Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации
-
Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок
(1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.
(7)Через полчаса старшина вернулся.
– (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
(13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.
(17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!
(21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!
(25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.
– (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!
(31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.
– (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!
(35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.
(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:
– (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.
(39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.
– (41)Да что с ним разговаривать!
(42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.
– (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.
(48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.
(50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.
(55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.
(По В.Ф. Тендрякову*)
*Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.
Главного героя, только возвратившегося с поля боя, перевели в запасной полк. Всех солдат не первый день мучил жуткий голод: "два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода". Однажды рассказчик отправился со своим лейтенантом получать продовольствие на всех бойцов. Но, как только старшина отвернулся, герой рассказа выхватил полбуханки хлеба, предназначенной для всех, и завернул её к себе в плащ-палатку. А на вопросы других солдат о пропаже стыдливо промолчал. Рассказчик совершил низкий поступок по отношению к своим товарищам по полку, таким же голодным и измученным, как и он сам. Герой осознал свою ошибку, он почувствовал, что в окружении честных соотечественников выглядит жалко: "Среди красивых людей – я уродлив", но так и не смог признаться в содеянном.
В связи с этим, в будущем главный герой больше никогда не воровал. Он всегда старался помогать окружающим и поступать на благо обществу.
Оба примера тесно связаны, ведь мы видим, что главный герой изменился именно вследствие того случая, произошедшего с ним на фронте.
Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но постепенно подводит читателя к мысли о том, что даже в экстренной жизненной ситуации нельзя забывать о честности. Он считает, что мы никогда не должны добиваться каких-либо целей за счёт обмана и низких поступков.
Я согласна с автором данного текста и тоже считаю, что всегда нужно оставаться человеком, и даже самые трудные минуты нашей жизни проживать достойно.
В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий пример из личной жизни моей семьи. Во времена Великой Отечественной войны мой прадедушка оказался в плену. На протяжении пятнадцати дней солдат ничем не кормили. Однако у одного из товарищей оказался в запасе кусок хлеба и несколько картофелен. Тот мог сохранить свою скудную пищу на долгий срок для себя, но он поровну разделил всё до последней крошки между пленниками. Получается, даже в самых невыносимых условиях боец помнил про своих друзей и поделился с ними всем, чем мог. Может быть, благодаря его поступку мой прадедушка тогда выжил.
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте В. Тендряковым, расставят приоритеты и в критической ситуации станут думать не только о себе, но и о других, оказавшихся в таком же непростом положении.
Здравствуйте, Анна!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.
Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Во-первых, Вы сформулировали две проблемы. Не стоит так делать. Ищите главную. Во-вторых, в проблеме нет нравственной оценки. Это нехорошо. Переформулируем вопрос.
Можно ли в критической ситуации пренебрегать честностью?
K2 - Комментарий + 3 балла.
Главного героя, только возвратившегося с поля боя, перевели в запасной полк. Всех солдат не первый день мучил жуткий голод: "два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода". Однажды рассказчик отправился со своим лейтенантом получать продовольствие на всех бойцов. Но, как только старшина отвернулся, герой рассказа выхватил полбуханки хлеба, предназначенной для всех, и завернул её к себе в плащ-палатку. А на вопросы других солдат о пропаже стыдливо промолчал. Рассказчик совершил низкий поступок по отношению к своим товарищам по полку, таким же голодным и измученным, как и он сам. Герой осознал свою ошибку, он почувствовал, что в окружении честных соотечественников выглядит жалко: "Среди красивых людей – я уродлив", но так и не смог признаться в содеянном. В связи с этим, в будущем главный герой больше никогда не воровал. Он всегда старался помогать окружающим и поступать на благо обществу. |
Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки:
1) Заявлено два вопроса - ответ дан только на первый.
Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но постепенно подводит читателя к мысли о том, что даже в экстренной жизненной ситуации нельзя забывать о честности. |
В сочинении присутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.
На какие поступки способен человек в сложной жизненной ситуации? Всегда ли его цель оправдывает средства? Именно эту проблему поднимает В. Тендряков в своём тексте. Главного героя, только возвратившегося с поля боя, перевели в запасной полк. Всех солдат не первый день мучил жуткий голод: "два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода". Однажды рассказчик отправился со своим лейтенантом получать продовольствие на всех бойцов. Но, как только старшина отвернулся, герой рассказа текста выхватил полбуханки хлеба, предназначенной для всех, и завернул её к себе в плащ-палатку. А на вопросы других солдат о пропаже стыдливо промолчал. Рассказчик совершил низкий поступок по отношению к своим товарищам по полку, таким же голодным и измученным, как и он сам. Герой осознал свою ошибку, он почувствовал, что в окружении честных соотечественников выглядит жалко: "Среди красивых людей – я уродлив", но так и не смог признаться в содеянном. В связи с этим, ЛИШНЯЯ ЗПТ в будущем главный герой больше никогда не воровал. Он всегда старался помогать окружающим и поступать на благо обществу. Оба примера тесно связаны, ведь мы видим, что главный герой изменился именно вследствие того случая, произошедшего с ним на фронте. Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но постепенно подводит читателя к мысли о том, что даже в экстренной жизненной ситуации нельзя забывать о честности. Он считает, что мы никогда не должны добиваться каких-либо целей за счёт обмана и низких поступков. Я согласна с автором данного текста и тоже считаю, что всегда нужно оставаться человеком, ЛИШНЯЯ ЗПТ и даже самые трудные минуты нашей жизни проживать достойно. В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий пример из личной жизни моей семьи. Во времена Великой Отечественной войны мой прадедушка оказался в плену. На протяжении пятнадцати дней солдат ничем не кормили. Однако у одного из товарищей оказался в запасе кусок хлеба и несколько картофелен картофелин. Тот мог сохранить свою скудную пищу на долгий срок для себя, но он поровну разделил всё до последней крошки между пленниками. Получается, даже в самых невыносимых условиях боец помнил про своих друзей и поделился с ними всем, чем мог. Может быть, благодаря его поступку мой прадедушка тогда выжил. Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте В. Тендряковым, расставят приоритеты и в критической ситуации станут думать не только о себе, но и о других, оказавшихся в таком же непростом положении. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы и логикой. Удачи!