Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как человек реагирует на изменение родного города?

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
28.05.2021 17:25:31
Автор: Анастасия Иванова

Как человек реагирует на изменение родного города? Эту проблему ставит в своем тексте В. П. Катаев.

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, автор пишет: “Память разрушается, как старый город. Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упраздненных улиц, переулков, тупичков… Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили”. Так писатель указывает на то, что человек не может привыкнуть к изменениям и отпустить прошлое.

Кроме того, рассказчик сравнивает свои ощущения о сном: “Все вокруг знакомо,но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой”. Этот пример доказывает, что человек теряется в прошлом и настоящем, ощущает неуверенность.

Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях, позволяют показать, что человек чувствует растерянность из-за того, что не может привыкнуть к преображенному городу.

Позиция автора такова: человек не может измениться вместе с родным городом. В результате, он живет одновременно в прошлом и настоящем, из-за чего чувствует неуверенность.

Я согласна с позицией автора. Действительно, человеку тяжело отпустить прошлое. Ему приходится жить в новом городе, хотя сердце остается верно старому. Это несоответствие вызывает растерянность. Моя бабушка является ярким примером человека, тяжело перенесшего изменения родного города. Всю свою жизнь она провела в Москве. Она расстраивается, когда видит расширенные улицы, перенесенные музеи и памятники. Она называет улицы по-старому, из-за чего мы часто друг друга не понимаем. Запомнить новые названия она не может и не хочет. Год назад мы с ней гуляли рядом с ее прежним домом. Она захотела на него посмотреть. Оказалось, что на его месте теперь какое-то предприятие, огороженное забором. Она тогда сказала: “Удивительно, как родной город может быть таким чужим”. Она так и не отпустила прошлое, из-за чего чувствует неуверенность. .

В заключение хочу сказать, что человек не меняется вместе с городом. Воспоминаниями, душой, сердцем он остается в привычном старом городе. Он чувствует себя потерянным.
Количество слов - 311

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Анастасия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 (чересчур объемная цитата о пустотах перестраиваемой Москвы) в сочинении указан, крайне скупо пояснен. Пример соответствует проблемной области - иллюстрирует изменения, происходящие в городе. Недостатком этой части работы является то, что вместо интерпретации текста вы привели его большой кусок, при этом собственно комментарий довольно скудный.

Пример 2 (сравнение ощущений писателя со сном) указан, крайне скупо пояснен. Однако этот пример не является отдельным примером, а является продолжением первого примера. Вы просто разделили один пример на два абзаца и оформили их как разные примеры. Но это один и тот же пример. В тексте есть много других иллюстраций, на которые вы почему-то не обратили внимания. Пример не засчитан.

Взаимосвязь между примерами определена неверно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Замечания:

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, автор пишет: “Память разрушается, как старый город.
Я понимаю, что вы используете какое-то клише, но это клише неудачное, на экзамене лучше не рисковать. Дело в том, что не рекомендуется начинать абзац с придаточного предложения (со слова "чтобы").

В сочинении допускается дублирование мыслей, это логическая ошибка.
Позиция автора такова: человек не может измениться вместе с родным городом. В результате, он живет одновременно в прошлом и настоящем, из-за чего чувствует неуверенность.
В заключение хочу сказать, что человек не меняется вместе с городом.
В заключительной части вы говорите о том, о чем уже сказали ранее.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

Ошибки: нет

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

В результате, он живет одновременно в прошлом и настоящем, из-за чего чувствует неуверенность.
Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы. Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку