Запомни!
"Проблема нравственного долга"
-
Текст: А. Беляев. Чайки садятся на воду
(1)Было это давно уже, что-то году в сорок девятом, не позже. (2)Меня в первый раз пригласили в мореходное училище поработать в приемной комиссии; я капитаном уже плавал тогда.
(3)Ну, сидим мы, значит, в комиссии, заседаем каждый день, личные дела поступающих изучаем, разговариваем о том, о сем… (4)И вот подошла очередь Кузьмы Куроптева. (5)Смотрю я на его экзаменационный лист, а там одни пятерки. (6)И вдруг слышу, завуч — он председателем комиссии был —горестно говорит: «Вот, пожалуйста, одни пятерки у парня, а принять не сможем: росточек-то – сто сорок два сантиметра, а по положению нужно не меньше ста пятидесяти».
(7)Входит в кабинет Кузьма Куроптев. (8)Вошел, степенно поклонился, неторопливо сделал три шага и встал навытяжку перед столом комиссии. (9)На вид ему никак не больше тринадцати лет было, хотя по документам значилось полных пятнадцать. (10)Одет очень бедно: рваные ботиночки из брезента, заштопанная рубашка и изношенные донельзя брючки. (11)С виду совсем ребенок, личико такое худющее-прехудющее, только глаза смотрели не по годам серьезно.
(12)Он стоял, весь вытянувшись в струнку, изо всех сил стараясь казаться выше. (13)И светились в его глазах такое ожидание, такая надежда…
(14)Завуч вздохнул и развел руками.
— (15)Вот, брат, какое дело, экзамены ты сдал на пятерки, да не можем мы принять тебя – рост маловат.
(16)Кузьма долго молчал, а потом тихо так заговорил.
— (17)Откуда же росту быть — одну картошку дома ели… (18)А тут, в училище, я бы быстро вырос, тут ведь хорошо кормят… (19)Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны. (20)На училище одна надежда была. (21)Я буду очень стараться. (22)Примите, пожалуйста.
(23)Комиссия тогда раскололась: с одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался: серьезный, упорный, умный. (24)Вспомнил я Филиппа Тимофеевича, как он меня, несмышленыша, под крыло свое брал, учил, в люди выводил… (25)Эх, думаю, если не вступлюсь за парня – стыдно мне будет перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича, и никогда не прощу я себе, если не помогу сейчас парню… (26)Спорили долго, до хрипоты. (27)Все-таки решили сделать исключение. (28)Позвали парня, объявили ему решение. (29)Он вспыхнул и выбежал.
(30)Взял я его на заметку, переписывался с ним, летом к себе на судно брал, у нас он часто живал здесь. (31)Учился Кузьма отлично. (32)Всерьез занялся спортом — на лыжах ходил, на коньках бегал, а уж гимнастикой увлекался до того, что первое место по городу держал…
(33)А в последнюю практику плавал он на учебном корабле. (34)И случилась у них в рейсе авария очень серьезная. (35)В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение. (36)Вы представляете — в раскаленную топку лезть? (37)А Кузьма полез. (38)Ожоги сильные получил, но исправил все, что надо.
(39)Как-то сидели мы здесь, за этим столом, и я спросил его, что, мол, тебя заставило лезть в топку? (40)А Кузьма ответил: «Что там попусту говорить, надо ведь кому-то было, а я все же спортсмен, не я, так другой полез бы».
(41)Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. (42)Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать. (43)И не хочет уходить с сейнера, хотя ему предлагали на большом пароходе должность. (44)Не хочет...
По А.А. Беляеву
Беляев Альберт Андреевич (род. 1928 г.) – советский и российский писатель, журналист и литературовед. Доктор филологических наук.
Комментируя данную проблему, обратимся к предложениям 41-44. В этих предложениях говорится о том, что Кузьма Куроптев не подвел рассказчика. Он отлично закончил мореходное училище и сейчас «дорос» до должности механика. Автор обращает внимание читателя на следующую деталь: Кузьме Куроптеву предлагают должность на большом пароходе, но он не соглашается и продолжает работать на обычном сейнере. Этим Альберт Андреевич хотел показать, что Кузьма верен своему наставнику, который помог ему попасть в училище. Он готов работать с ним долгое время, несмотря на то что есть возможность устроиться на работу лучше.
Далее стоит отметить, что и самого рассказчика, однажды точно также «взял под свое крыло» Филипп Тимофеевич. Кроме того, в предложении 25 мы замечаем, что повествователь верен своему учителю и объясняется что, если «не вступится за парня, то ему будет стыдно перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича». Этим автор хотел показать, что рассказчик не забывает своего наставника, который в него однажды поверил.
Пример того, как рассказчику помог обрести ценный опыт в учении Филипп Тимофеевич, стал следствием такой же помощи рассказчика для Кузьмы Куроптева.
Позиция автора ясна. Беляев Альберт Андреевич считает, что не нужно забывать тех, кто в нас поверил однажды, помог обрести ценный опыт. Мы должны быть верны своему делу и дать понять, что те, кто в нас однажды поверили – не ошиблись.
Я согласна с позицией автора. В детстве я была очень маленького роста, по сравнению с другими моими сверстниками, но я очень хотела заниматься баскетболом. Когда я, наконец, уговорила родителей записаться в секцию, меня не сразу взяли: мы обошли пять спортивных учреждений. В каждом слышали одно и тоже: «Вырастешь-приходи!». Но мое желание попасть в секцию было неумолимым: я знала «на зубок» все правила и играла очень даже неплохо, несмотря на свой рост. И вот, когда мы пришли в очередной спортзал, чтобы записаться на секцию, на меня посмотрела женщина и спросила «действительно ли я хочу заниматься баскетболом?» Я, конечно же ответила «Да!». Сама женщина была не высокого роста и после недолгого разговора с ней, я поняла, что она тоже хотела быть баскетболисткой, но в том, что у нее получится преуспеть в этом деле мало кто верил. Она сказала, что «видит по глазам» мою страсть к баскетболу и верит, что у меня все получится. И вот на сегодняшний день у меня более 35 победных соревнований за спиной. Я все также занимаюсь у своего первого тренера, хотя меня звали в другие клубы. Я верна своему делу и не забываю своего тренера-человека, который в меня однажды поверил.
Здравствуйте, Анна! Вы написали хорошее сочинение, верно определив проблему текста, проследив движение авторской мысли к ответу на поставленный проблемный вопрос. Приятно, что мало орфографических ошибок, но есть некоторые неточности и много пунктуационных, а также грамматических и речевых ошибок в вашей работе.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена неверно, не проанализирована.
Анна, вы неверно определили связь примеров:
Пример того, как рассказчику помог обрести ценный опыт в учении Филипп Тимофеевич, стал следствием такой же помощи рассказчика для Кузьмы Куроптева. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но не стоит писать" позиция автора ясна": в художественном произведении она всегда скрыта, не на поверхности. Лучше об этом сказать мягко: "Полагаю, что мысль автора можно выразить так:..."
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Обоснование неплохое, но очень пространное. Не следует писать так много - ищите способы передать мысли точно, но кратко, иначе вы рискуете допустить больше ошибок.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балла.
Ошибки: выше я указала, в чем состоит логическая ошибка.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла.
Ошибки: Из-за обилия речевых ошибок балл снижается.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балла.
Ошибки: 3
Анна, у вас в целом очень грамотная речь, а это большая редкость, но ошибки все-таки есть:
Но мое желание попасть в секцию было неумолимым: я знала «на зубок» все правила и играла очень даже неплохо, несмотря на свой рост. |
Я все также занимаюсь у своего первого тренера, хотя меня звали в другие клубы. |
Далее стоит отметить, что и самого рассказчика, однажды точно также «взял под свое крыло» Филипп Тимофеевич |
В каждом слышали одно и тоже: «Вырастешь-приходи!» |
То же (частицу ЖЕ можно опустить). Раздельное написание.
Я верна своему делу и не забываю своего тренера-человека, который в меня однажды поверил. |
Не засчитываю как ошибку, так как, написав текст от руки, вы вряд ли не оставите пробелов между словами.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 балла.
Ошибки: 11
1) лишняя запятая
Далее стоит отметить, что и самого рассказчика, однажды точно также «взял под свое крыло» Филипп Тимофеевич. |
Кроме того, в предложении 25 мы замечаем, что повествователь верен своему учителю и объясняется ЗПТ что, если «не вступится за парня, то ему будет стыдно перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича». |
Мы должны быть верны своему делу и дать понять, что те, кто в нас однажды поверили – не ошиблись. |
Когда я, наконец, уговорила родителей записаться в секцию, меня не сразу взяли: мы обошли пять спортивных учреждений. |
И вот, когда мы пришли в очередной спортзал, чтобы записаться на секцию, на меня посмотрела женщина и спросила «действительно ли я хочу заниматься баскетболом?» |
Я, конечно же ответила «Да!». |
Сама женщина была не высокого роста ЗПТ1 и после недолгого разговора с ней, я поняла, что она тоже хотела быть баскетболисткой, но в том, что у нее получится преуспеть в этом деле ЗПТ2 мало кто верил. |
Но мое желание попасть в секцию было неумолимым: я знала «на зубок» все правила и играла очень даже неплохо, несмотря на свой рост. |
К9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 балла.
Ошибки: 4
Кроме того, в предложении 25 мы замечаем, что повествователь верен своему учителю и объясняется что, если «не вступится за парня, то ему будет стыдно перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича». |
Пример того, как рассказчику помог обрести ценный опыт в учении Филипп Тимофеевич, стал следствием такой же помощи рассказчика для Кузьмы Куроптева. |
Мы должны быть верны своему делу и дать понять, что те, кто в нас однажды поверили – не ошиблись. |
И вот, когда мы пришли в очередной спортзал, чтобы записаться на секцию, на меня посмотрела женщина и спросила «действительно ли я хочу заниматься баскетболом?» |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 балла.
Ошибки: 10. Из-за обилия речевых ошибок вы теряете 1 балл и по К6.
Комментируя данную проблему, обратимся к предложениям 41-44. В этих предложениях говорится о том, что Кузьма Куроптев не подвел рассказчика. |
Он отлично закончил мореходное училище и сейчас «дорос» до должности механика. |
В этих предложениях говорится о том, что Кузьма Куроптев не подвел рассказчика. Он отлично закончил мореходное училище и сейчас «дорос» до должности механика. |
Он готов работать с ним долгое время, несмотря на то что есть возможность устроиться на работу лучше. |
Кроме того, в предложении 25 мы замечаем, что повествователь верен своему учителю и объясняется что, если «не вступится за парня, то ему будет стыдно перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича». |
Пример того, как рассказчику помог обрести ценный опыт в учении Филипп Тимофеевич, стал следствием такой же помощи рассказчика для Кузьмы Куроптева. |
Беляев Альберт Андреевич считает, что не нужно забывать тех, кто в нас поверил однажды, помог обрести ценный опыт. Мы должны быть верны своему делу и дать понять, что те, кто в нас однажды поверили – не ошиблись |
Дать понять - кому? Речевая недостаточность.
Когда я, наконец, уговорила родителей записаться в секцию, меня не сразу взяли: мы обошли пять спортивных учреждений. |
Я все также занимаюсь у своего первого тренера, хотя меня звали в другие клубы. Я верна своему делу и не забываю своего тренера-человека, который в меня однажды поверил. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет