Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема материнской любви

  • Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...
    (1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
    (6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
    —(8)Ваш сын приговорен к казни.
    (9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
    —(11)Можно мне видеть коменданта?
    (12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
    (16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
    —(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
    —(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
    —(22)Он приговорен к казни.
    (23)Мейер вытер лоб ладонью.
    —(24)Он работал на лесопилке...
    —(25)Ах, лесопилка! —  (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
    (29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
    —(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, —  после недолгого молчания сказал комендант.
    —(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. —  (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
    —(35)Понимаю, —  сказал он и как бы ушел в себя.
    (36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
    —(38)Ваша мать жива?
    —(39)Моя матушка? —  (40)Он слегка посветлел. —  (41)Моя матушка?
    (42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
    —(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, —  комендант оживился, —  она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
    — (46)Все матери похожи друг на друга.
    —(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
    —(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
    —(52)Правда, — отозвалась я.
    —(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
    — (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
    (56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
    (64)Комендант покосился на часы и сказал:
    —(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
    —(66)Куда мне бежать?
    —(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
    (73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
    (76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
    (82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
    —(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
    (88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
    (92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
    (99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
    —(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
    (104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
    (110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
    —(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
    (114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
    (123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
    —(125)Они все мои сыновья.
    (по Ю.Яковлеву)
14.01.2022 21:30:36
Автор: Яна Цой

Цой Яна  

Сочинение по тексту “О cиле материнской любви” Ю. Я. Яковлева

В чем заключается сила материнской любви? Этот вопрос находится в центре внимания Юрия Яковлевича Яковлева.

Размышляя над проблемой, автор приводит в качестве примера поступок учительницы, чей сын оказался приговорен к казни. Когда комендант согласился помочь женщине, на неё нашло “материнское ослепление”, в тот момент кроме сына для матери ничего не существовало. Она забыла о гордости и ради своего ребёнка была готова пойти на всё. Она добилась своего и её отвезли к сыну. Этот эпизод показывает, что материнская любовь заключается в готовности пожертвовать всем, и пойти на любой поступок ради спасения своего чада.

Также нельзя не обратить внимания на сцену, которая произошла у места казни. Эта женщина, увидев четверых ребят, которые были её учениками подумала, что, спасая только своего сына она предает остальных. Эта мысль не давала ей покоя, ведь она не могла так поступить. Все эти дети были для неё словно родные. Учительница решила спасти всех и сказала, что все четверо её сыновья. Как показывает автор, материнская любовь не способна на эгоизм, в момент, когда дети могут погибнуть, она готова спасти всех.  

Эти примеры дополняют друг друга и позволяют понять, что материнская любовь самая сильная. Она может преодолеть все препятствия.

Хотя позиция писателя не выражено явно, логика текста убеждает читателя в том, что сила материнской любви заключается в готовности пожертвовать собой. В материнской любви нет места эгоизму.

Я согласна с позицией автора. В произведении Фёдора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” мать главного героя Пульхерия Александровна всегда старалась помочь своего сыну, чем могла. Она любила его и готова была ради Родиона на всё, даже отдать последние свои сбережения для того, чтобы сын мог учиться в университете.  

Итак, текст Юрия Яковлевича Яковлева еще раз заставил меня убедиться в том, что сильнее материнской любви нет ничего.
Количество слов - 300

Рецензент: Наталья Боброва
Здравствуйте, Яна!
Вы написали сочинение, соответствующее требованиям ЕГЭ по русскому языку, но пока работу нельзя назвать безупречной.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (разговор с комендантом) в сочинении указан, пояснен. Пример 2 (сцена у места казни; сложный нравственный выбор героини) указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена неверно, связь не проанализирована. Как именно они дополняют друг друга? Что привносит один, а что другой? Нужно показать "вес" (значение) каждого примера в рамках рассматриваемой проблемы.

На мой взгляд, связь между примерами вы определи неверно.
Мать хотела во что бы то ни стало спасти сына, но не смогла этого сделать. Речь идёт, скорее, о противопоставлении (хотела сделать ТАК, а поступила ИНАЧЕ). Перед героиней стоял сложный нравственный выбор.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

В работе просматривается коммуникативный замысел. Допущено 2 логические ошибки.
Ошибки:
Также нельзя не обратить внимания на сцену, которая произошла у места казни.
Нельзя начинать абзац с союза "также" (нарушение логики).
Также нельзя не обратить внимания на сцену, которая произошла уместа казни. Эта женщина, увидев четверых ребят, которые были её учениками подумала, что, спасая только своего сына она предает остальных.
Неуместное использование указательного местоимения во втором предложении третьего абзаца. На что указывает местоимение? В предыдущем предложении речь не идёт о женщине (нарушение логики).
Итак, текст Юрия Яковлевича Яковлева еще раз заставил меня убедиться в том, что сильнее материнской любви нет ничего.
На мой взгляд, заключение не совсем коррелирует с проблемой и позицией автора. Это не критично, но старайтесь не нарушать логику, постоянно возвращайтесь к проблеме и позиции автора (вопросно-ответное единство: проблема - вопрос, позиция автора - ответ на поставленный вопрос). Заключение - это итог ваших размышлений по обозначенной проблеме.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла
Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли, речевые ошибки.

Ошибки:
Так как снят балл по критерию К10, автоматически снимается балл по К6. Максимальный балл выставляется, если К10 = 2 балла

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Ошибки:
Она добилась своего ЗПТ и её отвезли к сыну.
Запятая в сложном предложении (ССП).
Этот эпизод показывает, что материнская любовь заключается в готовности пожертвовать всем, и пойти на любой поступок ради спасения своего чада.
Лишняя запятая перед однородным несогласованным определением, выраженным инфинитивом. ... заключается в готовности (какой?) пожертвовать и пойти...
Эта женщина, увидев четверых ребят, которые были её учениками ЗПТ  подумала, что, спасая только своего сына ЗПТ она предает остальных.
Не хватает запятой в конце придаточного предложения (которые были её учениками). Нет запятой после деепричастного оборота (спасая только своего сына).

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
Хотя позиция писателя не выражено явно, логика текста убеждает читателя в том, что сила материнской любви заключается в готовности пожертвовать собой.
Нарушена связь между подлежащим и сказуемым (позиция (существительное женского рода) - подлежащее; выражено (краткое страдательное причастие среднего рода) в роли сказуемого. Должно быть так: позиция писателя выраженА.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:
Она забыла о гордости и ради своего ребёнка была готова пойти на всё. Она добилась своего и её отвезли к сыну.
Неоправданные повторы.
Этот эпизод показывает, что материнская любовь заключается в готовности пожертвовать всем, и пойти на любой поступок ради спасения своего чада.
Употребление устаревшего слова "чадо" выглядит неуместно.
Эта женщина, увидев четверых ребят, которые были её учениками подумала, что, спасая только своего сына она предает остальных. Эта мысль не давала ей покоя, ведь она не могла так поступить. Все эти дети были для неё словно родные.
Повторы.
Учительница решила спасти всех и сказала, что все четверо её сыновья. Как показывает автор, материнская любовь не способна на эгоизм, в момент, когда дети могут погибнуть, она готова спасти всех.
Повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет.

Общие рекомендации: Яна, следует усилить работу над комментарием (особенно над обозначением связи между примерами и анализом смысловой связи), логикой развития мысли, речевым оформлением (поработайте над повторами, старайтесь перечитывать работу специально для выявления повторов).
Желаю вам успехов! Всё получится!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку