Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи во благо

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
16.05.2021 19:11:52
Автор: Юлия Королева

Александр Куприн – знаменитый русский писатель-реалист. В данном тексте автор поднимает вопрос: «Существует ли ложь во благо?»

Размышляя о проблеме, автор повествует историю Ивана Семенюты. Он «ютится в полутёмном подвале», его «сапоги просят каши». Но существуют дни, когда он приводит себя в порядок, чтобы навестить мать. Стремясь изменить «свой запущенный вид», он прикладывает много усилий. Всё это он делает ради мамы, которую он боится расстроить своей жизнью.

Когда Семенюта начинает «врать развязно и небрежно», мама старается делать вид, что верит ему. И только её глаза выдают правду, становясь «всё печальнее и пытливее». Она не говорит ему, что всё понимает. Лишь смотрит на него и слушает его сказки.

Так, оба примера показывают нам, что люди могут врать во благо, чтобы не ранить чувства других. Однако, любая ложь всё равно рано или поздно откроется.

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что ложь во благо существует, но у неё есть свои непредсказуемые последствия.

Мне близка позиция автора, тем что я всегда стараюсь говорить правду, так как правду скрыть невозможно. Спрятав её сейчас, вы рискуете, что когда она откроется, последствия будут намного хуже. В пример я хочу привести произведение Горького «На дне». В тексте нам рассказывается о проповеднике Луке, который давал людям надежду на хорошую жизнь. Им становилось легче жить, но только до тех пор, пока иллюзия не рассеивалась.

Таким образом, я могу сделать вывод, что лучше сказать человеку неприятную правду сразу, чем скрывать её за красивой ложью.
Количество слов - 237

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Юлия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно.

Вам удалось бы выстроить логику работы проще, если сформулировали ПВ (проблемный вопрос) иначе: "Может ли быть оправдана ложь?" или  "Что такое «святая» ложь?"

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, не пояснен. Взаимосвязь между примерами не определена,но проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена.
Ваша формулировка привела к размытой ПА (позиции автора). "Непредсказуемые последствия"

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Постарайтесь более чётко формулировать тезис, который потом будете доказывать.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 0 баллов.

Ошибки:

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что ложь во благо существует, но у неё есть свои непредсказуемые последствия.
Вы не пришли от комментария в ПА к тому, к каким именно "непредсказуемым последствиям" приводит ложь.
В пояснении к примерам стоило написать, чем платят герои за "ложь во благо".

оба примера показывают нам

о ком Вы говорите? Мы- это кто?

"Повисшее" слово

Спрятав её сейчас, вы рискуете...
А Вы- это кто?
"Повисшее" слово

В тексте нам рассказывается
Читателям
"Повисшее" слово

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: повторы

свои непредсказуемые последствия
лишнее слово
Последствия не могут быть чужими или своими.

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 1 балл.

Ошибки:

Однако, ЛИШНЯЯ ЗПТ любая ложь всё равно рано или поздно откроется.
ОДНАКО в начале предложения- противительный союз, запятая не нужна.

слушает его сказки
Нужны кавычки: это авторское слово.
Без кавычек вопринимается с иронией, что приводите к неверному пониманию ПА.
Мне близка позиция автора, тем ЗПТ что я всегда стараюсь говорить правду
Запятая нужна после указательного слова
что ЗПТ когда она откроется, последствия будут намного хуже
Запятая перед началом придаточного предложения

K9 - Соблюдение грамматических норм + 0 баллов.

Ошибки:

Размышляя о проблеме
над
вы рискуете, что когда она откроется
нарушение пострения СП
скрывать её за красивой ложью

скрывать (ЧЕМ?)
прятать (ЗА ЧЕМ?)

K10 - Соблюдение речевых норм + 0 баллов.

Ошибки:

автор поднимает вопрос:
поднимать (ставить) проблему
задавать вопрос
В данном тексте автор поднимает вопрос
стилистическая шероховатость (данный- канцеляризм)

...автор повествует историю Ивана Семенюты. Он «ютится в полутёмном подвале», его «сапоги просят каши». Но существуют дни, когда он приводит себя в порядок, чтобы навестить мать. Стремясь изменить «свой запущенный вид», он прикладывает много усилий. Всё это он делает ради мамы, которую он боится расстроить своей жизнью.

Когда Семенюта начинает «врать развязно и небрежно», мама старается делать вид, что верит ему.
1) Он (во втором предложении)- автор или герой? Неверное употребление личного местоимения.
2) повтор слова ОН
3) повтор слова МАМА
Она не говорит ему, что всё понимает. Лишь смотрит на него и слушает его сказки.
тавтология

врать во благо
Стиль! Лгать
...я всегда стараюсь говорить правду, так как правду скрыть невозможно
повтор
В тексте нам рассказывается о проповеднике Луке
Лука- герой драмы М. Горького "На дне", странствующий проповедник.


K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над  комментарием. Обратите внимание на "повисшие" слова, повторы.

  Успеха на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку