ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема исторической памяти

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
21.04.2021 14:38:25
Автор: София Федоринова

    Многим людям дороги их воспоминания. Каждый человек хранит свою память, ведь она дает человеку возможность осознавать, что происходило в прошлом и задумываться, как поступать в будущем. Память бывает разной. Люди помнят, что происходило у них на учёбе, во время работы, как складывались их отношения с семьёй и друзьями. Все эти воспоминания важны для человека. Существует также и историческая память. Человек вспоминает события из прошлого, касающиеся не только его самого и его окружения, но и остальных людей его страны и всего мира. Какие чувства вызывает данный вид памяти? Ответ на этот вопрос можно найти в тексте В. П. Катаева.
    Автор текста вспоминает, как не привычно и болезненно для него было отсутствие памятника Александру Пушкина на Тверском Бульваре.  Не только автора беспокоило это. Знаменитый поэт Владимир Маяковский писал, что привык к этому памятнику. Еще заменили нравящийся многим памятник Николаю Гоголю на большую, бездушную статую, что ранило чувство горожанина. Многие были огорчены тем, что эти замечательные изваяние остались только в их исторической памяти.
    Катаев продолжает свой рассказ тем, что спустя множество лет, автор побывал в местности, на которой некогда располагался Водопьяный переулок. Ныне его не существует, как и библиотека имени Тургенева, булочная, междугородная переговорная. Это тоже не доставило удовольствия автору. Он ощутил непомерную пустоту, она пробуждала его мысли о прошлом, о Москве, которую он когда-то знал.
Из вышесказанного можно понять, что историческая память пробуждает в человеке эмоции, которые заставляют задуматься о том, что было хорошего в прошлом, и каким является настоящее.
    Автор говорит нам о том, что наша память о прошедших днях создаёт незримую связь с нашей родиной, напоминает о том, что у нас есть дом- место, в котором каждый из нас начинал свою жизнь.
    Соглашаюсь с мнением автора, ведь наша родина- фундамент, на котором вырастает личность. Воспоминания о родине трогают человеческие чувства и изменения, происходящие на территории родины, не отнимают у нас чувства того, что всё-таки дом у нас есть. Для обоснования позиции приведу пример из своей жизни. Четыре года назад я переехала из города, с которым у меня связано множество воспоминаний. Когда в прошлом году мы с семьёй навестили этот город, меня настигла тоска, так как город очень изменился за несколько лет, но память об этом месте дарит мне чувство наличия моего родного дома.
    В заключение хочется выразить надежду на то, что люди всегда будут сохранять историческую память, которая связывает людей одного города, государства, планеты и не будут забывать о том, что где-то всегда существует их дом.
Количество слов - 396

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, София!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Вот как выглядит проблемный вопрос с вашем сочинении:

Какие чувства вызывает данный вид памяти?
Этот вопрос совершенно непонятный: о каком виде памяти идет речь? Как может вид памяти вызывать чувства? Я ставлю вам 1 балл только из-за того, что вы употребили ключевое слово "память". Но советую потренироваться в формулировке проблемного вопроса: он должен быть кратким, понятным, содержащим нравственный аспект.

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 (исчезновение памятника Пушкину) в сочинении указан, не пояснен.

Пример 2 (исчезновение Водопьяного переулка) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

В позиции автора нет ответа на поставленный проблемный вопрос.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Балл обнуляется из-за неверно определенной позиции автора.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Это тоже не доставило удовольствия автору.
Непонятно, что именно автору не доставило удовольствия. Указательное местоимение ни на что не указывает - логическая ошибка.
Соглашаюсь с мнением автора, ведь наша родина- фундамент, на котором вырастает личность.
Автор ничего не говорил ни о каком фундаменте. Смысл вашего рассуждения нарушен.
Вы во второй части сочинения перешли на совершенно другую тему - стали рассуждать о родине, о доме. Это логическая ошибка - подмена темы рассуждения.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: указаны в К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Автор текста вспоминает, как не привычно и болезненно для него было отсутствие памятника Александру Пушкина на Тверском Бульваре.
правильно: непривычно.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Катаев продолжает свой рассказ тем, что спустя множество лет, автор побывал в местности, на которой некогда располагался Водопьяный переулок.
Лишняя запятая.
Из вышесказанного можно понять, что историческая память пробуждает в человеке эмоции, которые заставляют задуматься о том, что было хорошего в прошлом, и каким является настоящее.
Лишняя запятая.
Воспоминания о родине трогают человеческие чувства ЗПТ и изменения, происходящие на территории родины, не отнимают у нас чувства того, что всё-таки дом у нас есть.
Пропущена запятая на границе грамматических основ.
В заключение хочется выразить надежду на то, что люди всегда будут сохранять историческую память, которая связывает людей одного города, государства, планеты ЗПТ и не будут забывать о том, что где-то всегда существует их дом.
Пропущена запятая после придаточной части.

K9 - Соблюдение грамматических норм: +0 баллов.

Ошибки:

Автор текста вспоминает, как не привычно и болезненно для него было отсутствие памятника Александру Пушкина на Тверском Бульваре.
правильно: памятника Александру ПушкинУ
Многие были огорчены тем, что эти замечательные изваяние остались только в их исторической памяти.
Нарушение согласования. Правильно: эти замечательные изваяниЯ
Катаев продолжает свой рассказ тем, что спустя множество лет, автор побывал в местности, на которой некогда располагался Водопьяный переулок.
Нарушение в построении сложного предложения. Получается: продолжает тем, что побывал. Эти слова не согласуются друг с другом по смыслу.
Ныне его не существует, как и библиотека имени Тургенева, булочная, междугородная переговорная.
Нарушение в построении предложения с однородными членами. Правильно: Ныне его не существует, как и библиотекИ имени Тургенева, булочнОЙ, междугороднОЙ переговорнОЙ.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Каждый человек хранит свою память, ведь она дает человеку возможность осознавать
Несочетаемость. Вероятно, вы перепутали слова "память" и "воспоминания", т.к. именно воспоминания можно хранить.
Еще заменили нравящийся многим памятник Николаю Гоголю на большую, бездушную статую, что ранило чувство горожанина.
Непонятно, о каком чувстве какого горожанина идет речь. Возможно, вы имели в виду "чувствА горожаН".
Многие были огорчены тем, что эти замечательные изваяние остались только в их исторической памяти.
Историческая память не может быть чьей-то. Она общая. Местоимение "их" употреблено некорректно.
Из вышесказанного можно понять, что историческая память пробуждает в человеке эмоции, которые заставляют задуматься о том, что было хорошего в прошлом, и каким является настоящее.
Предложение настолько многословно и сумбурно по смыслу, что из него ничего нельзя понять.
Воспоминания о родине трогают человеческие чувства и изменения, происходящие на территории родины, не отнимают у нас чувства того, что всё-таки дом у нас есть.
Повторы, смысл фразы опять ускользает.
но память об этом месте дарит мне чувство наличия моего родного дома.
Несочетаемость.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, над логикой рассуждения. Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 10

Возврат к списку