Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Проблема важности сохранения памятников культуры
-
Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.
(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.
(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.
(5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».
(6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.
(7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!
(15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.
(18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь
на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.
(21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.
(33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
Автор рассуждает об изменениях, затронувших внешний облик Москвы за последние годы. Он с ужасом понимает, что город стал просто неузнаваем, утратил былое величие, атмосферу старины, словно опустел.
В качестве первого примера писатель выделяет тот факт, что сегодня памятники многих деятелей культуры подлежат перестановке и даже уничтожению. В. Катаев упоминает особенно огорчающие его изменения, произошедшие с памятниками А. С. Пушкину и Н. В. Гоголю: «До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь…Привыкли…также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура…так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря…Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. Незримая всевластная рука переставляла памятники…Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева…Память разрушается, как старый город.» Этим примером писатель показывает, что памятники величайшим деятелем искусства способны таить в себе необъяснимую загадку и придавать городским пейзажам атмосферу глубины и оживленности, а при их легкомысленной перестановке или уничтожении город опустевает и утрачивает свою неповторимую энергетику.
В качестве следующего примера автор приводит общие впечатления об изменившемся облике Москвы, которыми делится с читателем рассказчик. В его глазах город настолько поменялся, что стал для него чужим, холодным и бесчувственным: «…какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. Его не было. Он исчез…Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его…Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться…Пустота казалась мне незаконной, противоестественной…всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой..» Необъяснимую тоску, потерянность и отстраненность от родного пейзажа ощущает рассказчик. С помощью данного примера В. Катаев показывает, как могут сказываться изменения, затрагивающие памятники культуры, архитектуру города, на восприятии человеком всего города в целом.
Вышеприведенные примеры являются дополнением друг друга. Рассказчик ведет повествование от конкретных деталей, не устраивающих его в изменении внешнего вида города, до общих эмоций и чувств, которые они у него вызывают.
В. Катаев считает, что памятники культуры необходимо беречь и сохранять, ведь именно так город не теряет свою тайну и атмосферу.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, мы должны ценить архитектуру и другие памятники культурной старины, ведь именно они создают неповторимый портрет каждого города. В качестве доказательства своей мысли приведу в пример Суздаль, который моя семья посетила этим летом. Его пейзажи остаются с течением времени практически неизменными. Старинные соборы, храмы, дома там тщательно оберегаются, реставрируются и охраняются. Именно поэтому Суздаль сохраняет свой неповторимый портрет, неповторимую энергетику и настроение.
В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Катаеву за возможность поразмышлять о проблеме важности сохранения культурного наследия каждого города.
Здравствуйте, Лиза!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан; правда, цитата непомерно велика. Пояснение, приведённое после примера (цитаты), не соответствует содержанию цитаты и смыслу текста. Катаев ничего не говорит ни о загадке, ни об энергетике. В качестве пояснения примера засчитано предложение перед цитатой, где содержится мысль о том, что автора огорчают наблюдаемые им изменения в облике города (памятники переставляются и уничтожаются).
Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, хотя последние слова о тайне и атмосфере не совсем точно отражают идею автора. В тексте говорится, что люди болезненно воспринимают разрушение исторического облика города, им трудно примириться с этим явлением. Именно поэтому следует сохранять памятники культуры.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Лиза, нельзя использовать в сочинении настолько громоздкие цитаты. В задании 27 сказано, что следует избегать чрезмерного цитирования. Кроме того, вы нарушаете правила цитирования. Первая цитата захватывает 4 абзаца исходного текста, а структуру цитируемого текста необходимо сохранять. При пропуске целых предложений и абзацев недостаточно показывать купюры (пропуски) только многоточием. Для примера вполне хватило бы первого предложения приведённой вами цитаты о памятнике Пушкину. Про памятник Гоголю можно было написать своими словами или вообще не упоминать о нём.
Сказанное выше относится и ко второй цитате. Помимо этого, вследствие некорректного сокращения цитаты вы исказили смысл предложения:
Пустота казалась мне незаконной, противоестественной…всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой.. |
Кроме того, обратите внимание на абзацное членение вашего текста:
Автор рассуждает об изменениях, затронувших внешний облик Москвы за последние годы. Он с ужасом понимает, что город стал просто неузнаваем, утратил былое величие, атмосферу старины, словно опустел. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Ошибки:
В качестве следующего примера автор приводит общие впечатления об изменившемся облике Москвы, которыми делится с читателем рассказчик. |
Рассказчик ведет повествование от конкретных деталей, не устраивающих его в изменении внешнего вида города, до общих эмоций и чувств, которые они у него вызывают. |
"от... деталей... до... эмоций". Детали внешнего вида города и эмоции - это несопоставимые понятия.
В вашей речи много неточностей. Как могут быть "детали в изменении", "общие эмоции и чувства"? Вы, вероятно, имели в виду эмоции по поводу общих изменений?
Вашу мысль можно было сформулировать, например, так: "Рассказчик вначале описывает свои эмоции по поводу частичных перемен в облике города, а затем делится впечатлением от глобального изменения городского пространства".
В качестве доказательства своей мысли приведу в пример Суздаль, который моя семья посетила этим летом. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Описка:
Этим примером писатель показывает, что памятники величайшим деятелем искусства способны таить в себе необъяснимую загадку и придавать городским пейзажам атмосферу глубины и оживленности, а при их легкомысленной перестановке или уничтожении город опустевает и утрачивает свою неповторимую энергетику. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
Ошибка:
…Память разрушается, как старый город.» |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибка:
В качестве первого примера писатель выделяет тот факт, что сегодня памятники многих деятелей культуры подлежат перестановке и даже уничтожению. |
Хочу отметить, что в остальных случаях употребления слова "памятник" в вашей работе управление зависимым словом построено верно.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Над этой проблемой размышляет В. Катаев в предоставленном для анализа тексте. |
В качестве первого примера писатель выделяет тот факт, что сегодня памятники многих деятелей культуры подлежат перестановке и даже уничтожению. |
"Подлежат" - неверный выбор слова, т.к. подразумевает событие в будущем. О событии, происходящем в настоящее время, следовало написать "подвергаются".
Этим примером писатель показывает, что памятники величайшим деятелем искусства способны таить в себе необъяснимую загадку и придавать городским пейзажам атмосферу глубины и оживленности, а при их легкомысленной перестановке или уничтожении город опустевает и утрачивает свою неповторимую энергетику. |
В его глазах город настолько поменялся, что стал для него чужим, холодным и бесчувственным: «…какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок... |
Ещё ошибки в этом предложении:
Город не может поменяться "в чьих-то глазах". Нарушение лексической сочетаемости.
"Поменялся" - неправильный выбор слова. "Поменяться" - это "произвести обмен". Следовало написать: "город настолько изменился".
Необъяснимую тоску, потерянность и отстраненность от родного пейзажа ощущает рассказчик. |
"Отстранённость от пейзажа" - нарушение лексической сочетаемости.
С помощью данного примера В. Катаев показывает, как могут сказываться изменения, затрагивающие памятники культуры, архитектуру города, на восприятии человеком всего города в целом. |
Вместо слова "архитектура" следовало использовать. например, словосочетание "архитектурные объекты".
Повтор слова "город".
Действительно, мы должны ценить архитектуру и другие памятники культурной старины, ведь именно они создают неповторимый портрет каждого города. |
Именно поэтому Суздаль сохраняет свой неповторимый портрет, неповторимую энергетику и настроение. |
Старинные соборы, храмы, дома там тщательно оберегаются, реставрируются и охраняются. Именно поэтому Суздаль сохраняет свой неповторимый портрет, неповторимую энергетику и настроение. |
В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Катаеву за возможность поразмышлять о проблеме важности сохранения культурного наследия каждого города. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов
Ошибки:
В его глазах город настолько поменялся, что стал для него чужим, холодным и бесчувственным. |
Общие рекомендации: вам, Лиза, следует усилить работу над точностью речи, а также научиться выбирать из текста небольшие цитаты, подтверждающие ваш анализ текста.