Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Чрезмерная категоричность в суждениях

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

23.05.2021 12:21:26
Автор: Лилия Постных

К чему приводит чрезмерная категоричность в суждениях? Именно этот вопрос находится в центре внимания Антона Павловича Чехова в предложенном для анализа тексте.
Раскрывая проблему чрезмерной категоричности, автор строит свой текст на диалоге и ведёт рассказ от первого лица – лица художника. Между ним и Лидой происходит спор, в котором Лида проявляет неприязнь к своему оппоненту. Чехов показывает это на примере ситуации с медицинским пунктом для крестьян в деревне, а именно, когда позиция художника не совпала с позицией Лиды. С самого начала спора она заставила художника почувствовать напряжение, упрекнув его в том, что «для вас это не может быть интересно» и на протяжении всего диалога проявляла нежелание слушать и слышать художника. Она лишь показывала свое неуважение к его позиции, что автор и показал: «…она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать», «…насмешливо улыбнулась», «…посмотрела на меня, прищурив глаза». Лида посчитала рассуждения художника ничтожными и презирала их, чего нельзя было делать в споре. Этим она проявила полное неуважение как к художнику, так и к его позиции в споре. Спор, они так и не разрешили, зато благодаря «стараниям» Лиды их конфронтация ещё больше усилилась.
Также автор обращает наше внимание на момент, когда мать Лиды начала соглашаться с её мнением. Она это делала не потому, что была такого же мнения, а потому что боялась ей противоречить: «В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное». На этом примере А.П. Чехов показывает к чему в семье привела категоричность Лиды, а привела она к полному разобщению в семье, к боязни Лиды членами семьи, как следствие к её разъединению.
Оба примера дополняют друг друга и помогают понять, что происходит, когда человек не прислушивается к чужому мнению, не пытается понять, выслушать, принять позицию другого человека.
На мой взгляд, позиция автора заключается в том, что участники спора всегда должны уважать мнение оппонента, а также пытатьСЯ находить общее «зерно». Иначе спор приведёт к ещё большему непониманию и разобщению людей.
Мне очень близка позиция автора, я считаю, что, если не умеешь правильно вести диалог, то и вступать в него не нужно, потому что тогда он ни к чему хорошему точно не приведёт.
Итак, чрезмерная категоричность в суждениях ведёт лишь к непониманию, разобщению, разъединению людей, потому что именно нежелание выслушать и понять мнение другого мешает обычному хорошему общению людей.

Количество слов - 382

Здравствуйте, Лилия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована недостаточно.

Лилия, в этом году взаимосвязи между примерами уделяется особенное внимание. Мы должны не только указать вид связи, но тщательно его проанализировать, показать, почему именно эта связь между эпизодами текста была важна для автора, зачем она нужна автору. К тому же, эксперты с большой настороженностью относятся к следующему определению взаимосвязи между примерами :" оба примера дополняют друг друга". Лучше написать: "примеры аналогичны по эмоционально-нравственной окраске (оценке): как в первом, так и во втором эпизоде продемонстрированы отрицательные (положительные) качества героя".

Снимаю балл за анализ связи.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: +0 баллов.

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснования тезиса нет.

Лилия, Вы не привели конкретный пример, подтверждающий Ваш тезис. Поэтому, к сожалению, балл за К4 Вы не получаете.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки:

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки:

Сняты баллы по К10, автоматически снимаются по К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки:

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

С самого начала спора она заставила художника почувствовать напряжение, упрекнув его в том, что «для вас это не может быть интересно» ЗПТ и на протяжении всего диалога проявляла нежелание слушать и слышать художника
1)Запятая закрывает деепричастный оборот.
Спор, они так и не разрешили, зато благодаря «стараниям» Лиды их конфронтация ещё больше усилилась.
2) Запятая не нужна.
На этом примере А.П. Чехов показывает ЗПТ к чему в семье привела категоричность Лиды, а привела она к полному разобщению в семье, к боязни Лиды членами семьи, как следствие ЗПТ к её разъединению.
3) Запятая между частями сложного предложения.
4) Как следствие - вводная конструкция, обособляется запятыми.
Мне очень близка позиция автора, я считаю, что, если не умеешь правильно вести диалог, то и вступать в него не нужно, потому что тогда он ни к чему хорошему точно не приведёт.
5) Запятая на стыке союзов не нужна, т.к. есть союз ТО.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки:

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Она лишь показывала свое неуважение к его позиции, что автор и показал: «…она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать», «…насмешливо улыбнулась», «…посмотрела на меня, прищурив глаза».
1)Неоправданный лексический повтор.
Лида посчитала рассуждения художника ничтожными и презирала их, чего нельзя было делать в споре.
2) Лексическая несочетаемость. Нельзя презирать рассуждения.
Также автор обращает наше внимание на момент, когда мать Лиды начала соглашаться с её мнением.
3) Лучше: "обращает наше внимание на эпизод".
Она это делала не потому, что была такого же мнения, а потому что боялась ей противоречить: «В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное».
4)Неудачное употребление личных местоимений, затрудняющее понимание текста. Лучше: "боялась противоречить дочери".
На этом примере А.П. Чехов показывает к чему в семье привела категоричность Лиды, а привела она к полному разобщению в семье, к боязни Лиды членами семьи, как следствие к её разъединению.
5) Неоправданный лексический повтор. Лучше: " ...к чему привела категоричность Лиды: к полному разобщению..."

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Лилия, у Вас получилось хорошее сочинение. Вы глубоко проанализировали непростой текст А.П.Чехова, грамотно выстроили рассуждение. Но большое количество речевых ошибок и ошибок в пунктуационном оформлении работы не позволяет рассчитывать на максимальный балл. Постарайтесь писать более простыми предложениями, такими, чтобы каждый знак препинания, каждое слово были для Вас абсолютно понятны.
Удачи на экзамене!







Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку