Запомни!
Нет удвоенных согласных в словах:
гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.Влияние плохих поступков на человека, который их совершил
-
Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок
(1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.
(7)Через полчаса старшина вернулся.
– (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
(13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.
(17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!
(21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!
(25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.
– (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!
(31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.
– (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!
(35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.
(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:
– (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.
(39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.
– (41)Да что с ним разговаривать!
(42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.
– (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.
(48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.
(50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.
(55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.
(По В.Ф. Тендрякову*)
*Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.
Рассуждая о данной проблеме, обратимся к тексту. Главный герой был солдатом. Он своровал полбуханки хлеба и после того, как пропажу обнаружили, товарищи окружили его и пытались понять, куда он положил хлеб. Тендряков делает акцент на том, как видит рассказчик окруживших его людей, и описывает чувства рассказчика: «… неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. Среди красивых людей – я уродлив. Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой». Этим автор хотел показать, что главный герой чувствует себя «уродливым» после кражи. Его мало волнует мнение окружающих в этот момент. Осознание того, что он «плохой» человек, терзает его намного больше.
Далее хотелось бы отметить то, как главный герой исправляется: «Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение». Автор подчеркивает, что рассказчик «завоёвывает самоуважение» в первую очередь для себя: «… никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других. Больше в жизни я не воровал». Читатель понимает: главный герой нравственно «восстанавливался» для собственного удовлетворения, а не для других. Ощущать себя «хорошим» человеком намного важнее, чем им казаться.
В первом примере автор указывает на причину, а во втором – на следствие: сначала он говорит о чувствах, которые возникают у главного героя после кражи, а потом отмечает, что рассказчик исправляется, делая хорошие поступки, именно потому, что после воровства он чувствовал себя «плохим».
Позиция автора ясна. Владимир Фёдорович Тендряков считает, что человек, который делает плохие поступки, сам больше всех страдает от них.
Я согласен с позицией автора. Действительно, люди, которые совершают что-то нехорошее, чувствуют себя так же очень плохо после этого. В пример приведу своего брата, который в возрасте 16 лет угнал у отца машину и разбил её. Сейчас ему 24 года. Отец уже давно его простил, но «тяжесть» на душе брата осталась до сих пор. Он всё еще чувствует себя виноватым и пытается искупить вину всеми возможными способами для того, чтобы чувствовать себя свободно.
Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поднятой в тексте Владимира Фёдоровича Тендрякова, и осознают, что человек, совершая что-то плохое, получает много душевных страданий.
У вас получилось очень хорошее сочинение, в котором соблюдены все композиционные части. Работа написана довольно-таки грамотным языком, хотя некоторые речевые ошибки и шероховатости в ней есть.
Хочу обратить ваше внимание вот на какую деталь: задача комментария состоит в том, чтобы проследить логику движения авторской мысли до его ключевой позиции - поэтому уместнее писать о размышлениях самого автора, о том, каким образом он подводит нас к пониманию своей позиции, а не о ваших рассуждениях.
Рассуждая о данной проблеме, обратимся к тексту. |
Можно было это оформить примерно так: Автор раскрывает эту проблему, описывая эпизод из жизни рассказчика в суровые военные годы...
Что касается авторской позиции, на мой взгляд, вы её "не дожали". Да, человек оступился и страдает от этого, но это заставляет героя, имеющего совесть, искупать свой дурной поступок маленькими хорошими делами. Вы же показываете через иллюстрации, К КАКОЙ МЫСЛИ подводит нас автор. С натяжкой такая формулировка, но будет зачтена.
В остальном по содержательной части замечаний нет.
Теперь об ошибках. Приятно, что у вас нет ни орфографических, ни грамматических, ни пунктуационных ошибок. Но очень много речевых!
В предложенном для анализа тексте Владимир Фёдорович Тендряков рассуждает о проблеме влияния плохих поступков на человека, который их совершил. Рассуждая о данной проблеме, обратимся к тексту. |
Он своровал полбуханки хлеба и после того, как пропажу обнаружили, товарищи окружили его и пытались понять, куда он положил хлеб. Тендряков делает акцент на том, как видит рассказчик окруживших его людей, и описывает чувства рассказчика: «… неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. |
Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой». Этим автор хотел показать, что главный герой чувствует себя «уродливым» после кражи. |
«Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение». Автор подчеркивает, что рассказчик «завоёвывает самоуважение» в первую очередь для себя: |
Ощущать себя «хорошим» человеком намного важнее, чем им казаться. В первом примере автор указывает на причину, а во втором – на следствие: сначала он говорит о чувствах, которые возникают у главного героя после кражи, а потом отмечает, что рассказчик исправляется, делая хорошие поступки, именно потому, что после воровства он чувствовал себя «плохим». Позиция автора ясна. Владимир Фёдорович Тендряков считает, что человек, который делает плохие поступки, сам больше всех страдает от них. Я согласен с позицией автора. Действительно, люди, которые совершают что-то нехорошее, чувствуют себя так же очень плохо после этого. |
Хороший человек=достойный человек, человек, поступающий по совести, думающий о других.
ДЕЛАТЬ поступки - не сочетаются эти слова. Есть устойчивое выражение "СОВЕРШАТЬ ПОСТУПКИ".
И еще. Не следует писать в анализе художественного произведения, что позиция автора ЯСНА или ПОНЯТНА - она всегда скрыта, её нужно прочитать между строк. Напишите так: "Думаю/полагаю/, что авторская позиция заключается в следующем:...".
Я согласен с ПОЗИЦИЕЙ АВТОРА = Я согласен с мыслью писателя/ с мнением автора/ с точкой зрения писателя.
Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поднятой в тексте Владимира Фёдоровича Тендрякова, и осознают, что человек, совершая что-то плохое, получает много душевных страданий. |
Иван! Работайте над своей речью! Ищите синонимы к словам, которые хочется повторить. Удачи вам!