Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
Проблема проявления сопереживания
-
Текст: Б. Екимов. С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню...
(1)С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню. (2)Городской гостёк, внук бабы Дуни Станогиной, прямиком полетел к своему двору.
(3)Обедали во дворе, под раскидистым клёном. (4)Баба Дуня кислым молочком обошлась и, пока мальчик ел, успела курам зерна сыпануть, кошке молока налила, сходила в погреб, в сарай.
(5)Бабе Дуне годков уже было немало, но, как и прежде, управлялась она с огородом и скотиною, летом принимала городских внуков на хуторское житьё. (6)Осенью прибаливала.
(7) Мальчик ел, а баба Дуня села напротив него, принялась за вязанье.
(8) Они сидели друг против друга, стар и млад: внучек — городское дитя, белолицее, и баба Дуня — с большими лопатистыми руками, тёмным ликом, и лишь глаза её из-под белого платка играли молодо.
(9) Мальчик рассказал о рыбалке, а потом спросил:
— А у тебя тут какие новости?
— (10)Какие наши новости, — засмеялась баба Дуня. — (11)У Митревны ворона утёнка стянула, вот и все новости.
(12)И вдруг вспомнила, всплеснула руками.
— (13)3амрачаюсь умом! (14)Как же, есть у нас новости, есть! (15)Мы уж с Митревной тебя ждали. (16)Говорю, внук приедет, он нам раздиктует. (17)Город такой — Кардабон — где находится? (18)На близу или далёко?
— (19)Не слыхал... — пожал мальчик плечами. — (20)Наверное, ошиблись.
— (21)Нет, он у меня на слуху стоит — Кардабон.
— (22)По радио, что ль, слыхали?
— (23)Какое радио... (24)Женщина с дитём по хутору ходила, собирала...
— (25)Милостыню, что ли? (26)Нищая?..
— (27)Ну да, в попросях. (28)Но она не нищая. (29)Беда у них приключилась. (30)Говорит, жила она в этом городе Кардабон. (31)И такая беда: земля похитнулася, и из неё огнём вдарило. (32)С чем из дома выбежали, с тем и остались. (33)А ныне их к нам привезли, на квартиры становить.
— (34)Куда? — удивился мальчик. — (35)На хутор?
— (36)Да где у нас-то квартиры? (37)Может, на станцию... (38)Женщина с дитём. (39)Такая беда. (40)Говорит, из земли огнём вдарило и всё пожгло.
— (41)Вулкан, что ли? — догадался мальчик.
— (42)Во, во! — взволновалась баба Дуня. — (43)Так-то и она говорила. (44)А город я запомнила, Кардабон.
— (45)И вы ей подали?
— (46)Конечно. (47)Деньгами я дала три рубля, сала отрезала, яичек положила.
— (48)Да-а... — протянул внук осуждающе. — (49)Обманщица она, бабаня. (50)Как ты не понимаешь?
— (51)Господь с тобой, — замахала руками баба Дуня.
— (52)Никакого Кардабона нет. (53)Нет такого города.
— (54)Как нет? — недоумённо воззрилась на внука баба Дуня. — (55)Я помню, она много раз говорила: Кардабон. (56)Митревна — живой свидетель.
— (57)Не-ет, — протяжно и настойчиво повторил внук. — (58)Обманула она вас, и всё.
— (59)Да ты, может, не знаешь, — сказала баба Дуня. — (60)Их, городов, по земле страсть как много.
— (61)А такого нет, и вулканов у нас действующих нет — только за границей.
— (62)Может, оттуда? — нерешительно произнесла баба Дуня.
— (63)Оттуда не пустят, — решительно возразил внук. — (64)В честь чего это к нам повезут?
— (65)А почему? (66)У нас и хлебец, и молочко, грех жаловаться.
— (67)Ну, ты даёшь, бабуня! (68)Ну как тебя убедить? (69)У тебя карта есть?
(70)Баба Дуня недолго подумала.
— (71)В чулане погляди: там старые книжки сохраняются. (72)Ещё отец твой учился, Маруся, Ксеня.
(73)Мальчик сходил в чулан, принёс оттуда школьную карту и разложил её на столе. (74)Баба Дуня почтительно склонилась над пожелтевшим листком.
(75)А внук объяснял:
— Вот видишь, наша страна. (76)Мы тут живём, на Дону. (77)И нигде тут вулканов нет. (78)Вот здесь, — прошёл он пальцем длинный путь, — на Камчатке, есть вулкан, но он сейчас не действует. (79)И вот, погляди, нет никакого Кардабона. (80)Она и придумала-то какое-то название иностранное — получше соврать не могла. (81)А вы всему верите.
— (82) Она слезьми кричала...
— (83)Ну и что? (84)Притворилась, да и всё. (85)Пять минут поплакала и заработала. (86)Ей же не только ты подала.
— (87)Все, все. (88)Митревна денег дала, носки пуховые. (89)Валентина платье да туфли неношеные. (90)По всем дворам. (91)Одёжей и деньгами, о харчах не говоря.
— (92)Вот так, — вздохнул теперь внук. — (93)3а час — десять пенсий твоих заработала. (94)Притворилась, и всё.
— (95)Ну да... — всё равно не поверила баба Дуня. — (96)Вот такими слезьми плакала, взаправдашними.
— (97)Ох, бабаня, бабаня... (98)Тебе разве докажешь. (99)Обманывают вас, кому не лень. (100)И тот пьяница, ты сама говорила, погорелец.
— (101)Ашаул... — засмеялась баба Дуня и снова принялась за вязание. — (102)Тот на станции попался — милиция его защемила.
— (103)На станции, да не у вас. (104)А вы тоже подавали.
— (105)Подавали, — согласилась баба Дуня. — (106)А как же... (107)Человек говорит: сгорели, детям негде прислониться.
— (108)Да мало ли кто о чём говорит! — разозлился внук. — (109)Разоблачать их надо, а не подавать. (110)А вы как маленькие...
(111)Баба Дуня вздохнула, задумалась, и взгляд её отуманился.
— (112)А ежели взаправду? (113)Не приведи Господь... — проговорила она, отложила вязанье и стала прибирать со стола.
(114)Внук ушёл в дом. (115)А на столе лежала старая карта. (116)И прежде чем закрыть её и унести в чулан, баба Дуня склонилась над пожелтевшим листком. (117)Она ничего там не искала, лишь пощурилась. (118)И чудилось ей, что был, где-то был неведомый город Кардабон — живая беда.
(По Б. Екимову)
Рассуждая над этой проблемой, Б. Екимов описывает ситуацию, позволяющую ответить на поставленный вопрос. Баба Дуня – наивная и простая старушка – рассказывала своему внуку о страшном несчастье, которое приключилось с какой-то женщиной. По словам Дуни Станогиной, нищая лишилась всего своего имущества после извержения вулкана и осталась одна со своим ребёнком. Смышлённый внук сразу догадался, что его бабушку обманули и пытался объяснить ей это, но «бабаня» была непреклонна. Она рассказала, как помогла несчастной женщине, ощущая при этом сильные переживания за её судьбу, что можно было заметить, когда старушка выпрашивала у мальчика информацию о городе Кардобоне, где якобы проживала потерявшая свой кров переселенка. Таким образом, баба Дуня без каких-либо разбирательств была готова прийти на помощь любому человеку, она принимала многие ситуации близко к сердцу, пропуская их через себя, и затем не могла о них долго забыть, проявляя тем самым большую чувственность и милосердие.
Кроме того, автор пишет о том, как внук объяснял своей бабушке лживость случившейся ситуации, однако добрая старушка не хотела верить в это. После того, как мальчик показал бабе Дуне карту с настоящими доказательствами, она даже не вспомнила про те вещи, которые даром отдала нищенке и ни в коем случае не собралась обвинять попрошайку в ужасном поступке. Таких мыслей не было в голове у благородной пожилой женщины, напротив, и после этих слов «чудилось ей, что был, где-то был неведомый город Кардобон – живая беда». Читатель понимает: эта старушка умела по-настоящему сострадать людям даже в те моменты, когда она подвергалась обману. Женщина не интересовалась разоблачением аферистов, а наоборот, верила всем людям и старалась открыть душу каждому, проявляя свою поддержку и заботу.
Второй пример дополняет первый, раскрывая перед нами особенность отзывчивых и милосердных людей – готовность в любом случае оказать помощь независимо от имеющейся на то причины.
Автор считает, что искреннее чувство сопереживания проявляется в способности человека совершать бескорыстные поступки и ощущать чужую боль как свою собственную.
Я согласна с позицией Б. Екимова. Действительно, настоящее сострадание характеризуется высокой чувствительностью к проблемам других людей и всегда оставляет на сердце человека, обладающего таким качеством, переживания тех, кто испытавает жизненные трудности.
В заключение я хочу сказать, что милосердие, гуманность и бескорыстность – черты высоконравственного человека, которые определяют чистоту души и способность совершать благородные поступки. Каждому из нас необходимо проявлять сострадание к окружающим и помнить о чувствах других людей.
Здравствуйте, Алина!
Вы написали неплохое сочинение, соответствующее требованиям ЕГЭ по русскому языку, но есть некоторые моменты, на которые хочется обратить внимание.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
К сожалению, при комментировании Вы увлекаетесь пересказом текста.
Пример 1 (искренняя убеждённость бабы Дуни в несчастье женщины с ребёнком, которая осталась без крова) в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 (нежелании бабы Дуни верить в то, что её обманули) указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, но проанализирована недостаточно полно.
Рекомендую осторожнее использовать такой тип связи, как дополнение. В этом году эксперты будут с пристрастием относиться к дополнению, хотя прямого запрета, конечно, нет. Нужно более детально прописывать анализ связи (как примеры-иллюстрации дополняют друг друга, что привносит один, что другой).
В комментарии, на мой взгляд, Вы увлеклись пересказом.
Рекомендую оформлять комментарий в трёх абзацах: 1- пример 1 +пояснение+микровывод; 2- пример 2 + пояснение + микровывод; 3 - связь и анализ связи. Но решение в любом случае за Вами, я только рекомендую. Нет регламентированного количества абзацев, есть опыт преподавателей, практика, тенденции.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но нет чёткого обоснования тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла
Ошибки: нет.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Снижение баллов по К10 влечёт за собой снижение баллов по К6.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Ошибки:
Действительно, настоящее сострадание характеризуется высокой чувствительностью к проблемам других людей и всегда оставляет на сердце человека, обладающего таким качеством, переживания тех, кто испытавает жизненные трудности. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
Ошибки: нет.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
Рассуждая над этой проблемой, Б. Екимов описывает ситуацию, позволяющую ответить на поставленный вопрос. |
рассуждать о чём, размышлять о чём и над чем.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Ошибки:
Таким образом, баба Дуня без каких-либо разбирательств была готова прийти на помощь любому человеку, она принимала многие ситуации близко к сердцу, пропуская их через себя, и затем не могла о них долго забыть, проявляя тем самым большую чувственность и милосердие. |
Кроме того, автор пишет о том, как внук объяснял своей бабушке лживость случившейся ситуации, однако добрая старушка не хотела верить в это. |
После того, как мальчик показал бабе Дуне карту с настоящими доказательствами, она даже не вспомнила про те вещи, которые даром отдала нищенке и ни в коем случае не собралась обвинять попрошайку в ужасном поступке. |
Читатель понимает: эта старушка умела по-настоящему сострадать людям даже в те моменты, когда она подвергалась обману. |
Женщина не интересовалась разоблачением аферистов, а наоборот, верила всем людям и старалась открыть душу каждому, проявляя свою поддержку и заботу. |
Второй пример дополняет первый, раскрывая перед нами особенность отзывчивых и милосердных людей – готовность в любом случае оказать помощь независимо от имеющейся на то причины. |
Действительно, настоящее сострадание характеризуется высокой чувствительностью к проблемам других людей и всегда оставляет на сердце человека, обладающего таким качеством, переживания тех, кто испытавает жизненные трудности. |
Искреннее сострадание проявляет героиня по отношению к людям, которые переживают трудности.
Неподдельное участие, способность к сопереживанию, умение чувствовать чужую боль как свою - всеми этими качествами обладает героиня.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет.
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформлением. Желаю удачи на ЕГЭ!