести и нравственности. |
2) "Русский" - лишнее слово, если далее использовано "российский".
Андрей Иванович помог встать Наташе с постели, дойти до дуба, а потом увеличил утреннюю норму еды для всех. Таким образом, Андрей Иванович хотел помочь не только себе, но и всей команде. |
Ему было все равно на всех, даже на свою вторую половинку. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки:
Общие рекомендации: следует усилить работу над позицией автора, логикой, речевым оформлением текста.