Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема человечности

  • Текст: А. Чехов. Рассказ старшего садовника (отрывок)

    (1) Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры, — сказал Михаил Карлович, садовник графа N. — (2) Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. (3) Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. (4) Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?

    (5) Мысль хорошая, — сказал я.

    (6) Но это не новая мысль. (7) Помнится, когда-то очень давно я слышал даже легендуна эту тему, — сказал садовник и улыбнулся. — (8) Мне рассказывала её моя покойная бабушка.

    (9) Мы попросили его рассказать эту легенду.

    (10) В одном маленьком городке, — начал он, — поселился пожилой, одинокий и некрасивый господин по фамилии Томсон или Вильсон, — ну это всё равно. (11) Дело не в фамилии. (12) Профессия у него была благородная: он лечил людей. (13) Жители города были очень рады, что Бог наконец послал им человека, умеющего лечить болезни, и гордились, что в их городе живёт такой замечательный человек. (14) «Он знает всё», — говорили про него.

    (15) Но этого было недостаточно. (16) Надо было ещё говорить: «Он любит всех!» (17) В груди этого учёного человека билось чудное, ангельское сердце. (18) Ведь жители города были для него чужие, не родные, но он любил их, как детей, и не жалел для них своей жизни. (19) У него самого была чахотка, он кашлял, но, когда его звали к больному, забывал про свою болезнь, не щадил себя и, задыхаясь, взбирался на горы, как бы высоки они ни были. (20) Он пренебрегал зноем и холодом, презирал голод и жажду. (21) Денег он не брал, и, странное дело, когда умирал пациент, то доктор шёл вместе с родственниками за гробом и плакал.

    (22) Признательность жителей не имела границ. (23) В городке и его окрестностях не было человека, который позволил бы себе не только сделать ему что-нибудь неприятное, но даже подумать об этом.

    (24) И вот этот человек, который, казалось, своею святостью оградил себя от всего злого, доброжелателями которого считались даже разбойники и бешеные, однажды был найден в овраге убитым. (25) Можете же представить себе теперь ту скорбь, какая овладела жителями города и окрестностей. (26) Все в отчаянии, не веря своим глазам, спрашивали себя: кто мог убить этого человека? (27) Судьи, которые проводили следствие, сказали так: «Здесь мы имеем все признаки убийства, НО так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора, то, очевидно, убийства тут нет и совокупность признаков является только простою случайностью. (28) Нужно предположить, что доктор в потёмках сам упал в овраг и ушибся до смерти».

    (29) Но вдруг, можете себе представить, случай наводит на убийцу. (30) Увидели, как один шалопай, уже много раз судимый, пропивал в кабаке табакерку и часы, принадлежавшие доктору. (31) Когда стали его уличать, он смутился и сказал какую-то очевидную ложь. (32) Сделали у него обыск и нашли рубаху с окровавленными рукавами и докторский ланцет в золотой оправе. (33) Каких же ещё нужно улик? (34) Злодея посадили в тюрьму. (35) Жители возмущались и в то же время говорили: Невероятно! (36) Не может быть! (37) Смотрите, как бы не вышло ошибки; ведь случается, что улики говорят неправду! (38) На суде убийца упорно отрицал свою вину. (39) Всё говорило против него, и убедиться в его виновности было так же нетрудно, как в том, что земля чёрная, но судьи точно с ума сошли: они по десяти раз взвешивали каждую улику, недоверчиво посматривали на свидетелей, краснели, пили воду...

    (40) Обвиняемый! — наконец обратился главный судья к убийце. — (41) Суд признал тебя виновным в убийстве доктора такого-то и приговорил тебя к...

    (42) Главный судья хотел сказать: «к смертной казни», но выронил из рук бумагу, на которой был написан приговор, вытер холодный пот и закричал:

    Нет! (43) Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но, клянусь, подсудимый не виноват! (44) Я не допускаю мысли, что мог найтись такой человек, который осмелился бы убить нашего доктора! (45) Человек не способен пасть так низко!

    (46) Да, нет такого человека, — согласились прочие судьи.

    (47) Нет! — откликнулась толпа. — (48) Отпустите его!

    (49) Убийцу отпустили на все четыре стороны, и ни одна душа не упрекнула судей в несправедливости.

    (50) Пусть оправдательный приговор принесёт жителям городка вред, но зато, посудите, какое благотворное влияние имела на них эта вера в человека, вера, которая ведь не остаётся мёртвой: она воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека. (51) Каждого!

    (По А. П. Чехову)

22.04.2021 11:57:27
Автор: Никита Тарасов

   Как надо относиться к людям? Над этим вопросом заставляет нас задуматься А. П. Чехов, поднимая проблему человечности.
   Раскрывая эту проблему, автор обращается к истории из жизни героя.
   А. П. Чехов пишет: «В груди этого учёного человека билось чудное, ангельское сердце. Ведь жители города были для него чужие, не родные, но он любил их, как детей, и не жалел для них своей жизни». Этот пример свидетельствует о том, что людям надо помогать, вне зависимости от того, насколько человек тебе близок.
   Также автор акцентирует внимание на отношении доктора к пациентам: «Денег он не брал, и, странное дело, когда умирал пациент, то доктор шёл вместе с родственниками за гробом и плакал». Эти слова убеждают в том, что человечность проявляется в искренней и безвозмездной помощи людям.
   Оба примера, дополняя друг друга, дают понять, что именно человечность – одно из самых важных качеств человека. Если каждый человек будет помогать другим людям, то жить станет гораздо легче.
   А. П. Чехов считает, что человечность преобладает над всеми другими качествами человека, что именно она побуждает нас любить и уважать каждого человека.
   Я согласен с позицией автора. Действительно, человечность является одним из важнейших человеческих качеств. Каждый человек должен помогать и выручать другого человека, если тот нуждается в помощи. В качестве аргумента собственной позиции приведу цитату великого полководца А. В. Суворова: «Сам погибай, а товарища выручай». Эта цитата точно описывает то, как надо относиться к людям.
   В заключение хотелось бы подчеркнуть, что людей надо любить и уважать. Люди должны помогать друг другу, выручать в трудных ситуациях.  
Количество слов - 255

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Никита!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Ошибка в формулировке проблемы посредством конструкции с родительным падежом:

Над этим вопросом заставляет нас задуматься А. П. Чехов, поднимая проблему человечности.
Правильно: проблему проявления человечности.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 (образ доктора) в сочинении указан, крайне скупо пояснен.

Пример 2 (образ доктора) указан, пояснен. Но это не второй пример, а тот же самый - продолжение первого. Вы просто разбили один пример на два. Но баллы ставятся за анализ двух РАЗНЫХ примеров. Второй пример не засчитан.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

А. П. Чехов считает, что человечность преобладает над всеми другими качествами человека, что именно она побуждает нас любить и уважать каждого человека.
Чехов ничего подобного в тексте не говорит, из подтекста это тоже не следует. Текст вообще не об этом! Вы зацепились за первое понятное слово и подумали, что вокруг него сможете выстроить проблемное рассуждение. Но для нормального комментария требуется хотя бы минимальный анализ текста. У вас пока лишь попутка анализа, но эта попытка, к сожалению, провалилась.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Балл обнуляется из-за неверно определенной позиции автора.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Также автор акцентирует внимание на отношении доктора к пациентам:
Начинать абзац со слова "также" нельзя.

Логической ошибкой является непоследовательное построение комментария: непонятно, о каких героях идет речь.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: см. К 10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Эта цитата точно описывает то, как надо относиться к людям.
Ошибка в построении сложного предложения.
Действительно, человечность является одним из важнейших человеческих качеств. Каждый человек должен помогать и выручать другого человека, если тот нуждается в помощи.
Нарушение в конструкции с однородными членами.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

А. П. Чехов считает, что человечность преобладает над всеми другими качествами человека, что именно она побуждает нас любить и уважать каждого человека.
Действительно, человечность является одним из важнейших человеческих качеств. Каждый человек должен помогать и выручать другого человека, если тот нуждается в помощи.
У слова "человечность" множество синонимов: милосердие, доброта, сострадание...
В качестве аргумента собственной позиции
аргумент позиции - неверное сочетание. Правильно: доказательство позиции, аргумент в защиту позиции.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом исходного текста. Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку