Запомни!
Нет удвоенных согласных в словах:
гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.Почему человек врёт?
-
Текст: А. Куприн. Святая ложь
1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.
(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.
(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.
(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.
− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.
− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.
− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.
− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.
(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».
(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.
(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...
(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.
(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.
− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!
(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.
(По А. И. Куприну*)
*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
Отвечая на этот вопрос, А. Куприн рассказывает об Иване Семенюте, который "живёт дикой, болезненной и страшной жизнью". "Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол". И только четыре раза в год герой может позволить себе сходить в баню, к цирюльнику и купить сладость для матери. Семенюта говорит ей, что занимает высокую должность, находится в хороших взаимоотношениях с коллегами, сможет скоро перевезти её к себе. Конечно, это все неправда. Главный герой лжет, ради того, чтобы его мать не волновалась и была спокойной за него. Читатель понимает: беспокойство за близких людей часто становится причиной, побуждающей человека на вранье.
Также автор повествует о маме Семенюты. Она понимает, что сын говорит неправду, но скрывает это. Героиня молча выслушивает фантазии Ивана, "только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее". Мать верит в будущий успех сына, в то, что все его "сказки" станут реальностью. А даже если нет, старушка никогда и не подумает упрекнуть, потому что любит Ивана. Так автор указывает на то, что поводом для обмана может послужить то, что человек попытается не обидеть или не расстроить другого, дорожит чувствами близкого.
Эти примеры дополняют друг друга. Человек может прибегать ко лжи как ради того, чтобы успокоить близкого, так и ради того, чтобы не обидеть его.
Авторская позиция такова: личность врет, потому что думает не только о себе, но и о других, родных ему людях.
Я полностью согласна с мнением А. Куприна. В произведении Достоевского "Преступление и наказание" Раскольников не мог рассказать сестре и матери о совершенном им убийстве, потому что знал: мать может не выдержать этой новости. И даже тогда, когда главный герой отбывал наказание, всё держалась в секрете, чтобы не расстраивать пожилую женщину.
В заключение хочу сказать, что человек врёт, потому что боится за чувства дорогих ему людей.
Здравствуйте, Надежда!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 (поведение Ивана) в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 (поведение матери) указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, НЕ проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Также автор повествует о маме Семенюты. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Ошибки: см. К 10
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
Главный герой лжет, ради того, чтобы его мать не волновалась и была спокойной за него. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Главный герой лжет, ради того, чтобы его мать не волновалась и была спокойной за него. |
Читатель понимает: беспокойство за близких людей часто становится причиной, побуждающей человека на вранье. |
И даже тогда, когда главный герой отбывал наказание, всё держалась в секрете, чтобы не расстраивать пожилую женщину. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
Авторская позиция такова: личность врет, потому что думает не только о себе, но и о других, родных ему людях. |
Личное местоимение ЕМУ ни с чем не соотносится.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи. Удачи!