Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема проявления героизма в годы войны

  • Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи
    (1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
    (4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
    (6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
    - (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
    (12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
    (13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
    (14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
    (18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
    (20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
    (24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
    (27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
    (31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
    (34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
    - (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
    (42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

    (По К. Г. Паустовскому*)
    * Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
30.01.2022 22:59:33
Автор: Екатерина Кузнецова

В чём заключался героизм людей в годы войны? Над этим вопросом размышляет К.Г.Паустовский в предложенном для анализа тексте.
Рассуждая о проблеме, автор пишет о санитарных поездах, которые «подходили каждую ночь» за ранеными, сдерживающими стоны и успокаивающими женщин доходчивыми словами. Солдаты «зачастую переносили раненых до рассвета». Этот пример показывает, что люди, несмотря на травмы и усталость, продолжали делать свою работу и не жаловались, старясь утешить окружающих.
Далее К.Г.Паустовский акцентирует внимание читателей на оказании помощи раненым австрийцам. Один из них был ранен в горло, и перед смертью он «не пожаловался, не попросил пить», а продолжал говорить про великую битву. Пример свидетельствует о том, что в годы войны люди до последнего готовы сражаться.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что мужество людей заключалось почти во всех действиях солдат: в помощи раненым, в утешении, в самопожертвовании.
Авторская позиция понятна. К.Г.Паустовский считает, что героизм людей в годы войны заключался в их готовности помогать не только своим, но и другим армиям, держаться до последнего, подбадривая народ «доходчивыми словами», умереть с достоинством, зная, что внёс вклад в победу страны.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что мужество проявлялось в самопожертвовании собой ради Родины. Так, в произведении В.Быкова «Сотников» главный герой, несмотря на болезнь, отправляется с товарищем на поиски продовольствия. На обратом пути их заметили вражеские солдаты, и, пока Рыбак пытался скрыться в лесу, Сотников, истекая кровью и жертвуя своей жизнью, сражался против трёх немцев.
Прочитав текст К.Г.Паустовского, я сделала вывод, что героизм в годы войны заключался не только в подвигах, но и в таких «мелочах», как поддержание народа, несмотря на обстоятельства, и оказание помощи как своей армии, так и чужой.
Количество слов - 275

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Екатерина!

К сожалению, работа пока далека от идеальной с точки зрения содержания, хотя видно, что вы знакомы со структурой сочинения.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 1 балл

Пример 1 в сочинении указан с фактическими и логическими ошибками, поэтому не засчитан (см. анализ К5, К12).

Пример 2 (поведение раненого австрийца) указан, пояснение логически не относится к примеру.

Взаимосвязь между примерами и анализ связи не засчитываются, так как выставлен балл за один пример.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что мужество людей заключалось почти во всех действиях солдат: в помощи раненым, в утешении, в самопожертвовании.
Вы настолько всё запутали... Причина, на мой взгляд, кроется в том, что вы невнимательно прочитали текст. Что значит во всех действиях? Каких солдат (тех, кто, с вашей точки зрения, переносил раненых или тех, кто был ранен. Из вашего сумбурного комментария трудно это понять).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Авторская позиция понятна. К.Г.Паустовский считает, что героизм людей в годы войны заключался в их готовности помогать не только своим, но и другим армиям, держаться до последнего, подбадривая народ «доходчивыми словами», умереть с достоинством, зная, что внёс вклад в победу страны.
Об армии страны обычно говорят в единственном числе.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Но обоснование выглядит неубедительно, пример логически не завершён.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Рассуждая о проблеме, автор пишет о санитарных поездах, которые «подходили каждую ночь» за ранеными, сдерживающими стоны и успокаивающими женщин доходчивыми словами. Солдаты «зачастую переносили раненых до рассвета». Этот пример показывает, что люди, несмотря на травмы и усталость, продолжали делать свою работу и не жаловались, старясь утешить окружающих.
Куда переносили раненых? Совершенно непонятно. Кто продолжал делать свою работу (солдаты, раненые?) (логический провал). Это возникает потому, что вы не анализируете текст, читаете невнимательно, пропускаете важное.

Логическая ошибка: в примере нет никакого (ни прямого, ни косвенного) указания на травмы и усталость. Нарушение причинно-следственной связи.

Цитата приведена неточно. В тексте, размещённом на сайте, по-другому: "Переносили раненных мы медленно и поэтому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета". Солдаты - фактическая ошибка (читайте внимательнее текст!) Подробнее об этом см. комментарий к К12.
Далее К.Г.Паустовский акцентирует внимание читателей на оказании помощи раненым австрийцам. Один из них был ранен в горло, и перед смертью он «не пожаловался, не попросил пить», а продолжал говорить про великую битву. Пример свидетельствует о том, что в годы войны люди до последнего готовы сражаться.
Из приведённого вами примера совершенно не видно, что люди готовы до последнего сражаться (логическая ошибка). Фраза "продолжал говорить про великую битву" не свидетельствует о том, что человек хочет сражаться до последнего. Это домысливание.
Тот, кто читает ваше сочинение, должен понимать мысль, даже если он не читал текст.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что мужество проявлялось в самопожертвовании собой ради Родины. Так, в произведении В.Быкова «Сотников» главный герой, несмотря на болезнь, отправляется с товарищем на поиски продовольствия. На обратом пути их заметили вражеские солдаты, и, пока Рыбак пытался скрыться в лесу, Сотников, истекая кровью и жертвуя своей жизнью, сражался против трёх немцев.
Пример, который вы приводите, не коррелирует с тезисом. Пример получился незавершённым (возможно, это случилось из-за того, что вы плохо знаете содержание повести В. Быкова "Сотников").

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Если К10 < 2 баллов, К 6 < 2 баллов.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Прочитав текст К.Г.Паустовского, я сделала вывод, что героизм в годы войны заключался не только в подвигах, но и в таких «мелочах», как поддержание народа, несмотря на обстоятельства, и оказание помощи как своей армии, так и чужой.
Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Авторская позиция понятна. К.Г.Паустовский считает, что героизм людей в годы войны заключался в их готовности помогать не только своим, но и другим армиям, держаться до последнего, подбадривая народ «доходчивыми словами», умереть с достоинством, зная, что внёс вклад в победу страны.
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что мужество людей заключалось почти во всех действиях солдат: в помощи раненым, в утешении, в самопожертвовании.
Авторская позиция понятна. К.Г.Паустовский считает, что героизм людей в годы войны заключался в их готовности помогать не только своим, но и другим армиям, держаться до последнего, подбадривая народ «доходчивыми словами», умереть с достоинством, зная, что внёс вклад в победу страны.
Повторы.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что мужество проявлялось в самопожертвовании собой ради Родины.
Речевая избыточность.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

Прочитав текст К.Г.Паустовского, я сделала вывод, что героизм в годы войны заключался не только в подвигах, но и в таких «мелочах», как поддержание народа, несмотря на обстоятельства, и оказание помощи как своей армии, так и чужой.
Думаю, что некорректно называть то, что делали люди, "мелочами". Не нужно обесценивать поступки людей. Балл не снимается, но будьте, пожалуйста, аккуратнее в выборе слов.  

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов.

Ошибки:

Солдаты «зачастую переносили раненых до рассвета».

Допущены ошибки в цитате (см. комментарий к К2).

Раненых помогали переносить не солдаты (читайте внимательно текст: номера предложений №4 (мы, трамвайщики), № 13 (мы, кондуктору, люди разных возрастов, характеров, взглядов), № 19 (вожатые), № 24 (мы помогали санитарам переносить тяжелораненых) и т.д. Нужно не скользить по поверхности текста, а внимательно читать.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, логикой развития мысли, речевым оформлением.

Главный совет: читайте внимательно текст!

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 13

Возврат к списку