Запомни!
О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.
Каждый ли способен оставаться человеком в тяжелой ситуации?
-
Текст: В. Корчагин. О страхе и предательстве(1)Утро следующего дня было холодным и пасмурным. (2)Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю. (3)Все тело у нее болело. (4)Сильная тошнота подступала к горлу.
(5)Наташа стиснула зубы:
«Только бы встать! Только бы подняться на ноги!» — мысленно твердила она, проклиная свою слабость. (6)Она слышала, как легко и быстро поднялся Валерий. (7)Он даже насвистывал что-то. (8)Почему же у нее так кружится голова?
(9)Она снова попыталась встать и снова бессильно опустилась на землю. (10)К ней подошел Андрей Иванович.
—(11)Что, Наточка, тяжело?
(12)Он сел возле нее.
(13)Наташа подняла глаза и увидела его худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза. (14)Видно было, что и он еле поднялся.
(15)Наташа сделала над собой усилие и села, прислонившись спиной к влажному стволу дерева.
(16)Ничего, Андрей Иванович. (17)Я еще могу идти…
—(18)Надо идти, Наташенька. —(19)Он помог ей подняться. — (20)Еще немного. (21)А сегодня… (22)Сегодня мы немного увеличим нашу утреннюю норму.
(23)Он отыскал глазами Валерия.
—(23)Валерий! В твой рюкзак я положил шоколад. (24)Вынь-ка одну плитку. (25)Все мы очень ослабли…
—(26)Что вы, Андрей Иванович! (27)Шоколад надо оставить на конец пути, — ответил Валерий не оборачиваясь.
—(28)Мы очень ослабли, — повторил Андрей Иванович, — а конец уже недалеко. (29)Одну плитку давайте разделим сейчас.
—(30)Андрей Иванович! — Валерий решительно застегнул рюкзак. — (31)Вы же мужчина! (32)Стыдитесь! (33)Впереди еще столько дней пути, а вы предлагаете уничтожить наш неприкосновенный запас. (34)Я мальчишка и то…
(35)Геолог побледнел.
—(36)Хорошо, — сказал он с расстановкой, — я могу идти без шоколада. (37)Но Наташе он необходим сейчас. (38)Она еле поднялась с постели.
(39)Наташа хотела возразить, но Валерий опередил ее: — (40)Ах, вот как! (41)Это другое дело. (42)Что ж… (43)«Я отдаю Наташе свой сегодняшний завтрак», —сказал он вызывающим тоном. — (44)Но шоколад останется неприкосновенным!
(45)Валерий быстро вскинул рюкзак на плечи и, не оглядываясь, зашагал вдоль реки. (46)С минуту Андрей Иванович смотрел ему вслед, и вдруг страшное подозрение обожгло его мозг.
—(47)Стой!! — закричал он.
(48)Валерий остановился. Геолог подошел к нему.
—(49)Снимай рюкзак!
(50)Валерий отступил на шаг, и вдруг лицо его задергалось.
—(51)Что?.. Что вы думаете?..
(52)Андрей Иванович взялся за его рюкзак.
—(53)Не дам! — рванулся Валерий.
—(54)Приказываю! — раздельно и властно потребовал геолог.
(55)Лицо его сделалось страшным. (56)Правая рука сжалась в кулак. (57)Валерий дрожащими руками снял рюкзак. (58)Андрей Иванович быстро расстегнул его и вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты. (59)Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд.
—(60)Ну что? (61)Что смотрите! (62)Может, и мораль начнете еще читать? (63)А мне наплевать на вас! (64)Я жить хочу! — голос Валерия перешел на крик. —(65)Я моложе вас! (66)Я имею больше прав на жизнь! (67)Я… —(68)И вдруг голос его осекся. (69)Прямо перед собой он увидел ввалившиеся, полные муки глаза Наташи.
—(70)А-а-а! — взвыл он и бросился на землю.
(71)Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошел к костру, тщательно разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по крошечной дольке сахару. (72)После этого он направился к реке, чтобы набрать в котелок воды.
(73)Наташа словно оцепенела. (74)Все происшедшее было настолько невероятным, что казалось каким-то чудовищным недоразумением, которое следовало сейчас же, немедленно разрешить. (75)Валерий не мог этого сделать! (76)Несмотря на все, что она узнала о нем за последнее время, он не мог так низко пасть — обворовать ее, слабую девушку, своего школьного товарища, и пожилого мужчину, делавшего все возможное для их спасения. (77)Разве мог это сделать человек, который так много и с таким чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил музыку, который писал стихи, который…
(78)Но этого человека уже не было. (79)Перед ней лежало на земле и скулило, как побитая собака, какое-то жалкое мерзкое существо, которое стыдно было даже сравнивать с человеком.
