Запомни!
Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.
В чем проявляется великодушие
-
Текст: Т. Скок. О великодушии(1)В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. (2)Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир». (3)В конце своей жизни, прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души: «восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его сердце. (4)Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». (5)Получив смертельное ранение, он с сожалением понимает, что дальнейшая его жизнь могла бы пройти по-иному: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. (6)Но теперь уже поздно. (7)Я знаю это!» (8)Величие духа князя Андрея – это итог его кропотливой работы над собой; перед лицом смерти он просветлел душой, вознесся к высотам духа и тем явил пример истинного мужества. (9)Ни жалоб, ни озлобления. (10)Строгое и чистое просветление.
(11)Быть великодушным – это уметь жалеть и понимать других людей. (12)Подбадривать, подставлять им плечо в трудную минуту. (13)Уметь хвалить искренне, без тени зависти.
(14)Замечать таланты и указывать им стезю, дарить идеи – это тоже великодушие. (15)Великолепный образец – Александр Сергеевич Пушкин, светлый гений. (16)Его солнечная природа проявлялась и в творчестве, и в мироощущении, и в отношении к друзьям и близким. (17)«Если жизнь тебя обманет,/ Не печалься, не сердись! (18)В день уныния смирись:/ День веселья, верь, настанет», – строчки из его стихотворения говорят о христианском мировосприятии: не печалиться, не унывать, не гневаться, проявлять смирение, терпеть и верить в лучшее. (19)Эта же мысль в письме А.С. Пушкина к П.А. Плетневу от 22 июля 1831 года, в котором он врачует душу друга: «Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. (20)Опять хандришь. (21)Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… (22)Жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. (23)Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». (24)Хотелось жить, виделось далекое будущее, но судьба распорядилась по-иному…
(25)О последних днях А.С. Пушкина осталось несколько воспоминаний друзей и близких, в которых с новой силой проступает величие духа поэта. (26)П. А. Вяземский: «Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного… (27)Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого скрытого самоотвержения». (28)В.И. Даль: «Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил… (29)Когда тоска и боль его одолевали, он крепился усильно, и на слова мои: терпеть надо, любезный друг, делать нечего; но не стыдись боли своей: стонай, тебе будет легче, - отвечал отрывисто: "Нет, не надо; жена услышит”… (30)Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его». (31)Е.Н. Мещерская-Карамзина: «Когда друзья и несчастная жена устремились к бездыханному телу, их поразило величавое и торжественное выражение лица его. (32)На устах сияла улыбка, как будто отблеск несказанного спокойствия, на челе отражалось тихое блаженство осуществившейся святой надежды».
(По Т. Скок)
16.01.2022 00:39:01
Автор: Альбина Сайфуллина
В чем проявляется великодушие?
Отвечая на этот вопрос, автор пишет о последних днях жизни Андрея Болконского. Главный герой романа Л. Н. Толстого “Война и мир” много всего пережил, он прошёл через «нравственные испытания и физические муки…» Он понимает, что его жизнь могла сложиться иначе, однако осознаёт, что уже ничего не изменить. Читатели видят, что в человеке проявляется величие души, он не жалуется ни на что и ни на кого.
Далее Т. Скок пишет о письме А.С.Пушкина к П.А.Плетнёву. Он объясняет другу, что не стоит тратить время на хандру, нужно радоваться жизни, так как она прекрасна: «…мы встретим ещё новых знакомцев, новые созреют нам друзья…» Так, мы осознаём, что великодушный человек поддерживает своего товарища, не позволяет ему грустить.
Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают, что человек, который смог пройти через множество испытаний и при этом ни озлобиться ни на кого, а также тот, кто подставил плечо в трудное время своему товарищу, могут считаться поистине добродушными людьми.
Авторская позиция такова: великодушие человека проявляется в стойкости перед трудностями и в искренней любви к близким.
Я согласна с позицией автора. Действительно, если люди могут сами справляться со своими невзгодами, не виня при этом во всех своих бедах окружающих, то их можно считать стойкими. Хочется привести пример из жизни. Мой близкий друг помог мне, когда я была на грани нервного срыва. Он не бросил меня, хотя и у него было много своих забот. Я считаю, что он благородный человек.
Хочется верить, что,прочитав текст Т.Скока, люди задумаются, великодушны ли они.
Отвечая на этот вопрос, автор пишет о последних днях жизни Андрея Болконского. Главный герой романа Л. Н. Толстого “Война и мир” много всего пережил, он прошёл через «нравственные испытания и физические муки…» Он понимает, что его жизнь могла сложиться иначе, однако осознаёт, что уже ничего не изменить. Читатели видят, что в человеке проявляется величие души, он не жалуется ни на что и ни на кого.
Далее Т. Скок пишет о письме А.С.Пушкина к П.А.Плетнёву. Он объясняет другу, что не стоит тратить время на хандру, нужно радоваться жизни, так как она прекрасна: «…мы встретим ещё новых знакомцев, новые созреют нам друзья…» Так, мы осознаём, что великодушный человек поддерживает своего товарища, не позволяет ему грустить.
Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают, что человек, который смог пройти через множество испытаний и при этом ни озлобиться ни на кого, а также тот, кто подставил плечо в трудное время своему товарищу, могут считаться поистине добродушными людьми.
Авторская позиция такова: великодушие человека проявляется в стойкости перед трудностями и в искренней любви к близким.
Я согласна с позицией автора. Действительно, если люди могут сами справляться со своими невзгодами, не виня при этом во всех своих бедах окружающих, то их можно считать стойкими. Хочется привести пример из жизни. Мой близкий друг помог мне, когда я была на грани нервного срыва. Он не бросил меня, хотя и у него было много своих забот. Я считаю, что он благородный человек.
Хочется верить, что,прочитав текст Т.Скока, люди задумаются, великодушны ли они.
Количество слов - 253
Рецензент: Наталья Боброва
Здравствуйте, Альбина! Вы выбрали прекрасный текст, с которым интересно работать, но, к сожалению, не сумели написать глубокий, полноценный, развёрнутый комментарий. Ресурс текста позволяет увидеть гораздо больше, чем вы сумели продемонстрировать в сочинении. Большая часть текста осталась никак не задействованной. В работе много повторов, есть логические ошибки. При этом следует отметить, что работа довольно грамотная.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 (последние дни жизни Андрея Болконского) в сочинении может быть засчитан с оговорками, так как в самом примере у вас ничего нет о великодушии. Вы пишете об этом только в пояснении. Так как пример выглядит невнятно, но при этом есть попытка дать пояснение, я засчитаю только пример (без пояснения).
Пример 2 (письмо А.С. Пушкина П.А. Плетнёву) указан, пояснение носит, на мой взгляд, формальный характер (в самом примере нет указания на великодушие поэта). Произошла такая же ситуации, как и в первом примере, поэтому пример будет засчитан без пояснения.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Альбина, как-то вы очень скупо использовали ресурс текста, выстраивая комментарий. Советую вам обратить внимание на недостатки и постараться в следующих сочинениях усилить этот важнейший структурный элемент сочинения.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Ошибки:
Нет микровывода в первом примере и переход ко второму сделан резко.
Совсем непонятно, на что указывает слово "так" (логическая ошибка). Вы совсем не показали великодушие поэта.
Нарушение логики есть и в отношении к позиции автора. В авторской позиции речь идёт о том, что великодушие проявляется в стойкости перед трудностями и в любви к близким. В согласии вы пишете о том, кого можно считать стойкими (если справляются с трудностями и никого не обвиняют в своих бедах, значит, стойкие) (нарушение причинно-следственных связей). И пример, который вы приводите дальше, совсем не о том, о чём написано в обосновании:
Так как есть нарушение логики в обосновании, заключение тоже выглядит нелогичным.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки:
Единообразие грамматического строя речи.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Ошибки:
НИ вместо НЕ.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Ошибки:
В данном случае слово "так" не является вводным. Мы осознаём (как? каким образом?) так (обстоятельство образа действия).
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: тот (подлежащее) - ед. число, могут считаться (сказуемое) - мн. число.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Ошибки:
Повторы.
Неоправданные повторы.
Неоправданные повторы, которые обедняют речь и делают её однообразной.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
Ошибок нет.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет.
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, логикой развития мысли, речевым оформлением. Главное, от чего следует избавиться, - это повторы. Старайтесь избегать однообразных синтаксических конструкций. Пользуйтесь богатыми возможностями синтаксиса: простыми предложениями (осложнёнными - неосложнёнными), сложносочинёнными, сложноподчинёнными (с разными видами придаточных) и бессоюзными предложениями, СП с разными видами связи.
Желаю вам успехов! Всё получится!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 (последние дни жизни Андрея Болконского) в сочинении может быть засчитан с оговорками, так как в самом примере у вас ничего нет о великодушии. Вы пишете об этом только в пояснении. Так как пример выглядит невнятно, но при этом есть попытка дать пояснение, я засчитаю только пример (без пояснения).
Пример 2 (письмо А.С. Пушкина П.А. Плетнёву) указан, пояснение носит, на мой взгляд, формальный характер (в самом примере нет указания на великодушие поэта). Произошла такая же ситуации, как и в первом примере, поэтому пример будет засчитан без пояснения.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Альбина, как-то вы очень скупо использовали ресурс текста, выстраивая комментарий. Советую вам обратить внимание на недостатки и постараться в следующих сочинениях усилить этот важнейший структурный элемент сочинения.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Ошибки:
Главный герой романа Л. Н. Толстого “Война и мир” много всего пережил, он прошёл через «нравственные испытания и физические муки…» Он понимает, что его жизнь могла сложиться иначе, однако осознаёт, что уже ничего не изменить. Читатели видят, что в человеке проявляется величие души, он не жалуется ни на что и ни на кого. Далее Т. Скок пишет о письме А.С.Пушкина к П.А.Плетнёву. |
Далее Т. Скок пишет о письме А.С.Пушкина к П.А.Плетнёву. (Здесь хорошо было бы конкретизировать, какое письмо, каким был человеком А.С. Пушкин, как он пытается помочь другу. Всё есть в исходном тексте. Текст о великодушии, но вы недостаточно раскрываете это важное понятие: пишете сухо, как будто бы экономите слова). Он объясняет другу, что не стоит тратить время на хандру, нужно радоваться жизни, так как она прекрасна: «…мы встретим ещё новых знакомцев, новые созреют нам друзья…» Так, мы осознаём, что великодушный человек поддерживает своего товарища, не позволяет ему грустить. |
Я согласна с позицией автора. Действительно, если люди могут сами справляться со своими невзгодами, не виня при этом во всех своих бедах окружающих, то их можно считать стойкими. |
Хочется привести пример из жизни. Мой близкий друг помог мне, когда я была на грани нервного срыва. Он не бросил меня, хотя и у него было много своих забот. Я считаю, что он благородный человек. |
Хочется верить, что,прочитав текст Т.Скока, люди задумаются, великодушны ли они. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки:
Отвечая на этот вопрос, автор пишет о последних днях жизни Андрея Болконского. Главный герой романа Л. Н. Толстого “Война и мир” много всего пережил, он прошёл через «нравственные испытания и физические муки…» Он понимает, что его жизнь могла сложиться иначе, однако осознаёт, что уже ничего не изменить. Читатели видят, что в человеке проявляется величие души, он не жалуется ни на что и ни на кого. Он объясняет другу, что не стоит тратить время на хандру, нужно радоваться жизни, так как она прекрасна: «…мы встретим ещё новых знакомцев, новые созреют нам друзья…» Так, мы осознаём, что великодушный человек поддерживает своего товарища, не позволяет ему грустить. Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают, что человек, который смог пройти через множество испытаний и при этом ни озлобиться ни на кого, а также тот, кто подставил плечо в трудное время своему товарищу, могут считаться поистине добродушными людьми. Он не бросил меня, хотя и у него было много своих забот. Я считаю, что он благородный человек. Хочется верить, что, прочитав текст Т.Скока, люди задумаются, великодушны ли они. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Ошибки:
Они показывают, что человек, который смог пройти через множество испытаний и при этом ни озлобиться ни на кого, а также тот, кто подставил плечо в трудное время своему товарищу, могут считаться поистине добродушными людьми. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Ошибки:
Так, мы осознаём, что великодушный человек поддерживает своего товарища, не позволяет ему грустить. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
Они показывают, что человек, который смог пройти через множество испытаний и при этом ни озлобиться ни на кого, а также тот, кто подставил плечо в трудное время своему товарищу, могут считаться поистине добродушными людьми. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Ошибки:
Отвечая на этот вопрос, автор пишет... (так вы вводите комментарий) Далее Т. Скок пишет... (так продолжаете, вводя второй пример) |
Отвечая на этот вопрос, автор пишет о последних днях жизни Андрея Болконского. Главный герой романа Л. Н. Толстого “Война и мир” много всего пережил, он прошёл через «нравственные испытания и физические муки…» Он понимает, что его жизнь могла сложиться иначе, однако осознаёт, что уже ничего не изменить. Читатели видят, что в человеке проявляется величие души, он не жалуется ни на что и ни на кого. |
Он не бросил меня, хотя и у него было много своих забот. Я считаю, что он благородный человек. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
Ошибок нет.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет.
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, логикой развития мысли, речевым оформлением. Главное, от чего следует избавиться, - это повторы. Старайтесь избегать однообразных синтаксических конструкций. Пользуйтесь богатыми возможностями синтаксиса: простыми предложениями (осложнёнными - неосложнёнными), сложносочинёнными, сложноподчинёнными (с разными видами придаточных) и бессоюзными предложениями, СП с разными видами связи.
Желаю вам успехов! Всё получится!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16