Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Роль литературы в жизни человека
-
Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...
День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.
Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.
С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.
Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.
Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.
Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.
Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.
Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.
Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.
Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.
На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.
Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:
...Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.
(По В. О. Богомолову*)
*Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.
Размышляя над проблемой, автор описывает эпизод из жизни солдата. Герой любит поэзию и искренне восхищается ей. Находясь на войне, он находит книгу со стихотворениями С. А. Есенина. Солдата восхищают и завораживают произведения поэта, в текстах которых он ищет "подтверждение своим мыслям и желаниям". "Многие четверостишия я знал уже наизусть" - настолько часто герой-рассказчик обращался к сборнику. На этом примере мы видим, что литература, в частности поэзия, помогает человеку отвлечься от тягот жизни и найти ответы на тревожащие вопросы. Далее писатель обращает внимание читателя на впечатления солдата от найденной книги: описываемые поэтом реки, луга, поля "до боли напоминали исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась мать рассказчика и где прошло в основном его детство". Вызываемые чтением ассоциации поражают и удивляют героя: "... всё вокруг было удивительно созвучно стихам Есенина". Этот пример показывает, что поэзия умиротворяет читателей, позволяя им по-новому взглянуть на окружающую действительность и предаться воспоминаниям. Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять значимость литературы: она вдохновляет, помогает отвлечься от проблем, испытать массу новых эмоций.
Авторская позиция ясна. В. О. Богомолов считает, что чтение способно не только погрузить в иной мир, но и преобразовать взгляд на реальность.
Я согласна с мнением писателя и тоже думаю, что литература, будь то проза или поэзия, играет в жизни человека большую роль. Читая, мы развиваем свою душу, питаем ум и воображение. Для доказательства приведу пример из романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Тихая, скромная и робкая Татьяна Ларина живёт чтением книг. Литература открывают перед ней совершенно новый мир: отвлекаясь от действительности и испытывая бурю новых эмоций, девушка часто представляет себя героиней того или иного произведения, воображает о другой жизни.
Таким образом, обладающая множеством полезных свойств литература имеет огромное значение в жизни человека.
Здравствуйте, Ева!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована (сделана только попытка). Во-первых, нужно очень аккуратно использовать такой тип связи, как дополнение; во-вторых, если Вы пишете о дополнении, то делайте развёрнутый, аргументированный анализ связи (что делает один пример, что привносит другой пример и т.д.). Иначе балл/баллы Вы на экзамене не получите.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, но с речевой шероховатостью.
Авторская позиция ясна. В. О. Богомолов считает, что чтение способно не только погрузить в иной мир, но и преобразовать взгляд на реальность. |
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла
Ошибки: нет.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки: есть неточности в словоупотреблении.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибки: нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
Ошибки: нет.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
Литература открывают перед ней совершенно новый мир: отвлекаясь от действительности и испытывая бурю новых эмоций, девушка часто представляет себя героиней того или иного произведения, воображает о другой жизни. |
"Многие четверостишия я знал уже наизусть" - настолько часто герой-рассказчик обращался к сборнику. |
Предложение оформлено как прямая речь, но прямой речью не является: нет слов автора (отсутствуют глаголы говорения).
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла
Ошибки:
Литература открывают перед ней совершенно новый мир: отвлекаясь от действительности и испытывая бурю новых эмоций, девушка часто представляет себя героиней того или иного произведения, воображает о другой жизни. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет.
Общие рекомендации: следует усилить работу над связью между примерами и анализом связи в комментарии. Желаю удачи на ЕГЭ!