Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема познания истины посредством способности мыслить

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
31.01.2022 20:00:34
Автор: Мария Тараторина

Каждого человека природа наделила способностью мыслить. С помощью разума люди определяют плохие и хорошие поступки, истину и ложь, развивают в себе новые качества и умения. Только рациональное мышление может дать человеку возможность проанализировать своё существование. Именно проблеме познания истины посредством способности мыслить посвящён текст Л.Н.Толстого.
  Рассуждая на вопросом постижения истинного знания, автор анализирует ситуацию, когда человек боится признать мысли верной из-за странности суждения, но стоит лишь глубже её рассмотреть , и сразу становится ясно в чём состоит правдивость:" Но потом, если хорошенько подумаешь, то то видишь, что на мысль, которая казалась странной,-самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить". Главное  нужно вдумываться и анализировать, посетившую мысль. Л.Н. Толстой говорит о том, что важно мыслить самостоятельно. Конечно опыт предшествующих поколений важен, но чтобы осознать "чужую мудрость" нужно сначала самому научиться мыслить, только в этом случае появится возможность познания истины:" Всякая истина уже лежит в душе всякого человека".Оба примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть, как способность рационально мыслить помогает человеку раскрыть истину. Думая, анализируя, сравнивая или противопоставляя знания и суждения, людям открывается возможность самим определить истину.
  Автор утверждает, что каждому человеку природой дана способность мыслить. Важно развивать это качество, потому что только так появится возможность отличать истину от заблуждения и лжи.
  С мнением автора нельзя не согласиться. Люди, умеющие мыслить, могут выявлять  ложные ценности. Читая текст Л.Н. Толстого, вспоминаешь историю героя произведения А.С. Грибоедова "Горе от ума" Александра Чацкого. Мужчина, научившись анализировать суждения и поступки, не пошёл на поводу у фамусовского общества, которое как стадо следовало ложным понятиям о чести и достоинстве. Александр Андреевич видел истинность а служении Родине, а не чинам. Благодаря разумному мышлению герой не попадает под влияние прогнившего, лишённого способности думать, общества. Сформировать истинное представление о важнейших нравственных качествах, научиться отличать ложное от правдивого , человек сможет только тогда, когда выработает способность думать и размышлять.
Человек, обладающий способностью рационально мыслить, анализировать суждения и поступки, имеет возможность отобрать истинные знания, а значит выработать в себе только положительные и полезные качества.
Количество слов - 331

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Мария!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 балла

Текст проанализирован поверхностно. Многое, на чём можно было сосредоточиться, осталось вне поля вашего комментария.

Пример 1 (боязнь признать мысль верной) в сочинении указан, не пояснен.

Пример 2 (о важности собственных мыслей) указан, но не пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но проанализирована недостаточно глубоко.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

В сочинении комментарий по объёму равен отношению к позиции автора. Это недопустимо. Можно говорить о непропорциональности частей. Комментарий -- это очень важная часть сочинения, которая по объёму должна занимать примерно 2/3 работы. Имеется нарушение абзацного членения.

Ошибки:

Каждого человека природа наделила способностью мыслить.
Весьма сомнительное утверждение. К сожалению, не всех. Старайтесь избегать категоричности в суждениях (можно "смягчать" такие утверждения хотя бы вводными словами: может быть, наверное, на мой взгляд и т.д.).
Рассуждая на вопросом постижения истинного знания, автор анализирует ситуацию, когда человек боится признать мысли верной из-за странности суждения, но стоит лишь глубже её рассмотреть , и сразу становится ясно в чём состоит правдивость:" Но потом, если хорошенько подумаешь, то то видишь, что на мысль, которая казалась странной,-самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить".
Нет никакого перехода. Мысль, о которой вы пишете, звучит уже в конце текста, получается, что всё, что написано автором до этого момента, вы пропустили. Нужно было как-то ввести в курс дела, а не прыгать с места в карьер (логическая ошибка).
Главное  нужно вдумываться и анализировать, посетившую мысль. Л.Н. Толстой говорит о том, что важно мыслить самостоятельно.
Первое предложение -- продолжение предыдущего абзаца (нарушение абзацного членения).
Оба примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть, как способность рационально мыслить помогает человеку раскрыть истину. Думая, анализируя, сравнивая или противопоставляя знания и суждения, людям открывается возможность самим определить истину.
Логичнее было бы вынести анализ связи в отдельный абзац.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Балл снижен, так как снижен балл по К10 (если К10< 2, значит, К6 < 2).

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки:

Александр Андреевич видел истинность а служении Родине, а не чинам.
Опечатка (истинность в служении).

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 балла

Ошибки:

Главное ТИРЕ нужно вдумываться и анализировать, посетившую мысль.
Нет тире между подлежащим и сказуемым. Лишняя запятая.
Конечно ЗПТ опыт предшествующих поколений важен, но ЗПТ чтобы осознать "чужую мудрость" ЗПТ нужно сначала самому научиться мыслить, только в этом случае появится возможность познания истины:" Всякая истина уже лежит в душе всякого человека".
Нет запятой после вводного слова. Отсутствует запятая в конце придаточного предложения и на стыке союзов (но, чтобы: нет то)
Мужчина, научившись анализировать суждения и поступки, не пошёл на поводу у фамусовского общества, которое ЗПТ как стадо ЗПТ следовало ложным понятиям о чести и достоинстве.
Не выделен сравнительный оборот.
Сформировать истинное представление о важнейших нравственных качествах, научиться отличать ложное от правдивого , человек сможет только тогда, когда выработает способность думать и размышлять.
Лишняя запятая. Человек сможет (что?) сформировать, научиться.
Человек, обладающий способностью рационально мыслить, анализировать суждения и поступки, имеет возможность отобрать истинные знания, а значит ЗПТ выработать в себе только положительные и полезные качества.
Не хватает запятой после вводного слова.
Благодаря разумному мышлению герой не попадает под влияние прогнившего, лишённого способности думать, общества.
Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Рассуждая на вопросом постижения истинного знания, автор анализирует ситуацию, когда человек боится признать мысли верной из-за странности суждения, но стоит лишь глубже её рассмотреть , и сразу становится ясно в чём состоит правдивость:" Но потом, если хорошенько подумаешь, то то видишь, что на мысль, которая казалась странной,-самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить".
Нарушение управления. Должно быть -- рассуждая (о чём?) о вопросе. Признать мысли (множ. число) верной (ед. число) -- нарушение согласования (мысль верной, мысли верными).

Очень громоздкая конструкция. Лучше разделить на несколько предложений.

Думая, анализируя, сравнивая или противопоставляя знания и суждения, людям открывается возможность самим определить истину.
Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом. Типичный пример для задания 8 ЕГЭ. Субъект действия (подлежащее) -- возможность, сказуемое -- открывается. От глагола-сказуемого задаём вопрос к деепричастному обороту: возможность открывается (как?) думая, анализируя... Разве может возможность думать, анализировать, сравнивать и противопоставлять?

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Благодаря разумному мышлению герой не попадает под влияние прогнившего, лишённого способности думать, общества.
Нарушение лексической сочетаемости.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

Мужчина, научившись анализировать суждения и поступки, не пошёл на поводу у фамусовского общества, которое как стадо следовало ложным понятиям о чести и достоинстве.
Неудачное, на мой взгляд, сравнение. Я бы рекомендовала осторожнее выбирать подобного рода оценочные сравнения.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, грамматикой, пунктуацией. Больше работайте с текстом!

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку