Запомни!
Проблема совести
-
Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок
(1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.
(7)Через полчаса старшина вернулся.
– (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
(13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.
(17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!
(21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!
(25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.
– (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!
(31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.
– (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!
(35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.
(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:
– (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.
(39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.
– (41)Да что с ним разговаривать!
(42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.
– (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.
(48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.
(50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.
(55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.
(По В.Ф. Тендрякову*)
*Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.
Писатель рассказывает нам, что ему раньше приходилось совершать плохие поступки: " врал учителям", " не сдерживал слова", " снял с чужого крюка толстого голавля". Но приведенные в рассказы события заставили его задуматься о его причинах. Ведь все его товарищи были голодные и уставшие, но только он решился украсть. Герой почти сразу осознает, что совершил подлый поступок и хочет " вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!".
Автор хочет донести до читателей, что не злость и презрение товарищей вызвали у него чувство стыда, а "
странного, почти неправдоподобного сочувствия". В его лазах они были "
поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные.", когда герой чествовал себя среди них уродливым.
Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают, что не реакция окружающих на наши поступки пробуждает в нас раскаяние, а наше к ким отношение, наша совесть.
Позиция автора ясна. Автор считает, что нет ничего хуже чем невозможность оправдать себя перед самим собой. Скверные поступки делают человека уродливым, однако совесть помогает людям снова обрести самоуважение и уважение окружающих.
Я согласна с мнением автора. Действительно, мы все иногда совершаем не хорошие поступки, но посмотрев на себя со стороны и испытав чувство стыда мы можем раскаяться и исправиться.
Свое мнение я могу подкрепить примером из литературы. В произведении Достоевского " Преступление и наказание" Родион Раскольников, попав в тяжелую жизненную ситуацию, решается на убийство с целью грабежа. Но после содеянного он чувствует только муки совести и хочет вернуть все назад. Таким образом, благодаря совести, даже преступник может раскаяться и надеяться на прощение.
В заключении хотелось бы сказать, что каждому человеку свойственно такое чувство как совесть. Благодоря ему мы можем исправиться и снова стать "красивыми" в своих собственных глазах и глазах окружающих.
Здравствуйте, Анастасия!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Вместо проблемы указана ТЕМА исходного текста. Рекомендую на экзамене формулировать проблему в виде вопросительного предложения.
K2 - Комментарий + 2 балла
Пример 1 (поступок рассказчика) в сочинении указан, НЕ пояснен.
Пример 2 (реакция товарищей на поступок рассказчика) указан, НЕ пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена НЕверно: примеры связаны причинно-следственной связью. Герою стало стыдно (2 пример), потому что он украл хлеб (1 пример).
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки: нарушена последовательность изложения мыслей в описании эпизодов.
Писатель рассказывает нам, что ему раньше приходилось совершать плохие поступки: " врал учителям", " не сдерживал слова", " снял с чужого крюка толстого голавля". Но приведенные в рассказы события заставили его задуматься о его причинах. Ведь все его товарищи были голодные и уставшие, но только он решился украсть. Герой почти сразу осознает, что совершил подлый поступок и хочет " вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!". |
Второй пример приведен и вовсе без какой-либо последовательности.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Ошибки:
В предложенном для анализа тексте В. Тендряков поднимает проблему совести. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
В заключении хотелось бы сказать, что каждому человеку свойственно такое чувство как совесть. |
Благодоря ему мы можем исправиться и снова стать "красивыми" в своих собственных глазах и глазах окружающих. |
. Действительно, мы все иногда совершаем не хорошие поступки |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Проследим ЗПТ как автор раскрывает поставленную проблему. |
Герой почти сразу осознает, что совершил подлый поступок ЗПТ и хочет " вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!". |
Автор считает, что нет ничего хуже ЗПТ чем невозможность оправдать себя перед самим собой. |
Действительно, мы все иногда совершаем не хорошие поступки, но ЗПТ посмотрев на себя со стороны и испытав чувство стыда ЗПТ мы можем раскаяться и исправиться. |
В заключении хотелось бы сказать, что каждому человеку свойственно такое чувство ЗПТ как совесть. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
В его лазах они были " поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные.", когда герой чествовал себя среди них уродливым. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Писатель рассказывает нам, что ему раньше приходилось совершать плохие поступки: " врал учителям", " не сдерживал слова", " снял с чужого крюка толстого голавля". |
Но приведенные в рассказы события заставили его задуматься о его причинах. |
Автор хочет донести до читателей, что не злость и презрение товарищей вызвали у него чувство стыда, а " ??????? странного, почти неправдоподобного сочувствия" |
В его лазах они были " поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные.", когда герой чествовал себя среди них уродливым. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов
Ошибки:
Писатель рассказывает нам, что ему раньше приходилось совершать плохие поступки: " |
Общие рекомендации: следует усилить работу над логикой рассуждения, над анализом текста и речевым оформлением сочинения. Удачи на экзамене!