Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема раскрытия истинного характера

  • Текст: В. Корчагин. О страхе и предательстве
    (1)Утро следующего дня было холодным и пасмурным. (2)Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю. (3)Все тело у нее болело. (4)Сильная тошнота подступала к горлу.
    (5)Наташа стиснула зубы:
    «Только бы встать! Только бы подняться на ноги!» — мысленно твердила она, проклиная свою слабость. (6)Она слышала, как легко и быстро поднялся Валерий. (7)Он даже насвистывал что-то. (8)Почему же у нее так кружится голова?
    (9)Она снова попыталась встать и снова бессильно опустилась на землю. (10)К ней подошел Андрей Иванович.
    —(11)Что, Наточка, тяжело?
    (12)Он сел возле нее.
    (13)Наташа подняла глаза и увидела его худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза. (14)Видно было, что и он еле поднялся.
    (15)Наташа сделала над собой усилие и села, прислонившись спиной к влажному стволу дерева.
    (16)Ничего, Андрей Иванович. (17)Я еще могу идти…
    —(18)Надо идти, Наташенька. —(19)Он помог ей подняться. — (20)Еще немного. (21)А сегодня… (22)Сегодня мы немного увеличим нашу утреннюю норму.
    (23)Он отыскал глазами Валерия.
    —(23)Валерий! В твой рюкзак я положил шоколад. (24)Вынь-ка одну плитку. (25)Все мы очень ослабли…
    —(26)Что вы, Андрей Иванович! (27)Шоколад надо оставить на конец пути, — ответил Валерий не оборачиваясь.
    —(28)Мы очень ослабли, — повторил Андрей Иванович, — а конец уже недалеко. (29)Одну плитку давайте разделим сейчас.
    —(30)Андрей Иванович! — Валерий решительно застегнул рюкзак. — (31)Вы же мужчина! (32)Стыдитесь! (33)Впереди еще столько дней пути, а вы предлагаете уничтожить наш неприкосновенный запас. (34)Я мальчишка и то…
    (35)Геолог побледнел.
    —(36)Хорошо, — сказал он с расстановкой, — я могу идти без шоколада. (37)Но Наташе он необходим сейчас. (38)Она еле поднялась с постели.
    (39)Наташа хотела возразить, но Валерий опередил ее: — (40)Ах, вот как! (41)Это другое дело. (42)Что ж… (43)«Я отдаю Наташе свой сегодняшний завтрак», —сказал он вызывающим тоном. — (44)Но шоколад останется неприкосновенным!
    (45)Валерий быстро вскинул рюкзак на плечи и, не оглядываясь, зашагал вдоль реки. (46)С минуту Андрей Иванович смотрел ему вслед, и вдруг страшное подозрение обожгло его мозг.
    —(47)Стой!! — закричал он.
    (48)Валерий остановился. Геолог подошел к нему.
    —(49)Снимай рюкзак!
    (50)Валерий отступил на шаг, и вдруг лицо его задергалось.
    —(51)Что?.. Что вы думаете?..
    (52)Андрей Иванович взялся за его рюкзак.
    —(53)Не дам! — рванулся Валерий.
    —(54)Приказываю! — раздельно и властно потребовал геолог.
    (55)Лицо его сделалось страшным. (56)Правая рука сжалась в кулак. (57)Валерий дрожащими руками снял рюкзак. (58)Андрей Иванович быстро расстегнул его и вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты. (59)Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд.
    —(60)Ну что? (61)Что смотрите! (62)Может, и мораль начнете еще читать? (63)А мне наплевать на вас! (64)Я жить хочу! — голос Валерия перешел на крик. —(65)Я моложе вас! (66)Я имею больше прав на жизнь! (67)Я… —(68)И вдруг голос его осекся. (69)Прямо перед собой он увидел ввалившиеся, полные муки глаза Наташи.
    —(70)А-а-а! — взвыл он и бросился на землю.
    (71)Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошел к костру, тщательно разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по крошечной дольке сахару. (72)После этого он направился к реке, чтобы набрать в котелок воды.
    (73)Наташа словно оцепенела. (74)Все происшедшее было настолько невероятным, что казалось каким-то чудовищным недоразумением, которое следовало сейчас же, немедленно разрешить. (75)Валерий не мог этого сделать! (76)Несмотря на все, что она узнала о нем за последнее время, он не мог так низко пасть — обворовать ее, слабую девушку, своего школьного товарища, и пожилого мужчину, делавшего все возможное для их спасения. (77)Разве мог это сделать человек, который так много и с таким чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил музыку, который писал стихи, который…
    (78)Но этого человека уже не было. (79)Перед ней лежало на земле и скулило, как побитая собака, какое-то жалкое мерзкое существо, которое стыдно было даже сравнивать с человеком.
    (В.Корчагин)
23.01.2022 19:15:39
Автор: Ева Гладышева

Как в трудные минуты раскрывается характер человека? Над этим вопросом размышляет В. Корчагин в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, писатель представляет читателю ослабшую от длинной дороги по тайге Наташу. От изнеможения она едва может подняться на ноги, поэтому Андрей Иванович предлагает разделить между товарищами плитку шоколада, чтобы набраться сил, а когда получает обвинение в желании уничтожить "неприкосновенный запас" раньше срока, отказывается от своей доли, но продолжает настаивать на том, чтобы дать бедной девушке поесть сладкого: "... я могу идти без шоколада. Но Наташе он необходим сейчас. Она еле поднялась с постели". Мужчина заботится о героине, не думая о себе. Этот пример показывает, что некоторые люди не могут с равнодушием смотреть на тех, кому необходима помощь, поэтому готовы на всё, лишь бы поддержать их.

Далее автор описывает Валерия, который в одиночку и без предупреждения опустошил запас еды. "А мне наплевать на вас! Я жить хочу!" - эгоистичного и думающего лишь о себе, его не волнует, что произойдёт с товарищами, когда продовольствие закончится. Даже после раскрытия обмана герой не приносит извинений перед уставшей Наташей и поражённым Андреем Ивановичем, замечая, что он, будучи самым молодым в компании, "имеет больше прав на жизнь". Этот пример свидетельствует о том, что некоторые люди перед лицом опасности забывают об остальных и начинают заботиться лишь о себе.

Примеры противопоставлены друг другу. Они показывают, что в трудные минуты люди могут как обличить свои пороки и совершить страшный поступок, так и проявить великодушие и помочь нуждающемуся.

Авторская позиция понятна. В. Корчагин считает, что тяжёлые жизненные ситуации раскрывают характер человека, помогая понять, кто в трудный момент струсит и совершит предательство, а кто останется верным моральным принципам и поддержит вас, несмотря ни на что.

Я согласна с мнением писателя. Мне тоже кажется, что именно во время трудностей мы можем увидеть истинное лицо человека и понять его характер. Вспомним роман А. С. Пушкина "Капитанская дочка". В этом произведении писатель противопоставляет главному герою Гринёву молодого офицера Швабрина. Во время восстания Емельяна Пугачёва юноши поддерживают разные стороны конфликта: Пётр сохраняет честь и выступает против предводителя Крестьянской войны, в то время как Алексей примыкает к нему, потому что боится за свою жизнь. Таким образом, через поступки героев автор раскрывает их настоящий характер.

Прочитав текст В. Корчагина, я поняла, что перед лицом опасности лишь немногие продолжают оставаться человечными, понимающими, готовыми протянуть руку помощи.
Количество слов - 379

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Ева! Вы создали интересную, грамотную, сильную работу. Ваша речь развита, Вы умеете логически мыслить, знаете композицию сочинения ЕГЭ. Я получила удовольствие от рецензирования  работы.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Рассуждая о проблеме, писатель представляет читателю ослабшую от длинной дороги по тайге Наташу. От изнеможения она едва может подняться на ноги, поэтому Андрей Иванович предлагает разделить между товарищами плитку шоколада
Героев надо ввести. Непонятно, кто такой Андрей Иванович, откуда он взялся. В начале комментария можно написать не о Наташе, а о геологах, в одном предложении передать ситуацию.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Авторская позиция понятна
Эта формулировка хороша для ПТ (публицистического текста). В ХТ (художественном тексте) ПА скрыта, нам приходится её вычленять, проводить анализ.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

поддержит вас, несмотря ни на что.

Я согласна с мнением писателя.
Объедините в один абзац. Вы даёте обоснование своей позиции, продолжаете мысль.

Прочитав текст В. Корчагина, я поняла, что перед лицом опасности лишь немногие продолжают оставаться человечными, понимающими, готовыми протянуть руку помощи.
А почему Вы такой грустный вывод делаете, исходя только из одного примера? Разве автор даёт понять это?

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: 0 баллов

Ошибки:

От изнеможения она едва может подняться на ноги, поэтому Андрей Иванович предлагает разделить между товарищами плитку шоколада, чтобы набраться сил, а когда получает обвинение в желании уничтожить "неприкосновенный запас" раньше срока, отказывается от своей доли, но продолжает настаивать на том, чтобы дать бедной девушке поесть сладкого: "... я могу идти без шоколада. Но Наташе он необходим сейчас. Она еле поднялась с постели".
Перегруженное предложение. Нанизано большое количество придаточных- ускользает смысл.
Рекомендация: цитату лучше укоротить.
эгоистичного и думающего лишь о себе, его
Обособленный оборот должен быть к определяемому слову в И.п.
не приносит извинений перед уставшей Наташей
не приносит извинений (кому?)

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

писатель представляет читателю ослабшую от длинной дороги по тайге Наташу. От изнеможения она едва может подняться на ноги
Неверное употребление личного местоимения.
Двусмысленность: ОНА- тайга или Наташа?

и поражённым Андреем Ивановичем, замечая, что он, будучи самым молодым в компании, "имеет больше прав на жизнь".
Кто из них? Неверное употребление личного местоимения.

кто останется верным моральным принципам и поддержит вас
Кого Вы имеете в виду? Поддержит меня, эксперта, проверяющего Вашу работу? :)
"Повисшее" слово, замените его на сущ.

Мне тоже кажется, что именно во время трудностей мы можем увидеть истинное лицо человека
Мы- кто? Вы и я?
"Повисшее" слово, измените конструкцию предложения, уберите мест.: можно увидеть...
обличить свои пороки
использование слова не в том значении
человек не обличает пороки, а проявляет их

Пётр сохраняет честь и выступает против предводителя Крестьянской войны, в то время как Алексей примыкает к нему
К НЕМУ- кому из них?

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ева, я рецензирую не первую Вашу работу: знакома и с ИС, и сочинениями ЕГЭ.
Возможно, Вам покажется строгой оценка, но она даст возможность обратить внимание на те шероховатости, которые ещё остаются. Хотя за это сочинение не ставлю максимальный балл, помечаю его как лучшее: видна та огромная работа, которую Вы проделали.
Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку