Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Проблема материнской любви
-
Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...(1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
(6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
—(8)Ваш сын приговорен к казни.
(9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
—(11)Можно мне видеть коменданта?
(12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
(16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
—(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
—(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
—(22)Он приговорен к казни.
(23)Мейер вытер лоб ладонью.
—(24)Он работал на лесопилке...
—(25)Ах, лесопилка! — (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
(29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
—(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, — после недолгого молчания сказал комендант.
—(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. — (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
—(35)Понимаю, — сказал он и как бы ушел в себя.
(36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
—(38)Ваша мать жива?
—(39)Моя матушка? — (40)Он слегка посветлел. — (41)Моя матушка?
(42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
—(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, — комендант оживился, — она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
— (46)Все матери похожи друг на друга.
—(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
—(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
—(52)Правда, — отозвалась я.
—(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
— (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
(56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
(64)Комендант покосился на часы и сказал:
—(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
—(66)Куда мне бежать?
—(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
(73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
(76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
(82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
—(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
(88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
(92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
(99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
—(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
(104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
(110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
—(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
(114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
(123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
—(125)Они все мои сыновья.
(по Ю.Яковлеву)
Рассуждая о проблеме, автор переносит нас в страшные годы войны. Сына главной героини должны были казнить, и для нее перестало существовать все: муж, голод, сон. Ради того, чтобы спасти его, она решается на рискованный шаг: она умоляет коменданта о помиловании. Она не переживала за себя и за свою жизнь, ведь для нее жизнь без сына была бессмысленна. Автор этим эпизодом показывает нам, что материнская любовь может выражаться не только в нежности и ласке, но и в бесстрашии и мужестве перед опасностью настигшую ее ребенка.
Далее Ю. Яковлев переносит нас на место казни. Видя, что ее сын продолжил «стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась», тогда она решает подойти к нему, но сын не поднимает взгляда на мать. И тогда женщина все понимает: сын не собирается оставлять своих друзей на смертном одре одних. Судьба мальчиков зависела от ее решения, и тогда она говорит, что все четверо мальчиков ее сыновья. Этот эпизод показывает, что одним из проявлений родительской любви является принятие выбора своего ребенка.
Два этих примера дополняют друг друга и показывают, что матери готовы пойти на отчаянные поступки ради благополучия своего ребенка, даже если придется принять его смерть.
Автор считает, что материнская любовь способна подталкивать на подвиги. Это чувство присуще всем матерям и помогает им в трудной ситуации принять правильное решение.
Я согласна с позицией автора. Действительно, матери, в трудной ситуации, способны поступать самоотверженно ради счастья своих детей. Так, к примеру, в рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары» у восточной красавицы Али рождается девочка с синдромом Дауна. Несмотря на это женщина не бросает ее, как это делает ее отец, а старается помочь ей адаптироваться в обществе. И даже когда находилась на волоске от смерти из-за смертельной болезни, Аля продолжала думать только о Милочке. Автор хотела нам показать, что на высшую степень самоотверженности способна только материнская любовь.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из самых важных людей в жизни каждого человека является мама. Только мама будет стремиться защитить своего ребенка и дать все то, что он желает.
Здравствуйте, Елена! Вы знаете структуру этого вида работы; понимаете, как делать абзацное членение; умеете выделять главное и второстепенное.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно (см. К 10)
K2 - Комментарий + 4 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена формально, анализ не засчитан: нужно показать, как именно первый пример дополняет второй.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0 баллов
Ошибки:
Таким образом, можно сделать вывод, |
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из самых важных людей в жизни каждого человека является мама. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: +2 балла
Ошибки:
но и в бесстрашии и мужестве перед опасностью ЗПТ настигшую ее ребенка. |
матери, в трудной ситуации, способны поступать самоотверженно |
Несмотря на это ЗПТ женщина не бросает |
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0 баллов
Ошибки:
она решается (н.вр.) на рискованный шаг: она умоляет (н.вр.) коменданта о помиловании. Она не переживала (пр.вр.)за себя |
но и в бесстрашии и мужестве перед опасностью настигшую ее ребенка. |
Несмотря на это женщина не бросает ее, как это делает ее отец, а старается помочь ей адаптироваться в обществе (н.вр. глаголов). И даже когда находилась на волоске от смерти из-за смертельной болезни, Аля продолжала думать только о Милочке (пр.вр.глаголов). |
Нарушение временной соотнесённости глаголов
K10 - Соблюдение речевых норм: 0 баллов
Ошибки:
На какие поступки способна материнская любовь? |
Можно исправить так:
На что способна материнская любовь?
Или ещё лучше так:
Какова сила материнской любви?
Как проявляется материнская любовь?
автор переносит нас в страшные годы войны. |
"Повисшее" слово, его надо убрать или заменить на "читателя".
Автор этим эпизодом показывает нам |
Далее Ю. Яковлев переносит нас на место казни. |
"Повисшее" слово
Ради того, чтобы спасти его, она решается на рискованный шаг: она умоляет коменданта о помиловании. Она не переживала за себя и за свою жизнь, ведь для нее жизнь без сына была бессмысленна. |
матери готовы пойти на отчаянные поступки ради благополучия своего ребенка, даже если придется принять его смерть. |
Неверное употребление личного местоимения
Видя, что ее сын продолжил «стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась», тогда (лишнее слово) она решает подойти к нему, но сын не поднимает взгляда на мать. И тогда женщина все понимает: сын не собирается оставлять своих друзей на смертном одре одних. Судьба мальчиков зависела от ее решения, и тогда она говорит, что все четверо мальчиков ее сыновья. |
Автор считает, что материнская любовь способна подталкивать на подвиги. Это чувство присуще всем матерям и помогает им в трудной ситуации принять правильное решение. |
подталкивать на подвиги- лексическая несочетаемость (подталкивают к чему-то отрицательному)
Несмотря на это женщина не бросает ее, как это делает ее отец, а старается помочь ей адаптироваться в обществе. И даже когда находилась на волоске от смерти из-за смертельной болезни, Аля продолжала думать только о Милочке. |
одним из самых важных людей в жизни каждого человека является мама. Только мама будет стремиться защитить своего ребенка и дать все то, что он желает. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 0 баллов
Ошибки:
для нее перестало существовать все: муж, голод, сон. |
Общие рекомендации: следует усилить работу над речью (повторы, неверное использование личных местоимений). Обратите внимание на комментарий: при анализе связи нужно "разведение" примеров.
Успеха на ЕГЭ!