Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Проблема силы материнской любви
-
Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...(1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
(6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
—(8)Ваш сын приговорен к казни.
(9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
—(11)Можно мне видеть коменданта?
(12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
(16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
—(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
—(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
—(22)Он приговорен к казни.
(23)Мейер вытер лоб ладонью.
—(24)Он работал на лесопилке...
—(25)Ах, лесопилка! — (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
(29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
—(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, — после недолгого молчания сказал комендант.
—(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. — (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
—(35)Понимаю, — сказал он и как бы ушел в себя.
(36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
—(38)Ваша мать жива?
—(39)Моя матушка? — (40)Он слегка посветлел. — (41)Моя матушка?
(42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
—(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, — комендант оживился, — она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
— (46)Все матери похожи друг на друга.
—(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
—(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
—(52)Правда, — отозвалась я.
—(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
— (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
(56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
(64)Комендант покосился на часы и сказал:
—(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
—(66)Куда мне бежать?
—(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
(73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
(76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
(82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
—(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
(88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
(92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
(99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
—(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
(104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
(110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
—(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
(114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
(123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
—(125)Они все мои сыновья.
(по Ю.Яковлеву)
Над вопросом связи сына и матери рассуждал в отрывке Ю. Яковлев. Главная героиня – учительница узнаёт о казни своего сына и всеми силами пытается спасти его. Она просит коменданта остановить казнь. Мать была готова на всё лишь бы её Кирюша жил. В конечном итоге, наказание для него отменяют, и дают родительнице возможность забрать своего ребёнка, но увидев остальных учеников, которые учились в классе, она не смогла выбрать того, кто должен жить, ведь каждый из них не имеет права на смерть. Учитель по мере обучения своего класса, привязывается к детям в равной степени и пытается защитить их всех, как мать. Автор описывает отношения коменданта и его матери. Не смотря на время, которое прошло, он до сих пор помнит её любовь. Сила чувств смогла пробудить в человеке тепло и спасти душу человека. Оба примера, дополняя друг друга, показывают связь матери и сына, не смотря на годы и расстояния. Мать всегда поможет и поймет своего сына, не взирая, на преграды.
Автор утверждает, что сила любви матери сохраняется в сердце до самой смерти. Это чувство помогает в жизни, поддерживает.
С мнением автора тяжело не согласиться, привязанность родителя к ребенку способна преодолеть даже самые тяжёлые испытания. В поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой, имя которого созвучно названию произведения, живет взаперти, ему не знакома любовь матери, поэтому он несчастлив. Чтобы найти своих родных, он сбегает, но из-за нехватки сил и недостатка поддержки со стороны дорогого ему человека умирает. Чувства, которые связывают близких людей, позволяют им двигаться вперёд, поддерживая их даже на большом расстоянии.
Любовь матери - одно из сильнейших чувств в жизни. Оно помогает человеку двигаться дальше, развиваться, становиться сильнее, даже если родного человека нет рядом.
Здравствуйте, Александр!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 2 балла
Иллюстрации не выделены, есть пересказ текста в общем и пояснение в конце.
Над вопросом связи сына и матери рассуждал в отрывке Ю. Яковлев. Главная героиня – учительница узнаёт о казни своего сына и всеми силами пытается спасти его. Она просит коменданта остановить казнь. Мать была готова на всё лишь бы её Кирюша жил. В конечном итоге, наказание для него отменяют, и дают родительнице возможность забрать своего ребёнка, но увидев остальных учеников, которые учились в классе, она не смогла выбрать того, кто должен жить, ведь каждый из них не имеет права на смерть. Учитель по мере обучения своего класса, привязывается к детям в равной степени и пытается защитить их всех, как мать. Автор описывает отношения коменданта и его матери. Не смотря на время, которое прошло, он до сих пор помнит её любовь. Сила чувств смогла пробудить в человеке тепло и спасти душу человека. Оба примера, дополняя друг друга, показывают связь матери и сына, не смотря на годы и расстояния. Мать всегда поможет и поймет своего сына, не взирая, на преграды. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, но тезис и доказательство тезиса не соотносятся с анализируемой проблемной ситуацией
С мнением автора тяжело не согласиться, привязанность родителя к ребенку способна преодолеть даже самые тяжёлые испытания. |
В поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой, имя которого созвучно названию произведения, живет взаперти, ему не знакома любовь матери, поэтому он несчастлив. Чтобы найти своих родных, он сбегает, но из-за нехватки сил и недостатка поддержки со стороны дорогого ему человека умирает. Чувства, которые связывают близких людей, позволяют им двигаться вперёд, поддерживая их даже на большом расстоянии. |
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки:
Именно проблеме материнской любви посвящён текст автора. Над вопросом связи сына и матери рассуждал в отрывке Ю. Яковлев. |
В конечном итоге, наказание для него отменяют, и дают родительнице возможность забрать своего ребёнка, но увидев остальных учеников, которые учились в классе, она не смогла выбрать того, кто должен жить, ведь каждый из них не имеет права на смерть. |
Учитель по мере обучения своего класса, привязывается к детям в равной степени и пытается защитить их всех, как мать. Автор описывает отношения коменданта и его матери. Не смотря на время, которое прошло, он до сих пор помнит её любовь. |
Автор утверждает, что сила любви матери сохраняется в сердце до самой смерти. Это чувство помогает в жизни, поддерживает. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Ошибки:
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл.
Ошибки:
Не смотря на время, которое прошло, он до сих пор помнит её любовь. Оба примера, дополняя друг друга, показывают связь матери и сына, не смотря на годы и расстояния. |
Мать всегда поможет и поймет своего сына, не взирая, на преграды. |
В поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой, имя которого созвучно названию произведения, живет взаперти, ему не знакома любовь матери, поэтому он несчастлив. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Главная героиня – учительница узнаёт о казни своего сына и всеми силами пытается спасти его. |
Мать была готова на всё ЗПТ лишь бы её Кирюша жил. |
В конечном итоге, наказание для него отменяют, и дают родительнице возможность забрать своего ребёнка, но ЗПТ увидев остальных учеников, которые учились в классе, она не смогла выбрать того, кто должен жить, ведь каждый из них не имеет права на смерть. |
запятая при деепр.обороте
Учитель по мере обучения своего класса, привязывается к детям в равной степени и пытается защитить их всех, как мать. |
Мать всегда поможет и поймет своего сына, не взирая, на преграды. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Над вопросом связи сына и матери рассуждал в отрывке Ю. Яковлев. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
С самого рождения своего ребёнка родители заботятся о нём, но больше всего переживает за своё дитя мать. |
В конечном итоге, наказание для него отменяют, и дают родительнице возможность забрать своего ребёнка, но увидев остальных учеников, которые учились в классе, она не смогла выбрать того, кто должен жить, ведь каждый из них не имеет права на смерть. |
Сила чувств смогла пробудить в человеке тепло и спасти душу человека. |
С мнением автора тяжело не согласиться, привязанность родителя к ребенку способна преодолеть даже самые тяжёлые испытания. |
Чтобы найти своих родных, он сбегает, но из-за нехватки сил и недостатка поддержки со стороны дорогого ему человека умирает. Чувства, которые связывают близких людей, позволяют им двигаться вперёд, поддерживая их даже на большом расстоянии. Любовь матери - одно из сильнейших чувств в жизни. Оно помогает человеку двигаться дальше, развиваться, становиться сильнее, даже если родного человека нет рядом. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки:
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым и грамматическим оформлением текста.