Запомни!
Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.
Проблема важности самостоятельного мышления
-
Текст: Л. Толстой. О способности мыслить(1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
(5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
(7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
(10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
(14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
(18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
(21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
(22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
(25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
(27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
(31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.
(По Л.Н. Толстому)
31.01.2022 19:45:22
Автор: Елена Власова
Вся жизнь человека напрямую зависит от его представлений о мире, от идей, взглядов и суждений, а главное - от его мыслей. Мысли - важнейшая составляющая души человека. Только они способны повлиять на ход событий, на окружение и на жизненный опыт. Именно проблеме важности самостоятельного мышления посвящён текст Льва Николаевича Тостого.
Рассуждая над вопросом значимости мышления, автор подчёркивает, что мысли находятся во власти самого человека и не подчинены ещё кому-либо. Человек часто учится на своих ошибках, и не стоит никогда перекладывать способность мыслить на других людей, потому что так теряется смысл существования, теряется человеческая личность. "Всякая истина уже лежит в душе всякого человека", - пишет Л. Н. Толстой, говоря о том, что правда и так принадлежит людям, главное научиться её видеть. Автор выделяет, что мысли именно для того и принадлежат людям, чтобы преодолевать трудности, искать пути решения проблем. Однако многие, наоборот, не желая видеть беду, стараются сразу же закрыть на неё глаза, что совершенно неправильно. Только через самостоятельное осмысление человек может находить проблемы, анализировать, искать варианты решения и извлекать опыт из них. Так он приобретает собственное мнение, становится личностью. Причинно-следственная связь между примерами помогает заметить, что мысли, находясь во власти каждого человека, помогают познавать истину, изучать окружающий мир.
Лев Николаевич Толстой утверждает, что способность самостоятельно мыслить - важная составляющая жизни каждого и только с её помощью возможно, преодолевая трудности, выносить пользу и проживать полученный опыт.
С мнением автора нельзя не согласиться, потому что поведение людей зависит от их мыслей и если отобрать способность мыслить, то можно полностью разрушить их судьбы. В романе "Отцы и дети" И. С. Тургенева отсутствие собственного мнения подрывает отношения Аркадия Кирсанова и его отца Николая Петровича. Попав под влияние нигилиста Евгения Базарова, молодой человек отвергает все нравственные ценности, искусство и любовь, что приводит к разногласия в семье. Неспособность самостоятельно расставлять приоритеты и прислушиваться к себе едва не разрушила жизнь Аркадия Кирсанова.
Если человек не имеет свойство лично принимать решение, тщательно анализировать все проблемы, возникающие у него на пути, если он не пытается сам искать истину, то жизнь его будет обречена на вещные скитания. Способность мыслить - неотъемлемая составляющая жизненного пути каждого.
Рассуждая над вопросом значимости мышления, автор подчёркивает, что мысли находятся во власти самого человека и не подчинены ещё кому-либо. Человек часто учится на своих ошибках, и не стоит никогда перекладывать способность мыслить на других людей, потому что так теряется смысл существования, теряется человеческая личность. "Всякая истина уже лежит в душе всякого человека", - пишет Л. Н. Толстой, говоря о том, что правда и так принадлежит людям, главное научиться её видеть. Автор выделяет, что мысли именно для того и принадлежат людям, чтобы преодолевать трудности, искать пути решения проблем. Однако многие, наоборот, не желая видеть беду, стараются сразу же закрыть на неё глаза, что совершенно неправильно. Только через самостоятельное осмысление человек может находить проблемы, анализировать, искать варианты решения и извлекать опыт из них. Так он приобретает собственное мнение, становится личностью. Причинно-следственная связь между примерами помогает заметить, что мысли, находясь во власти каждого человека, помогают познавать истину, изучать окружающий мир.
Лев Николаевич Толстой утверждает, что способность самостоятельно мыслить - важная составляющая жизни каждого и только с её помощью возможно, преодолевая трудности, выносить пользу и проживать полученный опыт.
С мнением автора нельзя не согласиться, потому что поведение людей зависит от их мыслей и если отобрать способность мыслить, то можно полностью разрушить их судьбы. В романе "Отцы и дети" И. С. Тургенева отсутствие собственного мнения подрывает отношения Аркадия Кирсанова и его отца Николая Петровича. Попав под влияние нигилиста Евгения Базарова, молодой человек отвергает все нравственные ценности, искусство и любовь, что приводит к разногласия в семье. Неспособность самостоятельно расставлять приоритеты и прислушиваться к себе едва не разрушила жизнь Аркадия Кирсанова.
Если человек не имеет свойство лично принимать решение, тщательно анализировать все проблемы, возникающие у него на пути, если он не пытается сам искать истину, то жизнь его будет обречена на вещные скитания. Способность мыслить - неотъемлемая составляющая жизненного пути каждого.
Количество слов - 344
Рецензент: Миляуша Газетдинова
Добрый день, Елена. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста+ 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Елена, читая ваш комментарий, трудно понять, где у вас первый пример, а где начало второго. Это связано с тем, что текст довольно трудный, философский, что характерно для текстов Л.Н. Толстого. Рекомендую вам в сочинении писать каждый пример с нового абзаца, тогда экспертам будет легче определить, правильно ли вы подобрали примеры. В данной работе я, конечно, зачту вам оба приведённых примера и пояснения к ним, но мои замечания советую учесть.
K2 - Пример 1 + 1 балл
Пример 1 приведён
K2 - Пояснение к примеру 1 + 1 балл
Пояснение к примеру 1 имеется
K2 - Пример 2 +1 балл
Пример 2 приведён
K2 - Пояснение к примеру 2
K2 - Указание на связь между примерами + 0 баллов
Ваш второй пример начинается с противительного союза ОДНАКО, это говорит о том, что связь между примерами построена на основе противопоставления, а вы пишете про причинно-следственные отношения. Пример причинно -следственной связи : у героя не получилось прийти в назначенное место(причина того, что из-за этого случилось потом- его не взяли в поход)
K2 - Анализ связи между примерами +0 баллов
Этот пункт автоматически обнуляется, так как вы неправильно определили вид связи
K3 - Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
Посмотрите, так вы сказали о проблеме текста:
А так выразили позицию автора:
Говорить о том, какую проблему поднял автор, лучше с помощью вопросительного предложения, тогда ПА будет предложением-ответом на поставленный вопрос. Если это получится у вас(вопрос-ответ), то у экспертов не будет претензий. В данном случае ваш проблемный вопрос должен был звучать так:Какая способность человека является самой важной для него и почему?
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис и обоснование
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Балл снижен из-за речевых ошибок
K7 - Соблюдение орфографических норм +2 балла
веЧные скитания
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Требуется тире между подлежащим ГЛАВНОЕ и сказуемым НАУЧИТЬСЯ.
Перед И нужна ЗПТ, этот союз соединяет части ССП: С мнением автора нельзя не согласиться...И...(то) можно полностью разрушить их судьбы.
K9 - Соблюдение грамматических норм +1 балл
к разногласиям
не имеет свойствА ( при глаголе с отрицанием НЕ требуется Р.п.)
K10 - Соблюдение речевых норм +0 баллов
Речевая недостаточность
Перекладывать способность мыслить на других людей невозможно, можно переложить ответственность за неправильный поступок- лексическая несочетаемость.
Автор ПОДЧЁРКИВАЕТ или СЧИТАЕТ...
Лексическая несочетаемость( выносить пользу, проживать опыт). Надо: получить пользу и накопить опыт
Второе местоимение ИХ можно было заменить на ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ. Во многих предложениях у вас часто повторяются однокоренные слова-МЫСЛИ, МЫСЛИТЬ, их как ошибки не выносим, так как текст посвящён проблеме самостоятельного мышления, и всё-таки будьте внимательны: там, где есть возможность подбора синонимов, надо заменять однокоренные слова.
Предложение неправильно построено. Вариант:...отсутствие собственного мнения у Аркадия Кирсанова подрывает его отношения с отцом Николаем Петровичем.
не имеет способности лично принимать решение
Жизнь не может быть обречена на скитания -только человек.
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
Ошибок нет
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале +1 балл
Ошибок нет.
Елена, ваше сочинение написано достаточно грамотно, нужно отработать К2: правильно располагать абзацы с примерами, в отдельном абзаце указать связь между примерами и анализ этой связи. Успехов вам!
К1 - Формулировка проблем исходного текста+ 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Елена, читая ваш комментарий, трудно понять, где у вас первый пример, а где начало второго. Это связано с тем, что текст довольно трудный, философский, что характерно для текстов Л.Н. Толстого. Рекомендую вам в сочинении писать каждый пример с нового абзаца, тогда экспертам будет легче определить, правильно ли вы подобрали примеры. В данной работе я, конечно, зачту вам оба приведённых примера и пояснения к ним, но мои замечания советую учесть.
K2 - Пример 1 + 1 балл
Пример 1 приведён
K2 - Пояснение к примеру 1 + 1 балл
Пояснение к примеру 1 имеется
K2 - Пример 2 +1 балл
Пример 2 приведён
K2 - Пояснение к примеру 2
K2 - Указание на связь между примерами + 0 баллов
Ваш второй пример начинается с противительного союза ОДНАКО, это говорит о том, что связь между примерами построена на основе противопоставления, а вы пишете про причинно-следственные отношения. Пример причинно -следственной связи : у героя не получилось прийти в назначенное место(причина того, что из-за этого случилось потом- его не взяли в поход)
K2 - Анализ связи между примерами +0 баллов
Этот пункт автоматически обнуляется, так как вы неправильно определили вид связи
K3 - Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
Посмотрите, так вы сказали о проблеме текста:
Именно проблеме важности самостоятельного мышления посвящён текст Льва Николаевича Толстого. |
Лев Николаевич Толстой утверждает, что способность самостоятельно мыслить - важная составляющая жизни каждого и только с её помощью возможно, преодолевая трудности, выносить пользу и проживать полученный опыт. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис и обоснование
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Балл снижен из-за речевых ошибок
K7 - Соблюдение орфографических норм +2 балла
Именно проблеме важности самостоятельного мышления посвящён текст Льва Николаевича Тостого.(описка: пропущена буква л) |
то жизнь его будет обречена на вещные скитания. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
пишет Л. Н. Толстой, говоря о том, что правда и так принадлежит людям, главное научиться её видеть. |
С мнением автора нельзя не согласиться, потому что поведение людей зависит от их мыслей и если отобрать способность мыслить, то можно полностью разрушить их судьбы. |
K9 - Соблюдение грамматических норм +1 балл
молодой человек отвергает все нравственные ценности, искусство и любовь, что приводит к разногласия в семье. |
Если человек не имеет свойство лично принимать решение, тщательно анализировать все проблемы, возникающие у него на пути, |
K10 - Соблюдение речевых норм +0 баллов
Только они способны повлиять на ход событий, на окружение и на жизненный опыт.(кого?)ЛЮДЕЙ |
Человек часто учится на своих ошибках, и не стоит никогда перекладывать способность мыслить на других людей, |
Автор выделяет, что мысли именно для того и принадлежат людям, чтобы преодолевать трудности, искать пути решения проблем. |
Лев Николаевич Толстой утверждает, что способность самостоятельно мыслить - важная составляющая жизни каждого и только с её помощью возможно, преодолевая трудности, выносить пользу и проживать полученный опыт. |
С мнением автора нельзя не согласиться, потому что поведение людей зависит от их мыслей и если отобрать способность мыслить, то можно полностью разрушить их судьбы |
В романе "Отцы и дети" И. С. Тургенева отсутствие собственного мнения подрывает отношения Аркадия Кирсанова и его отца Николая Петровича. |
Если человек не имеет свойство лично принимать решение(лексическая несочетаемость) |
если он не пытается сам искать истину, то жизнь его будет обречена на вещные скитания. Способность мыслить - неотъемлемая составляющая жизненного пути каждого. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
Ошибок нет
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале +1 балл
Ошибок нет.
Елена, ваше сочинение написано достаточно грамотно, нужно отработать К2: правильно располагать абзацы с примерами, в отдельном абзаце указать связь между примерами и анализ этой связи. Успехов вам!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17