Запомни!
О силе материнской любви
-
Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...(1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
(6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
—(8)Ваш сын приговорен к казни.
(9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
—(11)Можно мне видеть коменданта?
(12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
(16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
—(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
—(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
—(22)Он приговорен к казни.
(23)Мейер вытер лоб ладонью.
—(24)Он работал на лесопилке...
—(25)Ах, лесопилка! — (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
(29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
—(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, — после недолгого молчания сказал комендант.
—(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. — (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
—(35)Понимаю, — сказал он и как бы ушел в себя.
(36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
—(38)Ваша мать жива?
—(39)Моя матушка? — (40)Он слегка посветлел. — (41)Моя матушка?
(42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
—(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, — комендант оживился, — она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
— (46)Все матери похожи друг на друга.
—(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
—(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
—(52)Правда, — отозвалась я.
—(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
— (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
(56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
(64)Комендант покосился на часы и сказал:
—(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
—(66)Куда мне бежать?
—(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
(73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
(76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
(82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
—(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
(88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
(92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
(99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
—(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
(104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
(110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
—(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
(114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
(123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
—(125)Они все мои сыновья.
(по Ю.Яковлеву)
В первой части текста автор пишет о матери, чей сын приговорен к казне за убийство часового. Учительница не видела свою жизнь без сына, поэтому пошла к коменданту с просьбой не убивать его. Героиня говорит, что в тот момент «никого вокруг не существовало. только мой сын». Мать не волновала собственная судьба-ей было важно, чтобы ее сын жил. С помощью этого примера, можно понять – материнская любовь не имеет границ.
Однако во второй части текста Яковлев пишет, учительница не смогла сделать выбор в пользу сына. Она знала, что своим выбором предаст других детей и сказала, что «куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек». Мать посчитала нужным отказаться от сына. Этот пример показывает, что материнская любовь – это не про эгоизм, а милосердие и сложный нравственный выбор.
Оба примера противопоставлены друг другу. Противопоставление играет в тексте важную роль: с его помощью автор подчеркивает, что материнская любовь безгранична, но в то же время ограничена нравственными принципами.
Позиция автора довольна ясна. Яковлев считает, что материнская любовь проявляется в смелости, отваге и безграничности.
Я согласна с позицией автора, так как считаю, что переступить через свои принципы ради ребенка могут только родители. Например, в блокадном Ленинграде родители жертвовали собой ради детей. Благодаря статьям и рассказам старшего поколения, я узнала, что матери, не думая о своей безопасности, шли туда – откуда пути назад не было, искали еду, защищали от выстрелов, показывая этим то, на что они могут пойти ради своего ребенка. Этот пример также показывает, что любовь родителя безгранична.
В заключение хочу сказать, что мама - это человек, который не бросит своего ребенка, а всегда будет рядом в любой момент. Материнская любовь - это удивительное чувство.
Здравствуйте, Мария!
Вы знаете структуру сочинения, понимаете, какие части нужны. Но, к сожалению, текст Вами понят поверхностно, поэтому логика работы сильно страдает.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно: Вы показываете только одну сторону любви матери к ребёнку. А как же умение почувствовать, быть настроенной на движения души?
Позиция автора довольна ясна. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0 баллов.
Ошибки:
Мать посчитала нужным отказаться от сына. Этот пример показывает, что материнская любовь – это не про эгоизм, а милосердие и сложный нравственный выбор. |
материнская любовь безгранична, но в то же время ограничена нравственными принципами |
Позиция автора довольна ясна.Яковлев считает, что материнская любовь проявляется в смелости, отваге и безграничности. Я согласна с позицией автора, так как считаю, что переступить через свои принципы ради ребенка могут только родители. |
2. А на каком основании Вы делаете этот вывод? Разве мало примеров, когда неродные друг другу люди поступают благородно?
3. Вы писали выше, что переступать через принципы нельзя: "Любовь матери ограничена принципами" . Противоречите сами себе.
В заключение хочу сказать, что мама - это человек, который не бросит своего ребенка, а всегда будет рядом в любой момент. Материнская любовь - это удивительное чувство. |
K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов
Работа характеризуется неточностью словоупотребления и нарушениями грамматического строя речи.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Ошибки:
сын приговорен к казне |
Героиня говорит, что в тот момент «никого вокруг не существовало. только мой сын». |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Ошибки:
С помощью этого примера, ЛИШНЯЯ ЗПТ можно понять – материнская любовь не имеет границ. |
шли туда – откуда пути назад не было |
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0 баллов
Ошибки:
Учительница не видела свою жизнь без сына |
Благодаря статьям и рассказам старшего поколения, я узнала, что матери, не думая о своей безопасности, шли туда – откуда пути назад не было, искали еду, защищали от выстрелов, показывая этим то, на что они могут пойти ради своего ребенка. |
Нанизывание придаточных предложений- разделите на несколько частей, чтобы легче понимать смысл написанного.
показывая этим то (указательное слово лишнее), на что они могут пойти ради своего ребенка.
Однако во второй части текста Яковлев пишет, учительница не смогла сделать выбор в пользу сына. |
Героиня говорит, что в тот момент «никого вокруг не существовало. только мой сын». |
сказала, что «куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек». |
K10 - Соблюдение речевых норм: 0 баллов
Ошибки:
Об этом размышляет в своём тексте Ю.А. Яковлев. |
Речевая шероховатость: разве можно размышлять в чужом тексте? Лишние слова можно убрать. Об этом размышляет Ю. Я. Яковлев.
В первой части текста автор пишет о матери, чей сын приговорен к казне за убийство часового. Учительница не видела свою жизнь без сына, поэтому пошла к коменданту с просьбой не убивать его. Героиня говорит, что в тот момент «никого вокруг не существовало. только мой сын». Мать не волновала собственная судьба-ей было важно, чтобы ее сын жил. С помощью этого примера, можно понять – материнская любовь не имеет границ. |
ЕГО- кого из них? Неверное употребление личного местоимения
Тавтология (мать- материнская)
Не видела своей жизни- неточность словоупотребления: не представляла жизни
материнская любовь – это не про эгоизм |
Однако во второй части текста Яковлев пишет, учительница не смогла сделать выбор в пользу сына. Она знала, что своим выбором предаст других детей и сказала, что «куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек». |
Оба примера противопоставлены друг другу. |
Оба примера противопоставлены друг другу. Противопоставление играет в тексте важную роль: с его помощью автор подчеркивает, что материнская любовь безгранична, но в то же время ограничена нравственными принципами. |
играет в тексте важную роль- "вода", пустая фраза- уберите её
Я согласна с позицией автора, так как считаю, что переступить через свои принципы ради ребенка могут только родители. Например, в блокадном Ленинграде родители жертвовали собой ради детей. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над внимательным прочтением текста, грамматикой и речью.
Удачи на ЕГЭ!