(В.Корчагин)
17.01.2022 20:16:54
Автор: Ксения Пятибратова
Каждый ли способен оставаться человеком в тяжелой ситуации? Именно над этим вопросом размышляет В. Корчагин в предложенном для анализа тексте.
Рассуждая о проблеме, автор пишет о героях, которые оказались в сложной ситуации, они испытывали сильную слабость, страх и голод, а запасы еды были на исходе. Андрей Иванович и Наташа пытались поддерживать друг друга, они верили в то, что смогут выжить. Чтобы хоть как-то поднять настроение себе и Наташе, геолог предложил достать одну плитку шоколада из рюкзака и разделить поровну на всех. Валерий начал уверять Андрея Ивановича, что «шоколад надо оставить на конец пути». «Вы же мужчина! Стыдитесь! Я мальчишка и то…» На что геолог ответил: «— я могу идти без шоколада. Но Наташе он необходим сейчас». На этом примере видно, что, несмотря не на какие обстоятельства нужно уметь оставаться человеком, уметь взаимодействовать, доверять, сопереживать другим.
Однако потом автор рассказывает о том, что геолог начал подозревать что-то неладное. «Стой!! — закричал он.» Андрей Иванович снял с Валерия рюкзак и «быстро расстегнул его и вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты». Валерий начал кричать: «Ну что? Что смотрите! Может, и мораль начнете еще читать? А мне наплевать на вас! Я жить хочу!» Данный пример показывает, что попав в тяжёлую ситуацию, человек совершает бессердечные поступки, становится эгоистом, думает только о себе.
В. Корчагин противопоставляет приведённые примеры, чтобы показать, что не каждый человек способен оставаться человеком в сложной жизненной ситуации. Люди разные, как и их поступки.
Авторская позиция понятна. В. Корчагин считает, что такие ситуации помогают понять какой человек на самом деле. Не у каждого, получается, сохранить свой моральный облик, многие в такие моменты поступают очень эгоистично, совсем не думают о других.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что многие люди совсем не те, за кого часто себя выдают. В затруднительном положении они проявляют себя, не всегда с хорошей стороны. Не могу не вспомнить повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Алексей Швабрин – офицер из дворянского рода, умный, сообразительный и талантливый боец совершает подлый и низкий поступок. Мало того, что он пытается оклеветать Машу Миронову, он ещё и предаёт своих товарищей и переходит на сторону самозванца Пугачева. Казалось бы, молодой и талантливый офицер, но человеческие качества в нём полностью отсутствуют.
Прочитав текст В. Корчагина, я сделала вывод, что в любой ситуации нужно уметь оставаться человеком с высокими моральными устоями.
Рассуждая о проблеме, автор пишет о героях, которые оказались в сложной ситуации, они испытывали сильную слабость, страх и голод, а запасы еды были на исходе. Андрей Иванович и Наташа пытались поддерживать друг друга, они верили в то, что смогут выжить. Чтобы хоть как-то поднять настроение себе и Наташе, геолог предложил достать одну плитку шоколада из рюкзака и разделить поровну на всех. Валерий начал уверять Андрея Ивановича, что «шоколад надо оставить на конец пути». «Вы же мужчина! Стыдитесь! Я мальчишка и то…» На что геолог ответил: «— я могу идти без шоколада. Но Наташе он необходим сейчас». На этом примере видно, что, несмотря не на какие обстоятельства нужно уметь оставаться человеком, уметь взаимодействовать, доверять, сопереживать другим.
Однако потом автор рассказывает о том, что геолог начал подозревать что-то неладное. «Стой!! — закричал он.» Андрей Иванович снял с Валерия рюкзак и «быстро расстегнул его и вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты». Валерий начал кричать: «Ну что? Что смотрите! Может, и мораль начнете еще читать? А мне наплевать на вас! Я жить хочу!» Данный пример показывает, что попав в тяжёлую ситуацию, человек совершает бессердечные поступки, становится эгоистом, думает только о себе.
В. Корчагин противопоставляет приведённые примеры, чтобы показать, что не каждый человек способен оставаться человеком в сложной жизненной ситуации. Люди разные, как и их поступки.
Авторская позиция понятна. В. Корчагин считает, что такие ситуации помогают понять какой человек на самом деле. Не у каждого, получается, сохранить свой моральный облик, многие в такие моменты поступают очень эгоистично, совсем не думают о других.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что многие люди совсем не те, за кого часто себя выдают. В затруднительном положении они проявляют себя, не всегда с хорошей стороны. Не могу не вспомнить повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Алексей Швабрин – офицер из дворянского рода, умный, сообразительный и талантливый боец совершает подлый и низкий поступок. Мало того, что он пытается оклеветать Машу Миронову, он ещё и предаёт своих товарищей и переходит на сторону самозванца Пугачева. Казалось бы, молодой и талантливый офицер, но человеческие качества в нём полностью отсутствуют.
Прочитав текст В. Корчагина, я сделала вывод, что в любой ситуации нужно уметь оставаться человеком с высокими моральными устоями.
Количество слов - 396
Рецензент: Наталья Боброва
Здравствуйте, Ксения! Вы написали довольно объёмное сочинение, позволяющее судить о том, что вы хорошо знакомы с требованиями, критериями оценивания сочинения, особенностями композиции.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 (поступок Андрея Ивановича) в сочинении указан, пояснён.
Пример 2 (поведение Валерия, разоблачение) указан, пояснён.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована. При этом хочу отметить, что анализ связи выглядит не очень убедительно. Старайтесь при анализе связи между примерами писать о значении каждого примера в рамках рассматриваемой проблемы. Связь должна быть проанализирована способом "разведения примеров", то есть примеры обобщаются и показываются во взаимосвязи.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, но не безупречно с точки зрения речевого оформления, логики:
Неуместное использование местоимений, повторы.
Что значит "такие"?
Отсутствие конкретики, спрятавшейся за местоимением "такие", ведёт к неполноте мысли, недосказанности и, как правило, к нарушению логики.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
Следует при этом отметить, что нечёткость в формулировке позиции автора привело к логической ошибке: в позиции автора нет мысли об условиях, причинах проявления эгоизма, бессердечия (подробнее об этом читайте в К5).
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Ошибки:
Напомню: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство (если проблема - вопрос, то ПА - это ответ на этот вопрос). Перечитайте несколько раз ваши формулировки. Выберем самое главное из контекста: Каждый ли способен оставаться человеком в тяжелой ситуации? Именно над этим вопросом размышляет В. Корчагин в предложенном для анализа тексте. -- Не у каждого, получается, сохранить свой моральный облик, многие в такие моменты поступают очень эгоистично, совсем не думают о других.
Теперь соотнесём ПА и отношение к ПА:
В проблеме есть важное понятие "тяжёлая жизненная ситуация". В позиции автора эти самые сложные моменты превратились в местоимение "такие" (когда человеку трудно сохранить "свой моральный долг"? (нарушение логики). В обосновании снова появляется "затруднительное положение".
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Снят балл по критерию К10, поэтому автоматически снимается балл по К6.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Ошибки:
Должно быть "несмотря ни на какие".
К7 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
Ошибки:
Не хватает запятой перед придаточным предложением.
Лишние запятые. Слово "получается" не является вводным, мы не может его исключить из контекста (попробуйте убрать слово из предложения, вы увидите, что смысл потеряется).
Лишняя запятая.
Неверное цитирование. Вместо тире нужно использовать многоточие (если вы приводите часть предложения).
Не хватает запятой.
Точка должна быть за кавычками.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
Неверное включение цитаты без вводящих слов.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Ошибки:
Лучше сказать по-другому: Алексей Швабрин - дворянин, офицер...
Слово "боец" использовано неуместно (нарушение стиля).
Неуместное использование разговорного оборота речи.
На что указывает местоимение "такие"? Что значит "такие ситуации"?
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов
Ошибки:
Швабрин, безусловно, отрицательный персонаж, но утверждать, что он лишён человеческих качеств, - это всё равно, что утверждать, что он не человек. Человеческие качества могут быть как положительными, так и отрицательными (например, совестливость, доброта - это положительные качества, жадность, безразличие - это отрицательные).
В одном и том же человеке могут сочетаться разные качества. Вспомните, например, князя Николая Андреевича Болконского (старший Болконский, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир"), Родион Раскольников (герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"). Надеюсь, что я вас убедила в неуместности сформулированной мысли. Понятно, что вы рассматривали слово в значении "положительные качества, свойственный людям нравственным", но всё-таки постарайтесь быть аккуратнее в формулировках.
Общие рекомендации: следует усилить работу над речевым оформлением, логикой развития мысли, пунктуацией. Обратите внимание на анализ смысловой связи.
Желаю удачи!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 (поступок Андрея Ивановича) в сочинении указан, пояснён.
Пример 2 (поведение Валерия, разоблачение) указан, пояснён.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована. При этом хочу отметить, что анализ связи выглядит не очень убедительно. Старайтесь при анализе связи между примерами писать о значении каждого примера в рамках рассматриваемой проблемы. Связь должна быть проанализирована способом "разведения примеров", то есть примеры обобщаются и показываются во взаимосвязи.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, но не безупречно с точки зрения речевого оформления, логики:
Авторская позиция понятна. В. Корчагин считает, что такие ситуации помогают понять какой человек на самом деле. Не у каждого, получается, сохранить свой моральный облик, многие в такие моменты поступают очень эгоистично, совсем не думают о других. |
Что значит "такие"?
Отсутствие конкретики, спрятавшейся за местоимением "такие", ведёт к неполноте мысли, недосказанности и, как правило, к нарушению логики.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
Следует при этом отметить, что нечёткость в формулировке позиции автора привело к логической ошибке: в позиции автора нет мысли об условиях, причинах проявления эгоизма, бессердечия (подробнее об этом читайте в К5).
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Ошибки:
Проблема: Каждый ли способен оставаться человеком в тяжелой ситуации? Именно над этим вопросом размышляет В. Корчагин в предложенном для анализа тексте. ПА: Авторская позиция понятна. В. Корчагин считает, что такие ситуации помогают понять какой человек на самом деле. Не у каждого, получается, сохранить свой моральный облик, многие в такие моменты поступают очень эгоистично, совсем не думают о других. |
Теперь соотнесём ПА и отношение к ПА:
Авторская позиция понятна. В. Корчагин считает, что такие ситуации помогают понять какой человек на самом деле. Не у каждого, получается, сохранить свой моральный облик, многие в такие моменты поступают очень эгоистично, совсем не думают о других. Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что многие люди совсем не те, за кого часто себя выдают. В затруднительном положении они проявляют себя, не всегда с хорошей стороны. Не могу не вспомнить повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Алексей Швабрин – офицер из дворянского рода, умный, сообразительный и талантливый боец совершает подлый и низкий поступок. Мало того, что он пытается оклеветать Машу Миронову, он ещё и предаёт своих товарищей и переходит на сторону самозванца Пугачева. Казалось бы, молодой и талантливый офицер, но человеческие качества в нём полностью отсутствуют. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Снят балл по критерию К10, поэтому автоматически снимается балл по К6.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Ошибки:
На этом примере видно, что, несмотря не на какие обстоятельства нужно уметь оставаться человеком, уметь взаимодействовать, доверять, сопереживать другим. |
К7 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
Ошибки:
В. Корчагин считает, что такие ситуации помогают понять ЗПТ какой человек на самом деле. |
Не у каждого, получается, сохранить свой моральный облик, многие в такие моменты поступают очень эгоистично, совсем не думают о других. |
В затруднительном положении они проявляют себя, не всегда с хорошей стороны. |
На что геолог ответил: «— я могу идти без шоколада. Но Наташе он необходим сейчас». |
На этом примере видно, что, несмотря не на какие обстоятельства ЗПТ нужно уметь оставаться человеком, уметь взаимодействовать, доверять, сопереживать другим. |
«Стой!! — закричал он.» |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
«Вы же мужчина! Стыдитесь! Я мальчишка и то…» |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Ошибки:
Алексей Швабрин – офицер из дворянского рода, умный, сообразительный и талантливый боец совершает подлый и низкий поступок. |
Слово "боец" использовано неуместно (нарушение стиля).
Мало того, что он пытается оклеветать Машу Миронову, он ещё и предаёт своих товарищей и переходит на сторону самозванца Пугачева. |
В. Корчагин считает, что такие ситуации помогают понять какой человек на самом деле. Не у каждого, получается, сохранить свой моральный облик, многие в такие моменты поступают очень эгоистично, совсем не думают о других. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов
Ошибки:
Казалось бы, молодой и талантливый офицер, но человеческие качества в нём полностью отсутствуют. |
В одном и том же человеке могут сочетаться разные качества. Вспомните, например, князя Николая Андреевича Болконского (старший Болконский, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир"), Родион Раскольников (герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"). Надеюсь, что я вас убедила в неуместности сформулированной мысли. Понятно, что вы рассматривали слово в значении "положительные качества, свойственный людям нравственным", но всё-таки постарайтесь быть аккуратнее в формулировках.
Общие рекомендации: следует усилить работу над речевым оформлением, логикой развития мысли, пунктуацией. Обратите внимание на анализ смысловой связи.
Желаю удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 16