Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема культурного человека

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

30.04.2021 23:30:10
Автор: Анастасия Нецветаева

В чем заключается важнейшая задача культурного человека? Этот вопрос становится предметом размышлений А. П. Чехова в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, автор заостряет внимание на споре рассказчика с Лидой. Герой думает, что вмешательство в жизни людей ни к чему полезному не приведет: «Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья… Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, еще больше порабощаете…». Этим примером писатель доказывает убежденность рассказчика в том, что человеку не нужно вмешиваться в чужие жизни. Однако Лида имеет противоположную точку зрения, рассуждения героя «считает ничтожными и презирает их». Девушка уверена: «нельзя сидеть сложа руки», потому что «самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним…». Это свидетельствует о желании Лиды помочь людям. Приведенные примеры противопоставлены друг другу и помогают убедиться в том, что главной задачей культурного человека для одних является невмешательство в чужие жизни, а для других – поддержка близких.

Авторская позиция понятна. Он высказывает ее устами Лиды: «Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним».

Я полностью разделяю позицию автора и тоже считаю, что люди должны помогать друг другу. Для доказательства этого приведу пример из произведения А. И. Куприна «Чудесный доктор». Доктор Пирогов бескорыстно спас Мерцаловых: не только вылечил членов семьи, но и поддержал их материально.
Прочитав текст А. П. Чехова, я убедилась в том, что важнейшей задачей культурного человека является способность помочь ближним, позаботиться о них.
Количество слов - 248

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Анастасия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов
Рекомендация: разделите комментарий на 3 абзаца.
1. Пример 1, пояснение 1
2. Пример 2, пояснение 2
3. Связь и её анализ

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Авторская позиция понятна.
Нет. Вы анализируете художественный текст- ПА надо приходится вычленять.
Более того, если бы Вы внимательно прочитали текст, обратили внимание на авторские пометки около фраз Лиды (например, 15, 33). Она не положительная героиня и не носитель ПА.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Доктор Пирогов бескорыстно спас Мерцаловых: не только вылечил членов семьи, но и поддержал их материально.
Последним предложением обоснования своей позиции должен стать микровывод, связанный с проблемой.


Грамматика и речь

Виды ошибок выделены разными цветами:
пунктуационные
речевые

В чем заключается важнейшая задача культурного человека? Этот вопрос становится предметом размышлений А. П. Чехова в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, автор заостряет внимание на споре рассказчика с Лидой. Герой думает, что вмешательство в жизни людей ни к чему полезному не приведет: «Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья… Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, еще больше порабощаете…».  (лишний знак: или многоточие до кавычек, или точка за ними)Этим примером писатель доказывает убежденность рассказчика в том, что человеку не нужно вмешиваться в чужие жизни. Однако Лида имеет противоположную точку зрения, рассуждения героя «считает ничтожными и презирает их». Девушка уверена: «нельзя сидеть сложа руки», потому что «самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним…». невозможное сочетание знаков Это свидетельствует о желании Лиды помочь людям. Приведенные примеры противопоставлены друг другу и помогают убедиться в том, что главной задачей культурного человека для одних является невмешательство в чужие жизни, а для других – поддержка близких.

Авторская позиция понятна. Он высказывает ее устами Лиды: «Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним».

Я полностью разделяю позицию автора и тоже считаю, что люди должны помогать друг другу. Для доказательства этого приведу пример из произведения А. И. Куприна «Чудесный доктор». Доктор Пирогов бескорыстно спас Мерцаловых: не только вылечил членов семьи, но и поддержал их материально.
Прочитав текст А. П. Чехова, я убедилась в том, что важнейшей задачей культурного человека является способность помочь ближним, позаботиться о них.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: обратите внимание на рекомендации, и Вы сможете достичь максимального балла на ЕГЭ.

 Удачи и успеха на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 23

Возврат к списку