Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Что помогало человеку справиться с тяготами войны?

  • Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...

    День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.

    Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.

    С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.

    Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.

    Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.

    Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.

    Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.

    Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.

    Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.

    Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.

    На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.

    Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:

    ...Ах, поля мои, борозды милые,

    Хороши вы в печали своей!

    Я люблю эти хижины хилые

    С поджиданьем седых матерей.

    ...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

    Лишь к тебе я любовь берегу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

    Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.

    (По В. О. Богомолову*)

    *Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.

01.05.2021 00:41:40
Автор: Татьяна Малрос

Что помогало человеку справиться с тяготами войны? Именно этим вопросом задается В. Богомолов в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над проблемой, автор описывает событие из жизни солдата в военное время. Герой — рассказчик изначально упоминает о своей любви к поэзии и стихам, и однажды ему удается открыть для себя такого писателя как Есенин. В начале наступления, в развалинах на окраине Могилёва, он, случайным образом, находит однотомник этого писателя, так ему и довелось познакомиться с творчеством этого литератора. Стихи Есенина "поразили и очаровали" солдата. Он "с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своих мыслям и желаниям". К тому же, герой упоминает о том, что многие четверостишья он знал наизусть — это указывает на постоянное чтение этого сборника рассказчиком. Даже после ожесточенного боя, читая книгу, он чувствовал себя в полном спокойствии. Этот пример отражает то, что люди справлялись с тяготами войны различными способами, например, открывали для себя чудесный мир поэзии, что помогало военным справиться с тяготами войны. Они научились отвлекаться от жестокости и боёв благодаря книгам, в которых находили утешение и спокойствие.
Далее рассказчик представляет пейзажи, которые ассоциируются у него с родными местами и "удивительно созвучны" со стихами писателя "Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками...". Так же у солдата появляются воспоминания "...все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство". Оба примера, дополняя друг-друга, отражают роль литературы в военное время и дают понять то, что поэзия и стихи действительно помогали справляться с тяготами войны.

Авторская позиция ясна. В. Богомолов считает, что литература действительно может помочь человеку даже в военное время. Она погружает его в иной мир, где он может почувствовать спокойствие, при этом находясь на войне и имея очень напряженную обстановку.

Конечно же, я согласна с позицией автора. Литература вдохновляет и дарит невероятные эмоции и ощущения, что способно отвлечь от любых проблем и тягот. Она вселяет надежду на светлое будущее и веру в себя и свою Родину.






  
Количество слов - 356

Рецензент: Наталья Белина

Здравствуйте, Татьяна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

В целом проблема определена верно. Однако обращаю ваше внимание на формулировку проблемного вопроса: «Что помогало человеку справиться с тяготами войны». Далее вы пишете о роли поэзии в военное время, поэтому я бы немного переформулировала вопрос: «Какова роль поэзии в военное время?».

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (поэзия помогала рассказчику отвлечься от военных тягот) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (поэзия напоминала рассказчику о родных местах) указан, пояснение отсутствует. Вместо пояснения представлено излишнее цитирование исходного текста.

Взаимосвязь между примерами определена верно и проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие и собственный тезис, но не доказывается конкретным примером.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Герой — рассказчик изначально упоминает о своей любви к поэзии и стихам, и однажды ему удается открыть для себя такого писателя как Есенин. Оба примера, дополняя друг-друга, отражают роль литературы в военное время и дают понять то, что поэзия и стихи действительно помогали справляться с тяготами войны.

В ряду однородных вы сопоставляете несопоставимые понятия, т.к. поэзия включает в себя «стихи».

Оба примера, дополняя друг-друга, отражают роль литературы в военное время и дают понять то, что поэзия и стихи действительно помогали справляться с тяготами войны. В. Богомолов считает, что литература действительно может помочь человеку даже в военное время. Литература вдохновляет и дарит невероятные эмоции и ощущения, что способно отвлечь от любых проблем и тягот.

Вы расширили проблематику. В тексте речь идёт именно о поэзии.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: балл снижен из-за большого количества речевых ошибок.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Так же у солдата появляются воспоминания "...все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство".

Правильно: также

Оба примера, дополняя друг-друга, отражают роль литературы в военное время и дают понять то, что поэзия и стихи действительно помогали справляться с тяготами войны.

Правильно: друг друга

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

Герой — рассказчик изначально упоминает о своей любви к поэзии и стихам, и однажды ему удается открыть для себя такого писателя ЗПТ как Есенин.

Правильно: ТАКОГО писателя, КАК Есенин

В начале наступления, в развалинах на окраине Могилёва, он, случайным образом, находит однотомник этого писателя, так ему и довелось познакомиться с творчеством этого литератора.

Лишние запятые. «Случайным образом» не является вводным словосочетанием.
К тому же, герой упоминает о том, что многие четверостишья он знал наизусть ЗПТ — это указывает на постоянное чтение этого сборника рассказчиком.
Не хватает запятой после придаточной части предложения.

Далее рассказчик представляет пейзажи, которые ассоциируются у него с родными местами и "удивительно созвучны" со стихами писателя "Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками...".

Не хватает двоеточия

Так же у солдата появляются воспоминания "...все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство".

Не хватает двоеточия

К тому же, герой упоминает о том, что многие четверостишья он знал наизусть — это указывает на постоянное чтение этого сборника рассказчиком.

Лишняя запятая

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

В начале наступления, в развалинах на окраине Могилёва, он, случайным образом, находит однотомник этого писателя, так ему и довелось познакомиться с творчеством этого литератора.
Слова, выделенные красным цветом, по правилам пунктуации не обособляются. Однако в исходном тексте запятые присутствуют, поэтому правильнее было бы заключить в кавычки часть фразы до слова "Могилёво".

Он "с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своих мыслям и желаниям".

Допущена ошибка в цитате. Правильно: своим мыслям и желаниям.

В начале наступления, в развалинах на окраине Могилёва, он, случайным образом, находит однотомник этого писателя, так ему и довелось познакомиться с творчеством этого литератора. Стихи Есенина "поразили и очаровали" солдата. Он "с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своих мыслям и желаниям". К тому же, герой упоминает о том, что многие четверостишья он знал наизусть — это указывает на постоянное чтение этого сборника рассказчиком. Даже после ожесточенного боя, читая книгу, он чувствовал себя в полном спокойствии.

В тексте есть нарушения видо-временной соотнесённости глагольных форм. Пример подобного нарушения выделен красным цветом. Когда вы пишете о герое-рассказчике, вы используете то настоящее, то прошедшее время. Помните о том, что, говоря о действиях героя, мы используем глаголы в прошедшем времени.
Оба примера, дополняя друг-друга, отражают роль литературы в военное время и дают понять то, что поэзия и стихи действительно помогали справляться с тяготами войны.
Лишнее слово "то".
Литература вдохновляет и дарит невероятные эмоции и ощущения, что способно отвлечь от любых проблем и тягот. Она вселяет надежду на светлое будущее и веру в себя и свою Родину.
Неудачное построение предложения с придаточной частью.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Размышляя над проблемой, автор описывает событие из жизни солдата в военное время.

По вашему высказыванию непонятно, к кому относится словосочетание «в военное время»: то ли к автору, то ли к солдату.
В начале наступления, в развалинах на окраине Могилёва, он, случайным образом, находит однотомник этого писателя, так ему и довелось познакомиться с творчеством этого литератора. Он "с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своих мыслям и желаниям". К тому же, герой упоминает о том, что многие четверостишья он знал наизусть — это указывает на постоянное чтение этого сборника рассказчиком.
Повтор указательных местоимений.

Стихи Есенина "поразили и очаровали" солдата. Он "с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своих мыслям и желаниям".

Не сразу становится понятно, что «он» - это рассказчик.

Этот пример отражает то, что люди справлялись с тяготами войны различными способами, например, открывали для себя чудесный мир поэзии, что помогало военным справиться с тяготами войны.

Пример не может «отражать». Повтор. Кроме того, мысль про «различные способы» справляться с тяготами войны в этой части сочинения неуместна, вы же пишете микровывод о роли поэзии.

Они научились отвлекаться от жестокости и боёв благодаря книгам, в которых находили утешение и спокойствие.

Нарушение лексической сочетаемости: нельзя «отвлечься от жестокости».

Далее рассказчик представляет пейзажи, которые ассоциируются у него с родными местами…

Со слова «далее» абзац лучше не начинать. Кроме того, в этой части фразы появляется речевая недостаточность. Правильно: читая стихи Есенина, рассказчик представлял пейзаж…

Так же у солдата появляются воспоминания "...все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство".

Нарушение лексической сочетаемости. Правильно: стихи Есенина вызывали воспоминания
Оба примера, дополняя друг-друга, отражают роль литературы в военное время и дают понять то, что поэзия и стихи действительно помогали справляться с тяготами войны.
В. Богомолов считает, что литература действительно может помочь человеку даже в военное время.
Повтор слова

В. Богомолов считает, что литература действительно может помочь человеку даже в военное время. Она погружает его в иной мир, где он может почувствовать спокойствие, при этом находясь на войне и имея очень напряженную обстановку.

Неудачное употребление местоимений: непонятно, к какому существительному из предыдущего предложения они относятся. Кроме того, нельзя «иметь очень напряжённую обстановку». Лучше сказать так: "находясь в напряжённой обстановке". Часть фразы со слов «при этом…» вносит логическую шероховатость в ваше высказывание. В предыдущем предложении вы уже сказали о том, что «литература действительно может помочь человеку даже в военное время».
Она погружает его в иной мир, где он может почувствовать спокойствие, при этом находясь на войне и имея очень напряженную обстановку.
Неудачное употребление местоимений.
Литература вдохновляет и дарит невероятные эмоции и ощущения, что способно отвлечь от любых проблем и тягот.
Речевая недостаточность: вдохновляет НАС, дарит НАМ.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

В начале наступления, в развалинах на окраине Могилёва, он, случайным образом, находит однотомник этого писателя, так ему и довелось познакомиться с творчеством этого литератора.

С.А. Есенин считается поэтом, а не писателем, так как он не писал прозу.

Общие рекомендации: Татьяна, поработайте над пояснениями к примерам, пунктуационной грамотностью и речевым оформлением. Ещё один совет: следите за соразмерностью частей вашего сочинения. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 12

Возврат к списку