Запомни!
Проблема сострадания и жалости к врагу
-
Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.
(1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.
(2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.
(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.
— (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.
(9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.
— (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.
(14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.
— (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!
(27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.
— (28)Тихо, друг, тихо!
(29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.
(32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.
(33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.
— (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..
(40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.
(42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.
(45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.
(47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:
— Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!
(52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.
(53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.
(54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».
В центре внимания автора представлена сцена из жизни солдат Великой Отечественной войны, а именно, взвода лейтенанта Бориса Костяева, остановившегося вместе с ранеными немцами в хуторе. В один момент один русский солдат решает отомстить умирающим раненым за все беды и несчастья, что принесла его семье война – он без разбора начинает палить из автомата и в немцев, попадая и в русских. К счастью, его удается остановить.
В качестве первого примера писатель приводит поступок этого солдата, который отказывается видеть в представителях вражеской стороны живых людей и желает выместить на группе раненых немцев всю накопившуюся боль и горечь потерь и лишений войны: «…солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами…Брызнули пули по снегу...Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями…» Солдат поступает бесчеловечно и бесчувственно, он не способен осознать, что перед ним обычные люди, также способные испытывать боль.
Развивая сюжетную линию, автор обращается к следующему примеру. Он описывает поступок врача и санитара, которые стремятся помочь каждому раненому, не обращая внимания на то, немец он или русский, враг или друг: «Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты…Рябоватый…врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное…И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы…» Мы видим, что медики ведут себя по-настоящему благородно, они стремятся поддержать каждого, кто нуждается в их помощи, что говорит об их сострадании и сочувствии к каждому.
Вышеприведенные мной примеры противопоставлены друг другу. С помощью них В. Астафьев показывает, что для солдата, начавшего стрельбу, враг – вовсе и не человек, в то время как для работающих врачей немцы – обычные люди.
Писатель считает, что какой бы тяжелой и напряженной не была ситуация, сколько бы обиды и злости мы не испытывали к врагу, мы должны всегда проявлять сострадание и сочувствие к любому человеку, не обращая внимания на то, враг он или друг.
Невозможно не согласиться с автором текста. Действительно, человечность всегда должна вставать на первое место, затмевая нашу гордость и жажду мести. В качестве доказательства своего мнения приведу пример из опыта моей семьи. Мой дедушка столкнулся со всеми тяготами и лишениями Великой Отечественной войны в юности. Однажды в лесу, в котором находилась его родная деревня, ему повстречался раненый немец. Как рассказывал мой дедушка, он был также очень юн и было видно, что ему невероятно тяжело, он был ранен. Мой дедушка сжалился над ним и привел в в избу, где он жил со своей мамой. Там они оказали ему необходимую помощь: перевязали раны, дали воды и еды. Через несколько дней, когда юноша немного окреп, он отблагодарил моего дедушку и его мать, сказав, что никогда не забудет их благородный поступок. Таким образом, мы можем убедиться, что человечность и сострадание, действительно, всегда должны руководить нашими поступками в любой ситуации.
В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Астафьеву за возможность поразмышлять о проблеме сочувствия и сострадания на войне к врагу.
Здравствуйте, Лиза!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
В сочинении присутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.
Должны ли люди испытывать жалость и сострадание к врагу на войне? Над этой проблемой рассуждает в предложенном для анализа тексте В. Астафьев. В центре внимания автора представлена сцена из жизни солдат Великой Отечественной войны, а именно, ЛИШНЯЯ ЗПТ взвода лейтенанта Бориса Костяева, остановившегося вместе с ранеными немцами в хуторе. В один момент один русский солдат решает отомстить умирающим раненым за все беды и несчастья, что принесла его семье война ЗПТ – он без разбора начинает палить из автомата и в немцев, попадая и в русских. К счастью, его удается остановить. В качестве первого примера писатель приводит поступок этого солдата, который отказывается видеть в представителях вражеской стороны живых людей и желает выместить на группе раненых немцев всю накопившуюся боль и горечь потерь и лишений войны: «…солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами…Брызнули пули по снегу...Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями…» Солдат поступает бесчеловечно и бесчувственно, он не способен осознать, что перед ним обычные люди, также способные испытывать боль. Развивая сюжетную линию, автор обращается к следующему примеру. Он описывает поступок врача и санитара, которые стремятся помочь каждому раненому, не обращая внимания на то, немец он или русский, враг или друг: «Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты…Рябоватый…врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное…И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы…» Мы видим, что медики ведут себя по-настоящему благородно, они стремятся поддержать каждого, кто нуждается в их помощи, что говорит об их сострадании и сочувствии к каждому. Вышеприведенные мной примеры противопоставлены друг другу. С помощью них В. Астафьев показывает, что для солдата, начавшего стрельбу, враг – вовсе и не человек, в то время как для работающих врачей немцы – обычные люди. Писатель считает, что ЗПТ какой бы тяжелой и напряженной не ни была ситуация, сколько бы обиды и злости мы не ни испытывали к врагу, мы должны всегда проявлять сострадание и сочувствие к любому человеку, не обращая внимания на то, враг он или друг. Невозможно не согласиться с автором текста. Действительно, человечность всегда должна вставать на первое место, затмевая нашу гордость и жажду мести. В качестве доказательства своего мнения приведу пример из опыта моей семьи. Мой дедушка столкнулся со всеми тяготами и лишениями Великой Отечественной войны в юности. Однажды в лесу, в котором находилась его родная деревня, ему повстречался раненый немец. Как рассказывал мой дедушка, он был также очень юн и было видно, что ему невероятно тяжело, он был ранен. Мой дедушка сжалился над ним и привел в в избу, где он жил со своей мамой. Там они оказали ему необходимую помощь: перевязали раны, дали воды и еды. Через несколько дней, когда юноша немного окреп, он отблагодарил моего дедушку и его мать, сказав, что никогда не забудет их благородный поступок. Таким образом, мы можем убедиться, что человечность и сострадание, действительно, всегда должны руководить нашими поступками в любой ситуации. В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Астафьеву за возможность поразмышлять о проблеме сочувствия и сострадания на войне к врагу. |
Обилие местоимений затрудняет восприятие смысла и обедняет речь.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Избавляйтесь от повторов, канцеляризмов, некорректного употребления местоимений.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: поучитесь вводить примеры лаконично, не уходите в пересказ. Тщательно проверяйте собственный текст на предмет ошибок.