Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи во благо

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
29.04.2021 13:00:24
Автор: Лиза Мецгер

       Может ли существовать ложь во благо или любая ложь – это аморально? Над этой проблемой размышляет в предложенном для анализа тексте А. Куприн.
    В центре внимания автора фигурирует история Ивана Семенюты, который теряет работу, вследствие чего еле-еле сводит концы с концами, претерпевает крайнюю бедность и лишения. Однако у главного героя есть тайна – свое положение он держит в строжайшем секрете от своей матери, не желая расстраивать её, в то время как она скрывает от Семенюты то, что давно все поняла.
    В качестве первого примера автор приводит позицию главного героя текста. Иван Семенюта намеренно редко и лишь по вечерам навещает мать, копит деньги для того, чтобы прийти к ней не с пустыми руками для того, чтобы не огорчать её: «…он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин…начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук,…Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери.» Мы видим, что герой привык отказывать себе во всех благах и радостях лишь для того, чтобы навестить мать в лучшем виде, избавив её от волнений и беспокойств.
    Развивая сюжетную линию, автор описывает поведение матери главного героя. Она прекрасно понимает, что её сын обманывает её, однако также и осознает, что делает он это не из собственной гордости или желания произвести на неё впечатление, а лишь из боязни расстроить и разочаровать её: «…никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. Это острое место всегда будет осторожно обходиться. Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.» Мы видим, что и Иван Семенюта в свою очередь также никогда не подаст виду, что догадывается о том, что его маме давно уже все известно. Этим примером автор показывает, что столь, казалось бы, нелепая и ненужная обоюдная ложь на самом деле и является основой отношений Ивана Семенюты и его матери. Каждый из них обманывает, исходя лишь из благих и благородных намерений.
    А. Куприн считает, что ложь во благо порой бывает крайне необходима.
    Я не могу согласиться с автором. Я уверена, что никакой обман нельзя назвать благородным и достойным. Любые человеческие отношения должны основываться на правде и взаимном доверии. В качестве доказательства своей позиции приведу пример из моего жизненного опыта. Однажды моя знакомая узнала, что вынуждена будет уехать из России и переехать в Англию на постоянное проживание. Она ужасно не хотела расстраивать меня и поэтому решила это утаить, объявив об этой новости перед самым отъездом. В итоге мы продолжали общаться с ней следующие полгода, в то время как я ничего не подозревала. Когда она все же решила уведомить меня о своих планах, мне стало невероятно обидно и грустно, что она не рассказала об этом сразу. Ведь в таком случае мы проводили бы с ней гораздо больше времени, я бы свыклась и смирилась с этим фактом. Но когда я осознала, что на следующий день она улетает и мы не увидимся еще, возможно, очень долго, я была просто поражена. Таким образом, я могу с уверенностью утверждать, что лжи во благо не существует, а есть только обман – безнравственный и низкий.
    В заключение мне хотелось бы сказать, что я благодарна А. Куприну за возможность задуматься о проблеме лжи во благо.

Количество слов - 565

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Лиза!

Про объемные цитаты вы, наверное, уже поняли.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (поведение Ивана) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (поведение матери) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами НЕ определена, НЕ проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: см. К 10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Мы видим, что и Иван Семенюта в свою очередь также никогда не подаст виду, что догадывается о том, что его маме давно уже все известно.
В данном случае это вводное сочетание, т.к. можно заменить сочетанием "со своей стороны".

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Иван Семенюта намеренно редко и лишь по вечерам навещает мать, копит деньги для того, чтобы прийти к ней не с пустыми руками для того, чтобы не огорчать её: «…он путём многих
Дублирование конструкций - нарушение в построении сложноподчиненного предложения.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Однако у главного героя есть тайна – свое положение он держит в строжайшем секрете от своей матери, не желая расстраивать её, в то время как она скрывает от Семенюты то, что давно все поняла.
Если можно избежать употребления слова "свой" - надо это сделать.
Она прекрасно понимает, что её сын обманывает её, однако также и осознает, что делает он это не из собственной гордости или желания произвести на неё впечатление
лишнее местоимение
Каждый из них обманывает, исходя лишь из благих и благородных намерений.
тавтология

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи в комментарии проблемы. Лиза, вы пишете хорошо, но слишком стараетесь витиевато выражаться, отсюда ошибки, предусмотреть которые очень трудно вам. Поэтому мой совет: написав сочинение, отредактируйте его в сторону упрощения. Так ошибок будет меньше, а баллов больше. Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку