Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема проявления сопереживания

  • Текст: Б. Екимов. С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню...

    (1)С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню. (2)Городской гостёк, внук бабы Дуни Станогиной, прямиком полетел к своему двору.

    (3)Обедали во дворе, под раскидистым клёном. (4)Баба Дуня кислым молочком обошлась и, пока мальчик ел, успела курам зерна сыпануть, кошке молока налила, сходила в погреб, в сарай.

    (5)Бабе Дуне годков уже было немало, но, как и прежде, управлялась она с огородом и скотиною, летом принимала городских внуков на хуторское житьё. (6)Осенью прибаливала.

    (7) Мальчик ел, а баба Дуня села напротив него, принялась за вязанье.

    (8) Они сидели друг против друга, стар и млад: внучек — городское дитя, белолицее, и баба Дуня — с большими лопатистыми руками, тёмным ликом, и лишь глаза её из-под белого платка играли молодо.

    (9) Мальчик рассказал о рыбалке, а потом спросил:

    — А у тебя тут какие новости?

    — (10)Какие наши новости, — засмеялась баба Дуня. — (11)У Митревны ворона утёнка стянула, вот и все новости.

    (12)И вдруг вспомнила, всплеснула руками.

    — (13)3амрачаюсь умом! (14)Как же, есть у нас новости, есть! (15)Мы уж с Митревной тебя ждали. (16)Говорю, внук приедет, он нам раздиктует. (17)Город такой — Кардабон — где находится? (18)На близу или далёко?

    — (19)Не слыхал... — пожал мальчик плечами. — (20)Наверное, ошиблись.

    — (21)Нет, он у меня на слуху стоит — Кардабон.

    — (22)По радио, что ль, слыхали?

    — (23)Какое радио... (24)Женщина с дитём по хутору ходила, собирала...

    — (25)Милостыню, что ли? (26)Нищая?..

    — (27)Ну да, в попросях. (28)Но она не нищая. (29)Беда у них приключилась. (30)Говорит, жила она в этом городе Кардабон. (31)И такая беда: земля похитнулася, и из неё огнём вдарило. (32)С чем из дома выбежали, с тем и остались. (33)А ныне их к нам привезли, на квартиры становить.

    — (34)Куда? — удивился мальчик. — (35)На хутор?

    — (36)Да где у нас-то квартиры? (37)Может, на станцию... (38)Женщина с дитём. (39)Такая беда. (40)Говорит, из земли огнём вдарило и всё пожгло.

    — (41)Вулкан, что ли? — догадался мальчик.

    — (42)Во, во! — взволновалась баба Дуня. — (43)Так-то и она говорила. (44)А город я запомнила, Кардабон.

    — (45)И вы ей подали?

    — (46)Конечно. (47)Деньгами я дала три рубля, сала отрезала, яичек положила.

    — (48)Да-а... — протянул внук осуждающе. — (49)Обманщица она, бабаня. (50)Как ты не понимаешь?

    — (51)Господь с тобой, — замахала руками баба Дуня.

    — (52)Никакого Кардабона нет. (53)Нет такого города.

    — (54)Как нет? — недоумённо воззрилась на внука баба Дуня. — (55)Я помню, она много раз говорила: Кардабон. (56)Митревна — живой свидетель.

    — (57)Не-ет, — протяжно и настойчиво повторил внук. — (58)Обманула она вас, и всё.

    — (59)Да ты, может, не знаешь, — сказала баба Дуня. — (60)Их, городов, по земле страсть как много.

    — (61)А такого нет, и вулканов у нас действующих нет — только за границей.

    — (62)Может, оттуда? — нерешительно произнесла баба Дуня.

    — (63)Оттуда не пустят, — решительно возразил внук. — (64)В честь чего это к нам повезут?

    — (65)А почему? (66)У нас и хлебец, и молочко, грех жаловаться.

    — (67)Ну, ты даёшь, бабуня! (68)Ну как тебя убедить? (69)У тебя карта есть?

    (70)Баба Дуня недолго подумала.

    — (71)В чулане погляди: там старые книжки сохраняются. (72)Ещё отец твой учился, Маруся, Ксеня.

    (73)Мальчик сходил в чулан, принёс оттуда школьную карту и разложил её на столе. (74)Баба Дуня почтительно склонилась над пожелтевшим листком.

    (75)А внук объяснял:

    — Вот видишь, наша страна. (76)Мы тут живём, на Дону. (77)И нигде тут вулканов нет. (78)Вот здесь, — прошёл он пальцем длинный путь, — на Камчатке, есть вулкан, но он сейчас не действует. (79)И вот, погляди, нет никакого Кардабона. (80)Она и придумала-то какое-то название иностранное — получше соврать не могла. (81)А вы всему верите.

    — (82) Она слезьми кричала...

    — (83)Ну и что? (84)Притворилась, да и всё. (85)Пять минут поплакала и заработала. (86)Ей же не только ты подала.

    — (87)Все, все. (88)Митревна денег дала, носки пуховые. (89)Валентина платье да туфли неношеные. (90)По всем дворам. (91)Одёжей и деньгами, о харчах не говоря.

    — (92)Вот так, — вздохнул теперь внук. — (93)3а час — десять пенсий твоих заработала. (94)Притворилась, и всё.

    — (95)Ну да... — всё равно не поверила баба Дуня. — (96)Вот такими слезьми плакала, взаправдашними.

    — (97)Ох, бабаня, бабаня... (98)Тебе разве докажешь. (99)Обманывают вас, кому не лень. (100)И тот пьяница, ты сама говорила, погорелец.

    — (101)Ашаул... — засмеялась баба Дуня и снова принялась за вязание. — (102)Тот на станции попался — милиция его защемила.

    — (103)На станции, да не у вас. (104)А вы тоже подавали.

    — (105)Подавали, — согласилась баба Дуня. — (106)А как же... (107)Человек говорит: сгорели, детям негде прислониться.

    — (108)Да мало ли кто о чём говорит! — разозлился внук. — (109)Разоблачать их надо, а не подавать. (110)А вы как маленькие...

    (111)Баба Дуня вздохнула, задумалась, и взгляд её отуманился.

    — (112)А ежели взаправду? (113)Не приведи Господь... — проговорила она, отложила вязанье и стала прибирать со стола.

    (114)Внук ушёл в дом. (115)А на столе лежала старая карта. (116)И прежде чем закрыть её и унести в чулан, баба Дуня склонилась над пожелтевшим листком. (117)Она ничего там не искала, лишь пощурилась. (118)И чудилось ей, что был, где-то был неведомый город Кардабон — живая беда.

     

    (По Б. Екимову)

01.06.2021 19:17:47
Автор: Алина Асанова

Как проявляется искреннее чувство сопереживания?
Рассуждая над этой проблемой, Б. Екимов описывает ситуацию, позволяющую ответить на поставленный вопрос. Баба Дуня – наивная и простая старушка – рассказывала своему внуку о страшном несчастье, которое приключилось с какой-то женщиной. По словам Дуни Станогиной, нищая лишилась всего своего имущества после извержения вулкана и осталась одна со своим ребёнком. Смышлённый внук сразу догадался, что его бабушку обманули и пытался объяснить ей это, но «бабаня» была непреклонна. Она рассказала, как помогла несчастной женщине, ощущая при этом сильные переживания за её судьбу, что можно было заметить, когда старушка выпрашивала у мальчика информацию о городе Кардобоне, где якобы проживала потерявшая свой кров переселенка. Таким образом, баба Дуня без каких-либо разбирательств была готова прийти на помощь любому человеку, она принимала многие ситуации близко к сердцу, пропуская их через себя, и затем не могла о них долго забыть, проявляя тем самым большую чувственность и милосердие.
Кроме того, автор пишет о том, как внук объяснял своей бабушке лживость случившейся ситуации, однако добрая старушка не хотела верить в это. После того, как мальчик показал бабе Дуне карту с настоящими доказательствами, она даже не вспомнила про те вещи, которые даром отдала нищенке и ни в коем случае не собралась обвинять попрошайку в ужасном поступке. Таких мыслей не было в голове у благородной пожилой женщины, напротив, и после этих слов «чудилось ей, что был, где-то был неведомый город Кардобон – живая беда». Читатель понимает: эта старушка умела по-настоящему сострадать людям даже в те моменты, когда она подвергалась обману. Женщина не интересовалась разоблачением аферистов, а наоборот, верила всем людям и старалась открыть душу каждому, проявляя свою поддержку и заботу.
Второй пример дополняет первый, раскрывая перед нами особенность отзывчивых и милосердных людей – готовность в любом случае оказать помощь независимо от имеющейся на то причины.
Автор считает, что искреннее чувство сопереживания проявляется в способности человека совершать бескорыстные поступки и ощущать чужую боль как свою собственную.
Я согласна с позицией Б. Екимова. Действительно, настоящее сострадание характеризуется высокой чувствительностью к проблемам  других людей и всегда оставляет на сердце человека, обладающего таким качеством, переживания тех, кто  испытавает жизненные трудности.
В заключение я хочу сказать, что милосердие, гуманность и бескорыстность – черты высоконравственного человека, которые определяют чистоту души и способность совершать благородные поступки. Каждому из нас необходимо проявлять сострадание к окружающим и  помнить о чувствах других людей.
  
Количество слов - 376

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Алина!

Вы написали неплохое сочинение, соответствующее требованиям ЕГЭ по русскому языку, но есть некоторые моменты, на которые хочется обратить внимание.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

К сожалению, при комментировании Вы увлекаетесь пересказом текста.

Пример 1 (искренняя убеждённость бабы Дуни в несчастье женщины с ребёнком, которая осталась без крова) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (нежелании бабы Дуни верить в то, что её обманули) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но проанализирована недостаточно полно.

Рекомендую осторожнее использовать такой тип связи, как дополнение. В этом году эксперты будут с пристрастием относиться к дополнению, хотя прямого запрета, конечно, нет.  Нужно более детально прописывать анализ связи (как примеры-иллюстрации дополняют друг друга, что привносит один, что другой).

В комментарии, на мой взгляд, Вы увлеклись пересказом.

Рекомендую оформлять комментарий в трёх абзацах: 1- пример 1 +пояснение+микровывод; 2- пример 2 + пояснение + микровывод; 3 - связь и анализ связи. Но решение в любом случае за Вами, я только рекомендую. Нет регламентированного количества абзацев, есть опыт преподавателей, практика, тенденции.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но нет чёткого обоснования тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

Ошибки: нет.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Снижение баллов по К10 влечёт за собой снижение баллов по К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Действительно, настоящее сострадание характеризуется высокой чувствительностью к проблемам  других людей и всегда оставляет на сердце человека, обладающего таким качеством, переживания тех, кто испытавает жизненные трудности.
Правописание суффиксов глагола -ива- (-ыва-)  - -ова- (-ева-). Правильно: испытывает.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Рассуждая над этой проблемой, Б. Екимов описывает ситуацию, позволяющую ответить на поставленный вопрос.
Нарушение управления.

рассуждать о чём, размышлять о чём и над чем.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Таким образом, баба Дуня без каких-либо разбирательств была готова прийти на помощь любому человеку, она принимала многие ситуации близко к сердцу, пропуская их через себя, и затем не могла о них долго забыть, проявляя тем самым большую чувственность и милосердие.
Употребление слова в несвойственном значении. В данном случае необходимо употребить слово "чувствительность".
Кроме того, автор пишет о том, как внук объяснял своей бабушке лживость случившейся ситуации, однако добрая старушка не хотела верить в это.
Нарушение лексической сочетаемости.
После того, как мальчик показал бабе Дуне карту с настоящими доказательствами, она даже не вспомнила про те вещи, которые даром отдала нищенке и ни в коем случае не собралась обвинять попрошайку в ужасном поступке.
Речевой недочёт.
Читатель понимает: эта старушка умела по-настоящему сострадать людям даже в те моменты, когда она подвергалась обману.
Лексическая несочетаемость. Лучше сказать проще: когда её обманывают, когда лгут и т.д.
Женщина не интересовалась разоблачением аферистов, а наоборот, верила всем людям и старалась открыть душу каждому, проявляя свою поддержку и заботу.
Употребление лишнего слова.
Второй пример дополняет первый, раскрывая перед нами особенность отзывчивых и милосердных людей – готовность в любом случае оказать помощь независимо от имеющейся на то причины.
Речевая избыточность (лишнее местоимение; словосочетание "в любом случае" и "независимо от имеющихся на то причин" обладают схожими значениями).
Действительно, настоящее сострадание характеризуется высокой чувствительностью к проблемам  других людей и всегда оставляет на сердце человека, обладающего таким качеством, переживания тех, кто  испытавает жизненные трудности.
Лексическая несочетаемость. Лишние местоимения. Лучше перестроить предложение, сказать по-другому. Возможные варианты:

Искреннее сострадание проявляет героиня по отношению к людям, которые переживают трудности.

Неподдельное участие, способность  к сопереживанию, умение чувствовать чужую боль как свою - всеми этими качествами обладает героиня.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформлением. Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку