Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема преемственности поколений

  • Текст: А. Лиханов. Чего нам так не хватает.

     (1) Чего нам так не хватает?

    (2)А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви.

    (5)Есть простая поговорка: «Как аукнется, так и откликнется». (6)Сколько положишь, столько и получишь. (7)Верные вроде бы формулы. (8)Только если следовать лишь им, добьёшься одного воспроизводства. (9)Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимет ровно столько же, сколько посеял. (10)Пахарь должен получить прибавок, только тогда он выживет, прокормит свою семью. (11)Так же точно и общество должно бы существовать. (12)Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками. (13)Конечно, прибавок этот есть, но в каких пространствах? (14)В пространстве человеческих знаний, конечно. (15)В области технологий. (16)А как с духовностью? (17)Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. (18)И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия. (19) Грубее и жёстче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми. (20)Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям − там человек и обязательнее, и профессиональнее. (21)А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу. (22)Впрочем, имущество порой дороже людей… (23)Что может быть печальней и горше! (24)Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда. (25)Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами. (26)Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов.

    (27)Януш Корчак - первый из них; но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности.

    (28)Мера эта − смерть.

    (29)Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (30)Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.

    (32)Небольшая книжка Януша Корчака «Как любить ребёнка» − своеобразный манифест гуманизма. (33)Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времён, как будто от нас удалённых и в то же время совершенно похожих, потому что речь идёт о любви к детям, а это ценность постоянная. (34)Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят обочь. (35)Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам, но часто − слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. (36)Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а ещё чаще − на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой окружающих.

    (37)И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд − от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака. 

     

    (По А.А. Лиханову*)

    Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, лауреат Международной премии имени Януша Корчака.

     

     


01.05.2021 00:52:45
Автор: Настя Варфоломеева

Авторы часто поднимают темы сохранения языка, истории своих народов. А в чем же заключается преемственность поколений? Над этим вопросом размышляет А. Лихачев в своем тексте.
Писатель сразу же приводит понятные каждому примеры: известные всем «формулы воспроизводства», сеятеля, для которого будет бедой получить столько же зерна, сколько он посадил, пахаря, который должен прокормить семью – и проводит аналогию с обществом, «посеянным» своими родителями и наставниками. Автор пытается донести, что, чтобы был прогресс, нужны «прибавки». И эти «прибавки» должны быть не только в научной сфере, но и в духовной, а достигнуть этого можно только за счет любви.
Наглядным примером воспитательской любви служит упомянутый автором Януш Корчак. Именно его автор восхваляет, как человека, отдающего всего себя детям. «И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей». Такие люди, как Януш, смогут привить, передать все те качества, которые необходимы человеку. Именно его любовь являются главным звеном в цепи преемственности. Таким образом, оба примера отлично дополняют друг друга.
Позиция автора ясна: преемственность поколений заключается в передачи всех тех наработанных многими веками знаний по средствам «самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов».
Я согласна с мнением автора, ведь, как, если не через любовь, человек может познать многие истинности жизни. В основном эта преемственность начинается в семьях, например, в романе Л. Н. Толстого семья Ростовых служит замечательным подтверждением всего выше сказанного. Не будь этой любовной и понимающей обстановки дома, не думаю, что у того же Николая было бы все хорошо после проигрыша денег. Многие люди не были бы такими, какие они есть сейчас, если бы их семьи не привили им простые человеческие качества, используя любовь.
В заключение хочу сказать, что преемственностью поколений является передача знаний старших поколений в любовной, благоприятной обстановке, благодаря которой, человек понимает основы жизни.
Количество слов - 290

Рецензент: Юлия Барсукова

Здравствуйте, Анастасия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 ("формулы воспроизводства" сеятеля) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (Януш Корчак) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена, но суть дополнения не раскрыта, нет обоснования.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Много речевых ошибок.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Позиция автора ясна: преемственность поколений заключается в передачи всех тех наработанных многими веками знаний по средствам «самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов».
Слово стоит в форме предложного падежа. "Посредством" - это предлог, требует слитного написания.
В основном эта преемственность начинается в семьях, например, в романе Л. Н. Толстого семья Ростовых служит замечательным подтверждением всего выше сказанного.
"Вышесказанного" пишется слитно,  употребляется в значении "сказанный, изложенный выше, раньше".

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Писатель сразу же приводит понятные каждому примеры: известные всем «формулы воспроизводства», (НЕТ ЗПТ) сеятеля, для которого будет бедой получить столько же зерна...
Лишняя запятая.
Именно его автор восхваляет, ( НЕТ ЗПТ) как человека, отдающего всего себя детям.
Запятая не нужна при передаче значения "в  качестве".
В заключение хочу сказать, что преемственностью поколений является передача знаний старших поколений в любовной, благоприятной обстановке, благодаря которой, ( НЕТ ЗПТ) человек понимает основы жизни.
Запятая не нужна.
...который должен прокормить семью (ЗПТ) – и проводит аналогию с обществом, «посеянным» своими родителями и наставниками.
Нужна запятая после придаточной части в СПП.
Я согласна с мнением автора, ведь, (НЕТ ЗПТ) как, если не через любовь, человек может познать многие истинности жизни.
"Ведь" не является вводным словом.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Именно его любовь являются главным звеном в цепи преемственности.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
«И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей».
Повисшая цитата без слов автора.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Авторы (в чем?) часто поднимают темы сохранения языка, истории своих народов.
Речевой недочет (не ошибка).
...и проводит аналогию с обществом, «посеянным» своими родителями и наставниками.
Некорректное использование местоимения, нужно "его".
Автор пытается донести, что, чтобы был прогресс, нужны «прибавки».
Неоправданное употребление лишнего союза.
Наглядным примером воспитательской любви служит упомянутый автором Януш Корчак.
Неудачное употребление словосочетания.
Такие люди, как Януш, смогут привить, передать все те качества, которые необходимы человеку. Именно его любовь являются главным звеном в цепи преемственности.
Некорректное использование местоимений: непонятно, на кого указывает местоимение "его".
Я согласна с мнением автора, ведь, как, если не через любовь, человек может познать многие истинности жизни.
Более употребительно словосочетание "истины жизни" (не ошибка).
В основном эта преемственность начинается в семьях, например, в романе Л. Н. Толстого семья Ростовых служит замечательным подтверждением всего выше сказанного.
Неоправданное повторение слова.
Не будь этой любовной и понимающей обстановки дома, не думаю, что у того же Николая было бы все хорошо после проигрыша денег.
В заключение хочу сказать, что преемственностью поколений является передача знаний старших поколений в любовной, благоприятной обстановке, благодаря которой, человек понимает основы жизни.
Неудачное употребление словосочетания, лучше написать "любящей и понимающей атмосфере", "любящего и понимающего окружения"
Многие люди не были бы такими, какие они есть сейчас, если бы их семьи не привили им простые человеческие качества, используя любовь.
Лучше написать "применяя любовь".

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов.

Ошибки:

Над этим вопросом размышляет А. Лихачев в своем тексте.
Автор предложенного для анализа текста Альберт Лиханов, а не Дмитрий Лихачев.

Общие рекомендации: Анастасия, вы в целом неплохо справились с работой, старайтесь более тщательно выбирать слова и выстраивать суждения. Следует усилить работу над построением речевых оборотов, поработать над пунктуацией, обратить внимание на фактологические данные.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 14

Возврат к списку