Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема взросления

  • Текст: И. Грекова. О взрослении
    (1)Ну, что ж? (2)В общем, дома не существовало. (3)Были какие-то обрывки, клочья. (4)Циля, Роза и дедушка — в одном месте, комната и воспоминания — в другом. (5)Костя часто вспоминал Генриха Федоровича и тосковал. (6)Чего-то он здесь не выполнил, не сделал. (7)Не пошел, не кричал. (8)Молчание — предательство. (9)Ему казалось, что тетю Дуню он тоже предал. (10)А что он мог?
    (11)И все же постепенно он успокоился, а молодость шла и брала свое. (12)Даже удивительно, как минутами он умел быть счастливым. (13)Неистребимое что-то.
    (14)Школа никогда особенно много для него не значила, но шел его последний год в школе, и все как-то становилось зачарованным. (15)Последние уроки, последние встречи с учителями, последние ссоры с товарищами. (16)Последние, последние... (17)А впереди — жизнь. (18)Постойте, может быть, он все-таки немного любил школу?
    (19)Ребята — сколько лет прожили вместе, а он их не знает. (20)И все — какие-то незнакомые. (21)Мальчики с неожиданно пробивающимися, даже какими-то неприличными усиками. (22)Девочки с тонкими талиями, с нежными, женскими голосами. (23)Нет, это не те голоса, которые кричали ему: «дурак», «воображала»... (24)А свой-то собственный голос — тоже иногда звучит чужим...
    (25)И преподаватели стали другими. (26)Или просто он увидел их другими глазами. (27)Например, заведующий Иван Поликарпович — теперь уже не заведующий, а директор. (28)Он сам смущен своим новым званием и не знает, как жить дальше и что теперь будет? (29)Не возвращаются ли гимназические порядки?
    (30)Прежде для Кости это был просто лысеющий человек в серой толстовке, похожий на мешок с пылью. (31)Досадное препятствие — и только. (32)А теперь Костя глядел на него с интересом и жалостью...
    (33)В этот последний год в школе как-то особенно часто — по пустякам — вспыхивали небольшие скандалы. (34)После одного из них Иван Поликарпович вызвал Костю к себе в кабинет.
    (35)Сколько раз он уже стоял здесь... (36)Знает каждую вещь. (37)Вот старая, истертая по сгибам карта Европы. (38)Вот цветы на окне, построенные по росту. (39)Правофланговым — фикус. (40)Левофланговым — кактус. (41)Вот тронутое молью чучело вороны на одной ноге...
    (42)Все это когда-то душило его пылью и скукой. (43)И от заведующего шли правильные, скучные, пыльные слова... (44)Он тогда переминался с ноги на ногу и только ждал: когда же его отпустят?
    (45)Теперь он стоит в том же кабинете и видит все иным: трогательным, одушевленным. (46)Старый заведующий, старые вещи—а за всем этим скромность, терпение, воля, труд.
    (47)У Ивана Поликарповича оглобелька железных очков, видно, отломилась и замотана суровой ниткой. (48)Аккуратно замотана. (49)Как задевает сердце эта оглобелька! (50)Сам, наверно, заматывал — этими самыми неуклюжими, робкими пальцами. (51)Нелегко ему.
    —(52)Послушай, Левин, — сказал Иван Поликарпович, — я давно хотел у тебя спросить: а не скучно тебе так безвкусно валять дурака?
    (53)И он устыдился.
    (54)А другие учителя? (55)Огненно-рыжая Софья Яковлевна; стройная, завитая, с подмазанными губами «биологиня» Любовь Алексеевна; старый математик Василий Петрович, потерявший ногу на гражданской войне и входивший в класс, гремя костылями? (56)Все это были люди! (57)А он, безвкусно валяя дурака, ни разу даже не взглянул на них, как на людей... (58)Теперь поздно, на носу — выпуск. (59)Костя глядел на этих людей, потерянных им по своей вине, по небрежности, и радостно горевал, и почти любил их.
    (60)А Юра словно горел в эту весну. (61)Он уже четвертый раз был влюблен, метался, дергался, паясничал и брился, забросил уроки и часто сманивал Костю за город — купаться. (62)Восхитителен был этот ворованный отдых. (63)Лежа на песке и сладостно сознавая себя преступниками, они говорили о будущем. (64)Поступать куда-нибудь — только вместе! (65)Костя еще колебался, не знал, куда его тянет. (66)Юра решил — в Политехнический. (67)Они займутся автоматикой. (68)Техника будущего.
    (69)Весь в песке — и в волосах песок, и на ресницах— Юра рассказывал об автоматическом управлении. (70)Поезда без машинистов. (71)Самолеты — без летчиков. (72)Нет, больше того — мысль без мозга... (73)А какие слова: «фотоэлемент», «телеуправление», «радиолокация»...
    (74)В общем, Юра увлек Костю, и так случилось, что оба они потом стали инженерами.
    (И. Грекова)

30.01.2022 19:12:29
Автор: Дарья Колотева

       Как меняется мироощущение во время взросления? Над этой проблемой размышляет И. Грекова в предложенном для анализа тексте.
       Автор приводит в пример Костю, для которого школа в последний год стала чем-то особенным и непонятным: «... и все как-то становилось зачарованным». Писатель обращает внимание, но то, что одноклассники мальчика стали совсем незнакомыми людьми (21-24). Этот пример показывает нам, что, становясь старше, мы начинаем видеть все вокруг нас совершенно другим. Появляются новые мысли, интересы, другие взгляды на привычные нам вещи и события, ведь на ряду с физическим ростом происходит и духовный.
       Далее И. Грекова размышляет о том, что даже директор может показаться, близким и родным, вызывающим жалость стариком, как и все учителя: «И преподаватели стали другими. Или просто он увидел их другими глазами.», «Теперь он стоит в том же кабинете и видит все иным: трогательным, одушевленным. Старый заведующий, старые вещи—а за всем этим скромность, терпение, воля, труд.»  Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя. Это событие дополняет представление читателя о чувствах мальчика в последний школьный год. Помогает понять, что мироощущение Кости в выпускном классе очень сильно изменилось. Автор подчёркивает: выпускник осознал, как быстро пролетело время и как сильно он привязался к учителям, почти полюбил их.
        Я полностью согласна с позицией автора и тоже считаю, что духовный рост и смена мироощущения возможны только через осознание себя. Я восхищена тем, как И. Грекова детально описала все эмоции и переживания мальчика, это помогает увидеть всю глубину чувств подростка. В качестве примера, я приведу цитату известного писателя Василия Головачёва: «Прислушивайся к себе, приспосабливайся к новому мироощущению, наблюдай за всем, что происходит вокруг, и потихоньку осваивай раскрытые способности». Действительно, взросление – это важный процесс, в который происходит самоопределение и переход от детского понимания окружающего мира к взрослому мировоззрению.
          В заключение мне хочется сказать, что в период взросления мир вокруг ребёнка меняется навсегда.

Количество слов - 319

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Дарья!

В работе есть не все структурные элементы, что позволяет говорить о незнании композиции сочинения по русскому языку.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 баллов

Пример 1 (изменение отношения Кости к школе, своим одноклассникам) в сочинении указан, но так как вы не смогли сделать пример "ощутимым", понятным, пояснение я засчитать не могу (если убрать те мысли, которые вы считаете пояснением, пример "рассыпается".

Пример 2 (отношение Кости к учителям) указан, пояснён, но не всё в этом примере идеально с точки зрения логики (см. об этом в комментарии к К5).

Взаимосвязь между примерами не определена и не проанализирована. Отсутствие этого важного структурного элемента комментария позволило мне сделать вывод о незнании всех требований, предъявляемых к сочинению в формате ЕГЭ.

Автор приводит в пример Костю, для которого школа в последний год стала чем-то особенным и непонятным: «... и все как-то становилось зачарованным». Писатель обращает внимание, но то, что одноклассники мальчика стали совсем незнакомыми людьми (21-24).
Указание на номера предложений не запрещено, но я не рекомендую делать ссылку на номера предложений так, как это сделано в вашем сочинении.  Нужно было указать хотя бы слово "предложение/я". Советую не очень увлекаться указанием на номера предложений: по мнению многих специалистов (я разделяю их мнение), ссылки на номера предложений делают работы неорганичными, стилистически неудачными. Радует, что вы только один раз прибегли к такому виду комментирования. Выбор способа отсылки к тексту остаётся за вами -- я только посоветовала.

Чрезмерное цитирование недопустимо (читайте формулировку к заданию 27).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

К большому сожалению, в сочинении отсутствует формулировка позиции автора. Логично располагать ПА после комментария.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Так как К3 = 0 б, значит, К4 = 0 б.

Я полностью согласна с позицией автора и тоже считаю, что духовный рост и смена мироощущения возможны только через осознание себя. Я восхищена тем, как И. Грекова детально описала все эмоции и переживания мальчика, это помогает увидеть всю глубину чувств подростка. В качестве примера, я приведу цитату известного писателя Василия Головачёва: «Прислушивайся к себе, приспосабливайся к новому мироощущению, наблюдай за всем, что происходит вокруг, и потихоньку осваивай раскрытые способности». Действительно, взросление – это важный процесс, в который происходит самоопределение и переход от детского понимания окружающего мира к взрослому мировоззрению.
Синим я выделила тезис, который, возможно, вы посчитали ПА. Тогда где обоснование (с чем именно вы согласны?). Цитаты в обосновании приводите с большой осторожностью. Сейчас, на этапе подготовки к сочинению, у нас есть возможность открыть книгу, какой-то источник в интернете и посмотреть цитату. Но на экзамене ситуация другая. Если в цитате будет допущена неточность, вам могут снять балл по критерию К12 (фактические ошибки).

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

В работе допущены логические ошибки.

Ошибки:

Далее И. Грекова размышляет о том, что даже директор может показаться, близким и родным, вызывающим жалость стариком, как и все учителя: «И преподаватели стали другими. Или просто он увидел их другими глазами.», «Теперь он стоит в том же кабинете и видит все иным: трогательным, одушевленным.
Такое введение примера является нелогичным, потому что текст художественный. Не автор рассуждает, а герой. Писатель приводит рассуждения Кости, чтобы показать, что происходит в его душе.

И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя. Это событие дополняет представление читателя о чувствах мальчика в последний школьный год.
Что вы называете событием? Осознание, труд и терпение -- это не события (логическая ошибка). Указательное местоимение ни на что не указывает.
Далее И. Грекова размышляет о том, что даже директор может показаться, близким и родным, вызывающим жалость стариком, как и все учителя: «И преподаватели стали другими. Или просто он увидел их другими глазами.», «Теперь он стоит в том же кабинете и видит все иным: трогательным, одушевленным. Старый заведующий, старые вещи—а за всем этим скромность, терпение, воля, труд.»
Эта несостыковка (был заведующим, а теперь директор) становится понятна только тогда, когда мы обращаемся к тексту. Советую вам стараться писать так, чтобы было понятно даже тому, кто не читал текст. Конечно, эксперт, проверяющий сочинение, знаком с текстом, на основе которого написано сочинение, но лучше писать "прозрачно", понятно, чтобы не заставлять эксперта всякий раз смотреть исходный текст.
И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя.
В предложении допущена логическая ошибка (труд и работа -- синонимы).

Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя.
Исходя из проблемы, которую вы обозначили, необходимо больше сосредоточиться на мироощущении юноши. Помните, что задача комментария -- доказать, что в тексте поднимается проблема, которую вы обозначили. Помня это, вы не допустите логические ошибки.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Так как К10 < 2 баллов, К6< 2 баллов.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Появляются новые мысли, интересы, другие взгляды на привычные нам вещи и события, ведь на ряду с физическим ростом происходит и духовный.
Неправильно написан производный предлог "наряду". Это не существительное с предлогом.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: +  0 баллов

Ошибки:

Далее И. Грекова размышляет о том, что даже директор может показаться, близким и родным, вызывающим жалость стариком, как и все учителя: «И преподаватели стали другими. Или просто он увидел их другими глазами.», «Теперь он стоит в том же кабинете и видит все иным: трогательным, одушевленным.
Лишняя запятая (запятой вы "разрываете" связь между компонентами сказуемого (может показать близким и родным).

Ошибки в цитировании.

Старый заведующий, старые вещи—а за всем этим скромность, терпение, воля, труд.»
Точка ставится после кавычек.
Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения ЗПТ вложенного в работу учителя.
Лишняя запятая. Не обособлен деепричастный оборот.
В качестве примера, я приведу цитату известного писателя Василия Головачёва: «Прислушивайся к себе, приспосабливайся к новому мироощущению, наблюдай за всем, что происходит вокруг, и потихоньку осваивай раскрытые способности».

Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Писатель обращает внимание, но то, что одноклассники мальчика стали совсем незнакомыми людьми (21-24).
Неправильно построено сложное предложение. Вероятно, вы хотели выразить мысль иначе: Писатель обращает внимание на то, что...  
Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя.
Парцелляция (нарушение границ предложения). Показывает и указывает -- однородные члены (другое дело, что эти глаголы однокоренные (тавтология -- неудачное сочетания с точки зрения речи).
Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя.
Нарушение согласования. Два определяемые слова (труд и терпение), от них задаётся вопрос к причастному обороту (труда и терпения (каких?), вложенных...).
Это событие дополняет представление читателя о чувствах мальчика в последний школьный год. Помогает понять, что мироощущение Кости в выпускном классе очень сильно изменилось.
И снова парцеллированная конструкция (нарушение границ предложения).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Этот пример показывает нам, что, становясь старше, мы начинаем видеть все вокруг нас совершенно другим.
Очень много местоимений в одном предложении (ошибки в употреблении местоимений). Без подлежащего "мы", конечно, не обойтись, но зачем нужны нам эти "нам" и "нас"? Посмотрите, как некрасиво звучит моё предпоследнее предложение.
Лучше употребить наречие "по-другому" (начинает видеть всё (как?) по-другому).

Появляются новые мысли, интересы, другие взгляды на привычные нам вещи и события, ведь на ряду с физическим ростом происходит и духовный.
"И повторится всё, как встарь... " Помните эти знаменитые строки А.А. Блока? Я их привела не просто так: дело в том, что местоимение "нам" является лишним (речевая ошибка повторилась).
Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя.
Тавтология (необоснованное повторение однокоренных слов).
Я полностью согласна с позицией автора и тоже считаю, что духовный рост и смена мироощущения возможны только через осознание себя. Я восхищена тем, как И. Грекова детально описала все эмоции и переживания мальчика, это помогает увидеть всю глубину чувств подростка. В качестве примера, я приведу цитату известного писателя Василия Головачёва: «Прислушивайся к себе, приспосабливайся к новому мироощущению, наблюдай за всем, что происходит вокруг, и потихоньку осваивай раскрытые способности». Действительно, взросление – это важный процесс, в который происходит самоопределение и переход от детского понимания окружающего мира к взрослому мировоззрению.
Повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Писатель обращает внимание, но то, что одноклассники мальчика стали совсем незнакомыми людьми (21-24).
На мой взгляд, не очень правильно называть юношу, который стоит на пороге взрослой жизни, мальчиком. На балл это не влияет, но обратите, пожалуйста, внимание на подобные важные детали.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (особенно на анализом связи между примерами), логикой развития мысли, речевым оформлением, пунктуацией и грамматикой.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 9

Возврат к списку