Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Проблема веры в человека
-
Текст: А. Чехов. Рассказ старшего садовника (отрывок)
(1) Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры, — сказал Михаил Карлович, садовник графа N. — (2) Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. (3) Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. (4) Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?
(5) Мысль хорошая, — сказал я.
(6) Но это не новая мысль. (7) Помнится, когда-то очень давно я слышал даже легендуна эту тему, — сказал садовник и улыбнулся. — (8) Мне рассказывала её моя покойная бабушка.
(9) Мы попросили его рассказать эту легенду.
(10) В одном маленьком городке, — начал он, — поселился пожилой, одинокий и некрасивый господин по фамилии Томсон или Вильсон, — ну это всё равно. (11) Дело не в фамилии. (12) Профессия у него была благородная: он лечил людей. (13) Жители города были очень рады, что Бог наконец послал им человека, умеющего лечить болезни, и гордились, что в их городе живёт такой замечательный человек. (14) «Он знает всё», — говорили про него.
(15) Но этого было недостаточно. (16) Надо было ещё говорить: «Он любит всех!» (17) В груди этого учёного человека билось чудное, ангельское сердце. (18) Ведь жители города были для него чужие, не родные, но он любил их, как детей, и не жалел для них своей жизни. (19) У него самого была чахотка, он кашлял, но, когда его звали к больному, забывал про свою болезнь, не щадил себя и, задыхаясь, взбирался на горы, как бы высоки они ни были. (20) Он пренебрегал зноем и холодом, презирал голод и жажду. (21) Денег он не брал, и, странное дело, когда умирал пациент, то доктор шёл вместе с родственниками за гробом и плакал.
(22) Признательность жителей не имела границ. (23) В городке и его окрестностях не было человека, который позволил бы себе не только сделать ему что-нибудь неприятное, но даже подумать об этом.
(24) И вот этот человек, который, казалось, своею святостью оградил себя от всего злого, доброжелателями которого считались даже разбойники и бешеные, однажды был найден в овраге убитым. (25) Можете же представить себе теперь ту скорбь, какая овладела жителями города и окрестностей. (26) Все в отчаянии, не веря своим глазам, спрашивали себя: кто мог убить этого человека? (27) Судьи, которые проводили следствие, сказали так: «Здесь мы имеем все признаки убийства, НО так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора, то, очевидно, убийства тут нет и совокупность признаков является только простою случайностью. (28) Нужно предположить, что доктор в потёмках сам упал в овраг и ушибся до смерти».
(29) Но вдруг, можете себе представить, случай наводит на убийцу. (30) Увидели, как один шалопай, уже много раз судимый, пропивал в кабаке табакерку и часы, принадлежавшие доктору. (31) Когда стали его уличать, он смутился и сказал какую-то очевидную ложь. (32) Сделали у него обыск и нашли рубаху с окровавленными рукавами и докторский ланцет в золотой оправе. (33) Каких же ещё нужно улик? (34) Злодея посадили в тюрьму. (35) Жители возмущались и в то же время говорили: Невероятно! (36) Не может быть! (37) Смотрите, как бы не вышло ошибки; ведь случается, что улики говорят неправду! (38) На суде убийца упорно отрицал свою вину. (39) Всё говорило против него, и убедиться в его виновности было так же нетрудно, как в том, что земля чёрная, но судьи точно с ума сошли: они по десяти раз взвешивали каждую улику, недоверчиво посматривали на свидетелей, краснели, пили воду...
(40) Обвиняемый! — наконец обратился главный судья к убийце. — (41) Суд признал тебя виновным в убийстве доктора такого-то и приговорил тебя к...
(42) Главный судья хотел сказать: «к смертной казни», но выронил из рук бумагу, на которой был написан приговор, вытер холодный пот и закричал:
Нет! (43) Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но, клянусь, подсудимый не виноват! (44) Я не допускаю мысли, что мог найтись такой человек, который осмелился бы убить нашего доктора! (45) Человек не способен пасть так низко!
(46) Да, нет такого человека, — согласились прочие судьи.
(47) Нет! — откликнулась толпа. — (48) Отпустите его!
(49) Убийцу отпустили на все четыре стороны, и ни одна душа не упрекнула судей в несправедливости.
(50) Пусть оправдательный приговор принесёт жителям городка вред, но зато, посудите, какое благотворное влияние имела на них эта вера в человека, вера, которая ведь не остаётся мёртвой: она воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека. (51) Каждого!
(По А. П. Чехову)
Размышляя над ней, автор приводит диалог между Михаилом Карловичем и героем-рассказчиком. Михаил Карлович говорит важные для понимания проблемы слова:” … разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?” А.П.Чехов акцентирует внимание читателя на этом, чтобы показать, насколько важна вера в человека. Также Михаил рассказывает историю, подтверждающую и дополняющую своё суждение. В некотором городе был убит врач, которого все любил. Вскоре предполагаемый убийца был найден. Во время суда над ним судья, невзирая на улики, снял обвинения с подсудимого, поскольку не верил, что кто-либо был способен убить врача. Из этой истории мы можем понять, насколько важную роль может играть вера в человека при принятии ответственных решений. Приведённые примеры дополняют друг друга, они помогают А.П.Чехову более подробно рассмотреть поставленную проблему и убедить читателя в важности веры в людей.
Авторская позиция ясна. А.П.Чехов считает, что вера в человека воспитывает в нас нравственность, поэтому она важна.
Я согласен с точкой зрения автора и считаю, что человек, верящий в других людей, зачастую совершает благородное дело, чем показывает свою нравственную развитость. Вспомним произведение И.А.Гончарова “Обломов“, в котором Андрей Штольц, один из главных героев произведения, несмотря на лень Обломова, верил в его способность исправиться. Благодаря этой вере Андрей пытался помочь избавится Обломову от лени, совершая благой поступок.
Подводя итог, хочется сказать, что вера в человека важна, поскольку она развивает великодушие и учит нас уважать других.
Здравствуйте, Данил!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Данил, все же хочу отметить, что примеры и связь между ними проанализированы слабо. Постарайтесь на экзамене уделить внимание именно пояснению примеров.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, сформулирована некорректно.
Авторская позиция ясна. А.П.Чехов считает, что вера в человека воспитывает в нас нравственность, поэтому она важна. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения:+ 1 балл.
Ошибки:
А.П.Чехов акцентирует внимание читателя на этом, чтобы показать, насколько важна вера в человека.Также Михаил рассказывает историю, подтверждающую и дополняющую своё суждение. |
K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.
Ошибки: снимается балл за К10, автоматически за К6.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
Благодаря этой вере Андрей пытался помочь избавится Обломову от лени, совершая благой поступок. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
Ошибки: нет.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
Авторская позиция ясна. А.П.Чехов считает, что вера в человека воспитывает в нас нравственность, поэтому она важна. |
Благодаря этой вере Андрей пытался помочь избавится Обломову от лени, совершая благой поступок. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Ошибки:
А.П.Чехов акцентирует внимание читателя на этом, чтобы показать, насколько важна вера в человека. |
Авторская позиция ясна. А.П.Чехов считает, что вера в человека воспитывает в нас нравственность, поэтому она важна. |
Я согласен с точкой зрения автора и считаю, что человек, верящий в других людей, зачастую совершает благородное дело, чем показывает свою нравственную развитость. |
Вспомним произведение И.А.Гончарова “Обломов“, в котором Андрей Штольц, один из главных героев произведения, несмотря на лень Обломова, верил в его способность исправиться. |
Подводя итог, хочется сказать, что вера в человека важна, поскольку она развивает великодушие и учит нас уважать других. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки:
Также Михаил рассказывает историю, подтверждающую и дополняющую своё суждение. |
Данил, при написании сочинения уделите внимание более подробному пояснению примеров, связи, авторской позиции. Именно пояснение показывает, насколько глубокий анализ текста мы провели и как точно поняли поставленную автором проблему. Также необходимо усилить работу над речью.
Удачи на экзамене!