Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема сострадания и жалости к врагу

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

30.04.2021 22:32:23
Автор: Лиза Мецгер

        Должны ли люди испытывать жалость и сострадание к врагу на войне? Над этой проблемой рассуждает в предложенном для анализа тексте В. Астафьев.
    В центре внимания автора представлена сцена из жизни солдат Великой Отечественной войны, а именно, взвода лейтенанта Бориса Костяева, остановившегося вместе с ранеными немцами в хуторе. В один момент один русский солдат решает отомстить умирающим раненым за все беды и несчастья, что принесла его семье война – он без разбора начинает палить из автомата и в немцев, попадая и в русских. К счастью, его удается остановить.
    В качестве первого примера писатель приводит поступок этого солдата, который отказывается видеть в представителях вражеской стороны живых людей и желает выместить на группе раненых немцев всю накопившуюся боль и горечь потерь и лишений войны: «…солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами…Брызнули пули по снегу...Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями…» Солдат поступает бесчеловечно и бесчувственно, он не способен осознать, что перед ним обычные люди, также способные испытывать боль.
    Развивая сюжетную линию, автор обращается к следующему примеру. Он описывает поступок врача и санитара, которые стремятся помочь каждому раненому, не обращая внимания на то, немец он или русский, враг или друг: «Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты…Рябоватый…врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное…И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы…» Мы видим, что медики ведут себя по-настоящему благородно, они стремятся поддержать каждого, кто нуждается в их помощи, что говорит об их сострадании и сочувствии к каждому.
    Вышеприведенные мной примеры противопоставлены друг другу. С помощью них В. Астафьев показывает, что для солдата, начавшего стрельбу, враг – вовсе и не человек, в то время как для работающих врачей немцы – обычные люди.
    Писатель считает, что какой бы тяжелой и напряженной не была ситуация, сколько бы обиды и злости мы не испытывали к врагу, мы должны всегда проявлять сострадание и сочувствие к любому человеку, не обращая внимания на то, враг он или друг.
    Невозможно не согласиться с автором текста. Действительно, человечность всегда должна вставать на первое место, затмевая нашу гордость и жажду мести. В качестве доказательства своего мнения приведу пример из опыта моей семьи. Мой дедушка столкнулся со всеми тяготами и лишениями Великой Отечественной войны в юности. Однажды в лесу, в котором находилась его родная деревня, ему повстречался раненый немец. Как рассказывал мой дедушка, он был также очень юн и было видно, что ему невероятно тяжело, он был ранен. Мой дедушка сжалился над ним и привел в в избу, где он жил со своей мамой. Там они оказали ему необходимую помощь: перевязали раны, дали воды и еды. Через несколько дней, когда юноша немного окреп, он отблагодарил моего дедушку и его мать, сказав, что никогда не забудет их благородный поступок. Таким образом, мы можем убедиться, что человечность и сострадание, действительно, всегда должны руководить нашими поступками в любой ситуации.
    В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Астафьеву за возможность поразмышлять о проблеме сочувствия и сострадания на войне к врагу.


Количество слов - 532

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Лиза!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

В сочинении присутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Должны ли люди испытывать жалость и сострадание к врагу на войне? Над этой проблемой рассуждает в предложенном для анализа тексте В. Астафьев.
    В центре внимания автора представлена сцена из жизни солдат Великой Отечественной войны, а именно, ЛИШНЯЯ ЗПТ взвода лейтенанта Бориса Костяева, остановившегося вместе с ранеными немцами в хуторе. В один момент один русский солдат решает отомстить умирающим раненым за все беды и несчастья, что принесла его семье война ЗПТ – он без разбора начинает палить из автомата и в немцев, попадая и в русских. К счастью, его удается остановить.
    В качестве первого примера писатель приводит поступок этого солдата, который отказывается видеть в представителях вражеской стороны живых людей и желает выместить на группе раненых немцев всю накопившуюся боль и горечь потерь и лишений войны: «…солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами…Брызнули пули по снегу...Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями…» Солдат поступает бесчеловечно и бесчувственно, он не способен осознать, что перед ним обычные люди, также способные испытывать боль.
    Развивая сюжетную линию, автор обращается к следующему примеру. Он описывает поступок врача и санитара, которые стремятся помочь каждому раненому, не обращая внимания на то, немец он или русский, враг или друг: «Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты…Рябоватый…врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное…И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы…» Мы видим, что медики ведут себя по-настоящему благородно, они стремятся поддержать каждого, кто нуждается в их помощи, что говорит об их сострадании и сочувствии к каждому.
    Вышеприведенные мной примеры противопоставлены друг другу. С помощью них В. Астафьев показывает, что для солдата, начавшего стрельбу, враг – вовсе и не человек, в то время как для работающих врачей немцы – обычные люди.
    Писатель считает, что ЗПТ какой бы тяжелой и напряженной не ни была ситуация, сколько бы обиды и злости мы не ни испытывали к врагу, мы должны всегда проявлять сострадание и сочувствие к любому человеку, не обращая внимания на то, враг он или друг.
    Невозможно не согласиться с автором текста. Действительно, человечность всегда должна вставать на первое место, затмевая нашу гордость и жажду мести. В качестве доказательства своего мнения приведу пример из опыта моей семьи. Мой дедушка столкнулся со всеми тяготами и лишениями Великой Отечественной войны в юности. Однажды в лесу, в котором находилась его родная деревня, ему повстречался раненый немец. Как рассказывал мой дедушка, он был также очень юн и было видно, что ему невероятно тяжело, он был ранен. Мой дедушка сжалился над ним и привел в в избу, где он жил со своей мамой. Там они оказали ему необходимую помощь: перевязали раны, дали воды и еды. Через несколько дней, когда юноша немного окреп, он отблагодарил моего дедушку и его мать, сказав, что никогда не забудет их благородный поступок. Таким образом, мы можем убедиться, что человечность и сострадание, действительно, всегда должны руководить нашими поступками в любой ситуации.
    В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Астафьеву за возможность поразмышлять о проблеме сочувствия и сострадания на войне к врагу.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Обилие местоимений затрудняет восприятие смысла и обедняет речь.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Избавляйтесь от повторов, канцеляризмов, некорректного употребления местоимений.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: поучитесь вводить примеры лаконично, не уходите в пересказ. Тщательно проверяйте собственный текст на предмет ошибок.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку