Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема материнской любви

  • Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...
    (1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
    (6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
    —(8)Ваш сын приговорен к казни.
    (9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
    —(11)Можно мне видеть коменданта?
    (12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
    (16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
    —(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
    —(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
    —(22)Он приговорен к казни.
    (23)Мейер вытер лоб ладонью.
    —(24)Он работал на лесопилке...
    —(25)Ах, лесопилка! —  (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
    (29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
    —(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, —  после недолгого молчания сказал комендант.
    —(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. —  (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
    —(35)Понимаю, —  сказал он и как бы ушел в себя.
    (36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
    —(38)Ваша мать жива?
    —(39)Моя матушка? —  (40)Он слегка посветлел. —  (41)Моя матушка?
    (42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
    —(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, —  комендант оживился, —  она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
    — (46)Все матери похожи друг на друга.
    —(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
    —(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
    —(52)Правда, — отозвалась я.
    —(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
    — (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
    (56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
    (64)Комендант покосился на часы и сказал:
    —(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
    —(66)Куда мне бежать?
    —(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
    (73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
    (76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
    (82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
    —(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
    (88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
    (92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
    (99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
    —(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
    (104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
    (110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
    —(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
    (114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
    (123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
    —(125)Они все мои сыновья.
    (по Ю.Яковлеву)
30.01.2022 14:26:39
Автор: Кристина Шевченко

В чём заключается сила материнской любви?  Именно этот вопрос становится предметом размышления Ю. Яковлева в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, автор пишет о матери мальчика, которая узнав о предстоящей казни сына, кинулась спасать своего ребёнка. Откладывая на задний план страхи, женщина отправляется к коменданту, чтобы просить помилование своему сыну. Героиню не волновала собственная судьба, ведь она не видела жизни без сына. Этот пример показывает, что сила материнской любви заключается в готовности пойти на всё, только лишь бы защитить своего ребёнка.

Далее Ю. Яковлев пишет о том, как мать приезжает на место казни и видит возле стены сына и его друзей. Она понимает, что её ребёнок не собирается оставлять своих приятелей и готовится принять наказание вместе со всеми. Молодой человек предпочел умереть, но не предавать своих товарищей. Судьба сына зависела от решения матери, и она принимает его выбор, понимая, что "куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек". Этот пример свидетельствует о том, что любовь матери сильна и помогает в принятии самых отважных решений.

Оба примера, дополняя друг друга, позволяют понять, что матери готовы на всё ради своих детей, даже отказаться от них и принять их гибели.

Авторская позиция понятна. Ю. Яковлев считает, что материнская любовь  безгранична. Она заключается в готовности пожертвовать собой ради своего ребенка.

Я согласна с мнением писателя и тоже считаю, что многие родители готовы на всё ради своих детей. Так в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» видно отношение  Пульхерии Александровны к Раскольникову.  Несмотря на поведение сына, мать всё равно видит в нём хорошее.  Она беспокоится за его настоящее и будущее, поэтому Раскольников многое старается скрыть от неё. Сила любви матери Родиона настолько огромная, что Пульхерия Александровна начинает переживать за  проблемы сына, из-за чего она умирает.

Прочитав текст Ю. Яковлева, можно сделать вывод, что материнская любовь заключается в стремлении помочь ребёнку и защитить его от  проблем, которые у них появляются.
Количество слов - 304

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Кристина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована неверно: нужно сделать "разведение" примероов: КАК ИМЕННО один пример дополняет второй?

Оба примера, дополняя друг друга, позволяют понять, что матери готовы на всё ради своих детей, даже отказаться от них и принять их гибели.
В чём именно дополнение?
Вполне вероятно, если ответите на этот вопрос, увидите, что это другая связь.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Авторская позиция понятна
Нет. И Ваша работа- свидетельство тому.
ПА в художественном тексте приходится вычленять.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

любовь матери сильна и помогает в принятии самых отважных решений.
Кто принимает важное решение? Кого из героев имели в виду? Если обоих, то надо сформулировать мысль так, чтобы это было понятно.

Пример- иллюстрация:
Этот пример показывает, что сила материнской любви заключается в готовности пойти на всё, только лишь бы защитить своего ребёнка.

Анализ связи:
...матери готовы на всё ради своих детей, даже отказаться от них и принять их гибели.
ПА:
материнская любовь  безгранична. Она заключается в готовности пожертвовать собой ради своего ребенка.

Вывод:
можно сделать вывод, что материнская любовь заключается в стремлении помочь ребёнку и защитить его от  проблем, которые у них появляются.
Ваша работа выстроена на противоречиях самой себе. Мать защитила, но отказалась от сына (Так защитила или нет?) Пожертвовала собой, потому что любовь безгранична.

Вы поняли текст поверхностно. Мать не отказывается от сына. Она его чувствует, понимает  и спасает ЕГО душу.
ОГРАНИЧЕНА любовь матери: сын жертвует собой, а мать уважает решение повзрослевшего ребёнка (и Вы высказали эту правильную мысль в пояснении к примеру 2).
Учительница испытывает муки и боль, но не может по-другому поступить, потому что истинная любовь к ребёнку ограничена, а не безгранична.

Вывод= обобщение, а не повторение одной из мыслей сочинения.
Сила любви матери Родиона настолько огромная, что Пульхерия Александровна начинает переживать за  проблемы сына, из-за чего она умирает.

Прочитав текст Ю. Яковлева, можно сделать вывод, что материнская любовь заключается в стремлении помочь ребёнку и защитить его от  проблем, которые у них появляются.
Как связаны эти предложения?
Несмотря на поведение сына, мать всё равно видит в нём хорошее.  Она беспокоится за его настоящее и будущее, поэтому Раскольников многое старается скрыть от неё. Сила любви матери Родиона настолько огромная, что Пульхерия Александровна начинает переживать за  проблемы сына, из-за чего она умирает.
Каждое последующее предложение не связано с предыдущим логикой.
Перескажите кратко и Вы увидите это.
Нужен микровывод в конце обоснования.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

которая ЗПТ узнав о предстоящей казни сына, кинулась спасать своего ребёнка
Начало ДО

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

просить помилование
просить (кого-то о чём-то) помилованиЯ
просить О (чём-то) помилованиИ

женщина отправляется к коменданту, чтобы просить помилование своему сыну. Героиню не волновала собственная судьба, ведь она не видела жизни без сына. Этот пример показывает
Используете глаголы то в н.вр., то в пр.вр.- нарушение временной соотнесённости
принять их гибели
Только в ед.ч.
переживать за  проблемы сына
переживать О чём?

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Откладывая на задний план
Лексическая несочетаемость

отважных решений
Решения могут быть важными, а человек отважным
матери готовы на всё ради своих детей, даже отказаться от них и принять их гибели.
Второе местоимение надо убрать
Несмотря на поведение сына, мать всё равно видит в нём хорошее.
В ком? Сыне или поведении? Неверное использование личного местоимения.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над логикой сочинения и речью.
Изучите, какой может быть связь между примерами-иллюстрациями.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку