ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
Проблема поведения человека в критической ситуации.
-
Текст: А. Алексин. Запомни его лицо
(1)Высоко, на том Кавказском перевале, где была остановлена, отброшена и разгромлена отборная эсэсовская дивизия с сентиментальным именем «Эдельвейс», павшим героям воздвигнут памятник. (2) А на нём — фраза из моей повести: «Люди не должны жить минувшим горем... (3) Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить...»
(4) Не сотни, а тысячи читательских писем получил я за долгую жизнь. (5) Но письмо, сообщившее о памятнике в кавказских горах, мне дорого, пожалуй, как ни одно другое. (6)«Обязаны помнить...»
(7) ...— Главное, надо быть вместе, — сказала мама в одно обманчиво мягкое утро. (8)Сказала потому, что война, которая началась ровно месяц и один день назад, грозила нам скорой разлукой.
(9) Чтобы продолжить «мирную» жизнь, мы с мамой решили пойти в кино. (Ю)Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную, круглую площадь. (11)Она виделась мне огромной по-ляной, которую по ошибке залили асфальтом... (12)Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после сеанса выпускали не во двор, а в фойе. (13)Можно было уйти, а можно остаться на второй сеанс и на третий. (14)Случалось, я, смотавшись с уроков, не покидал дома на площади до того часа, когда мама возвращалась с работы. (15)«Неужели всё это было?» — думал я, слушая сводки Совинформбюро и не веря уже, что изобретательные детские шалости когда-то существовали.
(16)Мама решила развеселить меня — и повела на комедию. (17)Но до кассы мы не дошли... (18)Нас остановил вой воздушной тревоги. (19)Она немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье «зажигалок». (20)Они ударялись об асфальт посреди круглой площади.
(21) Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок.
(22) Полпереулка занимал серый массивный дом. (23)Всё в нём было основательным, неколебимым. (24)И барельефы на темы каких-то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (25)Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (26)Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (27)Встречались в ту пору такие... (28)На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (29)Бляха поменьше сияла на фуражке. (ЗО)Парадно пышные усы были цвета фартука — такие же белые, словно старательно выстиранные.
(31) — Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.
(32) - Но я с мальчиком! — сказала мама.
(33) — Где мальчик? — осведомился дворник.
(34) Мама подтолкнула меня вперёд. (35)Её характер перестал быть похожим на себя самого — она заметалась: — Вы не можете... не пустить! (36) Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках.
(37) - Его пустить... вы обязаны! (38)Если у вас есть дети...
(39) Мамин голос уже не был требовательным, повелительным. (40) Она умоляла. (41) Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (42)Мама накрыла руками мою голову. (43)На крышах надрывались зенитки.
(44)- Пустите... (45)Вы обязаны...
(46)- Детям не хватает места, — спокойно ответил дворник. (47)— А он у вас... (48)Какой же это ребёнок?
(49)- Послушайте... (50)Я прошу вас!
(51) - Не могу. (52) - Вы человек?!
(53) В мамином голосе была ненависть. (54)И мольба... (55)Но дворник не обратил на это внимания.
(56)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (57)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (58)Мама всё время пыталась прикрыть меня — руками, плащом, даже сумкой.
(59) Гильзы сыпались с крыш...
(60) Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище.
(61) Часа через три объявили отбой.
(62) Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты скорой помощи. (63)Из подвала, на котором было написано «Бомбоубежище», выносили детей и женщин. (64)Они были с головой укрыты байковыми одеялами, хотя вечер выдался тёплый. (65)«Прямое попадание!» — услышали мы.
(бб)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (67)3десь был его пост... (68)Он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище. (69)И сам не спустился, не спрятался. (70) Разве он знал, что бомбоубежище превратится в могилу? (71)Фартук был смят и забрызган кровью.
(72)Фуражка валялась возле носилок... (73)Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище... (74)Но и сам не спустился.
(75)— Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама.
(76)— Он спас нам жизнь
Автор раскрывает проблему на примере истории, произошедшей в военное время. Чтобы продолжить «мирную» жизнь, рассказчик идет в кино со своей мамой, однако военная тревога, оповещавшая о начале бомбардировки, разрушила их планы. Мать пытается уберечь сына от бомб самыми бесполезными методами, прикрывая его рукой, плащом и сумкой. Она надеется, что её ребенок сможет спастись в бомбоубежище, но выясняется, что он слишком взрослый для попадания туда, так как более маленьким детям не хватает места. Несмотря на это, женщина пытается добиться попадания её сына в бомбоубежище, умоляя об этом дворника. Данный пример показывает, что в данной ситуации женщина пытается спасти своего сына, руководствуясь не нормами военного времени, а исключительно своим материнским инстинктом.
Противоположное поведение демонстрирует дворник, стоявший на проходе в бомбоубежище. Он ведет себя спокойно и рассудительно. Дворник пропускает женщин с маленькими детьми, но не поддается на уговоры и мольбу матери рассказчика. Он не заходит в бомбоубежище, хотя никто не мог ему в этом помешать, а позже погибает от бомбы, упавшей рядом с ним. Действия героя показывают, что в экстренной ситуации для него важнее всего честно и согласно правилам выполнить свой профессиональный долг, даже если придется пожертвовать своей же жизнью.
Противопоставляя оба примера, писатель даёт читателям возможность оценить разное поведение героев, попавших в экстренную ситуацию.
Позиция А. Алексина понятна: в критической ситуации человек должен следовать строго определённым правилам, так как именно такое поведение – ключ к спасению человеческих жизней.
Я согласен с позицией автора: несоблюдение строгих норм поведения в экстренных случаях может привести к непоправимым последствиям. Чтобы подтвердить свою точку зрения, я хочу обратиться к примерам из истории. В тысяча девятьсот восемьдесят девятом году в Англии во время футбольного матча произошла давка, повлекшая за собой гибель девяноста шести человек. Причиной столь большого количества жертв стало неграмотное и недобросовестное поведение полиции и стюардов, ответственных за безопасность на матче. Таким образом, несоблюдение правил урегулирования ситуации привело к трагедии.
Итак, прочитав текст А. Алексина, я могу сделать вывод о том, что каждый человек в независимости от возраста должен знать правила поведения в различных критических ситуациях, чтобы суметь избежать неприятных последствий .
Здравствуйте, Алексей!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов.
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Однако Вы увлеклись пересказом. Он отмечен лиловым цветом. Сам по себе пересказ в комментарии не нужен - мы должны лаконично ввести пример, сжато, а не подробно пересказав эпизод, а далее проанализировать его в аспекте проблемы. Именно этому структурному элементу комментария стоит уделить внимание. У вас пояснение чересчур короткое. Помните, что если комментарий у вас будет вообще в виде пересказа, то такой комментарий обнулят.
Автор раскрывает проблему на примере истории, произошедшей в военное время. Чтобы продолжить «мирную» жизнь, рассказчик идет в кино со своей мамой, однако военная тревога, оповещавшая о начале бомбардировки, разрушила их планы. Мать пытается уберечь сына от бомб самыми бесполезными методами, прикрывая его рукой, плащом и сумкой. Она надеется, что её ребенок сможет спастись в бомбоубежище, но выясняется, что он слишком взрослый для попадания туда, так как более маленьким детям не хватает места. Несмотря на это, женщина пытается добиться попадания её сына в бомбоубежище, умоляя об этом дворника. Данный пример показывает, что в данной ситуации женщина пытается спасти своего сына, руководствуясь не нормами военного времени, а исключительно своим материнским инстинктом. |
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована не достаточно глубоко. Необходимо развести два примера, подытожить их, а затем объединить, т.е. показать, зачем автору такая взаимосвязь.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл.
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
Ошибки:
Чтобы подтвердить свою точку зрения, я хочу обратиться к примерам из истории. В тысяча девятьсот восемьдесят девятом году в Англии во время футбольного матча произошла давка, повлекшая за собой гибель девяноста шести человек. Причиной столь большого количества жертв стало неграмотное и недобросовестное поведение полиции и стюардов, ответственных за безопасность на матче. Таким образом, несоблюдение правил урегулирования ситуации привело к трагедии. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Снят балл из-за потери балла по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Итак, прочитав текст А. Алексина, я могу сделать вывод о том, что каждый человек в независимости от возраста должен знать правила поведения в различных критических ситуациях, чтобы суметь избежать неприятных последствий . |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
Чтобы продолжить «мирную» жизнь, рассказчик идет в кино со своей мамой, однако военная тревога, оповещавшая о начале бомбардировки, разрушила их планы. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Мать пытается уберечь сына от бомб самыми бесполезными методами, прикрывая его рукой, плащом и сумкой. Она надеется, что её ребенок сможет спастись в бомбоубежище, но выясняется, что он слишком взрослый для попадания туда, так как более маленьким детям не хватает места. |
Шероховатость отмечена лиловым цветом. Лучше: слишком взрослый для того, чтобы укрыться в бомбоубежище.
Она надеется, что её ребенок сможет спастись в бомбоубежище, но выясняется, что он слишком взрослый для попадания туда, так как более маленьким детям не хватает места. Несмотря на это, женщина пытается добиться попадания её сына в бомбоубежище, умоляя об этом дворника. |
Данный пример показывает, что в данной ситуации женщина пытается спасти своего сына, руководствуясь не нормами военного времени, а исключительно своим материнским инстинктом. |
4) Своим - плеоназм.
Противоположное поведение демонстрирует дворник, стоявший на проходе в бомбоубежище. Он ведет себя спокойно и рассудительно. |
Действия героя показывают, что в экстренной ситуации для него важнее всего честно и согласно правилам выполнить свой профессиональный долг, даже если придется пожертвовать своей же жизнью. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом взаимосвязи и речью. Удачи!