Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

В каких поступках может проявляться доброта человека?

  • Текст: Н. Батыгина. Об отзывчивости
    (1)На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. (2)Она нередко обращает мою память к Ивану Михайловичу.
    (3)В пятиместной палате койка его стояла напротив другой, несколько дней пустовавшей. (4)И если кто-либо обращал внимание на нее, Иван Михайлович неизменно повторял: «(5)Так слава Богу, как говорится, одним больным на свете и поменьше...» (6)Сам он после операции, мог лежать в постели три-четыре дня. (7)Остальные проводил в заботах о соседях. (8)Особенно много внимания он уделял Алеше — парнишке в большой гипсовой повязке. (9)Ухаживал за ним, как нянечка. (10)И всем другим в палате помогал: умоет тех, кто пока сам не может этого сделать, чаем свежезаваренным напоит, грелку нальет, кому понадобится, одеяло поправит, у кого сползет. (11)Благодаря Ивану Михайловичу Алеша прямо-таки переродился. (12)Войду в палату — он теперь улыбается, приветливо говорит «доброе утро», «спасибо». (13)Раньше такой общительности за ним не замечалось.
    (14)Все же пришел тот день, когда долго не занятая в палате койка понадобилась. (15)На нее положили молодого мужчину — моряка, накануне вернувшегося из длительного плавания. (16)Он куда-то торопился, вскочил на ходу в вагон, сорвался с подножки и ногой попал под колесо. (17)Раздробленную голень пришлось ампутировать. (18)Иван Михаилович весь остаток ночи провел без сна и во многом помог сестре.
    —(19)У нас пополнение... (20)Вот Володя поступил, несчастье-то какое произошло... — нарушил тишину Иван Михайлович. (21)Повязка на лице Ивана Михайловича сбилась, глаза выражали усталость. (22)Остальные лежали молча, уткнувшись головой в подушку. (23)Алеша забыл поприветствовать меня. (24)А Володя словно застыл. (25)Он смотрел в одну точку и вряд ли что видел или слышал. (26)Остывший завтрак стоял на тумбочке нетронутым.
    (27)Я говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе. (28)Называла имена известных людей, перенесших подобную трагедию, но сумевших подняться над ней, рассказывала о солдатах с тяжелыми ранениями, полученными на фронтах Великой Отечественной войны, изувеченных, но определивших для себя место в жизни. (29)Повернул ко мне лицо Володя: высокий лоб, большие глаза. (30)Еле слышно ответил: «(31)Что делать, на протезе ходить буду...»
    (32)Теперь уже не могу вспомнить точно, когда в палате появились первые приметы восстановленного покоя. (33)Алеша снова начал произносить «доброе утро», и все обитатели палаты вторили ему. (34)Однажды утром, войдя к ним, сразу обратила внимание на стол. (35)Иван Михайлович расставил на нем какие-то вкусные припасы. (36)Глаза его с лукавой хитринкой будто говорили: «(37)Смотри и любуйся». (38)Я смотрела и любовалась. (39)Готовился завтрак в честь окончательного появления у Володи радости жить.
    (40)Опираясь ладонями на край накрытого стола, на котором лежали и бумажные салфетки с зеленой каемочкой (трогательный намек на домашний уют), Иван Михаилович произнес слова, простые и мудрые:
    —(41)Что я Володе-то говорю. (42)Живой остался, вот и ладно. (43)Парень молодой, собой пригожий, специальность есть и морская, и земная. (44)Протезы ноне делают, паря, — от здоровой ноги не отличишь. (45)Летом приедешь к нам в Устюг Великий. (46)Отдохнуть у нас можно. (47)А невесты-то у нас до того хороши, что нигде таких, паря, нету...
    —(48)Иван Михаилович все верно говорит. (49)Он так много сделал для меня в эти тяжелые дни... (50)А жениться к Вам в город приеду, Иван Михаилович,— приподнявшись на локти и весело улыбаясь, добавил Володя. (51)Чтобы вот так улыбнулся он, сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие дни. (52)Он поверил в себя снова. (53)Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном Михайловичем.
    (По Н.И. Батыгиной)
    Батыгина Надежда Ивановна (1919 – 1990) – хирург, кандидат медицинский наук, заведовала хирургическим отделением, автор более 28 научных работ.



20.01.2022 18:04:40
Автор: Дарья Колодеева

В каких поступках может проявляться доброта человека? На этот вопрос отвечает Н.И. Батыгина в тексте.

В самом начале рассказчица представляет читателю одного из пациентов, Ивана Михайловича. Мужчина помогает другим больным оправляться от ранений. Среди них был Алеша, которому Иван Михайлович уделял особенно много внимания. Именно благодаря ему Алеша и встал на ноги. Как говорила рассказчица, когда она входила в палату, он улыбался и приветливо говорил “доброе утро” и “спасибо”, хотя раньше такого не происходило.
Таким образом, смотря на то, как Иван Михайлович помогает другим, можно прийти к выводу, что доброта тесно связана с заботой.  

Затем читателя знакомят с новым пациентом, Володей - моряком, который из-за своей же торопливости лишился ноги. Его поддерживал не только Иван Михайлович, но и рассказчица, ведь ему в такой сложный момент жизни были важны слова поддержки. Благодаря им он снова поверил в себя.

Этим автор хотел показать, что в трудные времена могут помочь даже мелочные хорошие поступки.

Так, дополняя один пример другим, Н.И. Батыгина хотела донести до читателя мысль о том, что доброта может проявляться в таких нравственных качествах человека, как забота, сочувствие и сострадание.

Позиция автора однозначна: любой отзывчивый человек должен помогать окружающим его людям.

Мне близка позиция автора. Я считаю, что нельзя допустить исчезновения доброты, ведь с ней исчезнут и другие нравственные качества личности, без которых мир придет к катастрофе.  

Доброта может изменить жизнь каждого. Именно об этом говорится в новелле М. Тунсю "Благословение небожителей". Бездомный юноша Хуа Чен, у которого совсем не оставалось желания жить, решается сдаться и покончить жизнь самоубийством. Его спасает Се Лянь, который, пренебрегая всеми правилами, сбегает с коронации и спасает мальчика.  Для Хуа Чена именно этот поступок Се Ляня и оказался проявлением заботы и доброты. Принц стал семьей для юноши, ради которой он не сдавался и продолжал бороться с отчаянием.

Таким образом, доброта проявляется не только в хороших поступках человека, но и в его качествах.  
Количество слов - 313

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Дарья!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 (забота Ивана Михайловича об Алеше) в сочинении указан, очень слабо и поверхностно пояснен.

Пример 2 (забота Ивана Михайловича о Володе) указан, очень слабо и поверхностно пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, не проанализирована. Необходимо четко указать, что именно чем именно дополняется и с какой целью.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора не соответствует поставленному проблемному вопросу, относится к другой проблеме: как должны вести себя отзывчивые люди? В абзаце с анализом связи вы даете ответ на поставленный проблемный вопрос, поэтому балл сохраняю. Но впредь советую соблюдать структуру сочинения.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора не соответствует поставленному проблемному вопросу, в собственной позиции представлены размышления по другой проблеме: можно ли допустить исчезновение доброты?

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки: нарушение абзацного членения (много лишних абзацев в сочинении).

Нарушена последовательность изложения мысли:

Бездомный юноша Хуа Чен, у которого совсем не оставалось желания жить, решается сдаться и покончить жизнь самоубийством. Его спасает Се Лянь, который, пренебрегая всеми правилами, сбегает с коронации и спасает мальчика.  Для Хуа Чена именно этот поступок Се Ляня и оказался проявлением заботы и доброты. Принц стал семьей для юноши, ради которой он не сдавался и продолжал бороться с отчаянием.
Непонятно, кто из героев мальчик (это юноша?) и кто из героев принц. Вообще, пример введен нелогично, при его чтении возникает много вопросов и неясностей.
Таким образом, доброта проявляется не только в хороших поступках человека, но и в его качествах.  
Логическая ошибка: доброта -- это и есть качество человеческого характера. В каких еще качествах она может проявляться? Непонятно.
Так, дополняя один пример другим, Н.И. Батыгина хотела донести до читателя мысль о том, что доброта может проявляться в таких нравственных качествах человека, как забота, сочувствие и сострадание.
Забота -- это не качество, это проявление внимания.
Я считаю, что нельзя допустить исчезновения доброты, ведь с ней исчезнут и другие нравственные качества личности, без которых мир придет к катастрофе.  
Тезис не доказан.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Ошибки: см. К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Мужчина помогает другим больным оправляться от ранений.
В данном значении глагол может употребляться только в форме совершенного вида: помогает оправиться от ранений.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Этим автор хотел показать, что в трудные времена могут помочь даже мелочные хорошие поступки.
Смешение паронимов. Здесь нужно употребить слово "мелкий", т.к. "мелочный" -- это человек, придающий значение мелочам.
В самом начале рассказчица представляет читателю одного из пациентов
Нарушение речевой точности. Рассказчица -- это героиня произведения, она ничего не знает о читателе. О читателе знает только автор произведения, т.е. писатель.
Таким образом, смотря на то, как Иван Михайлович помогает другим, можно прийти к выводу, что доброта тесно связана с заботой.
Неудачная речевая конструкция. К выводу приходите вы -- читатель, но вы не могли смотреть на то, как Иван Михайлович помогает другим.
Бездомный юноша Хуа Чен, у которого совсем не оставалось желания жить, решается сдаться и покончить жизнь самоубийством.
Лучше: решает сдаться

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет

Общие рекомендации: следует усилить работу над аналитической частью комментария. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку