Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема влияния войны на жизнь человека

  • Текст: П. Ерашов. Женщина на войне

    (1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготовка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции.

    (3)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать было некуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, было нечего — кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, после перенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила.

    (7)И вот он, бой. (8)Танк, в котором они находились, мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье. (9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» — думала она. (10)Хотя её дело было не наводить пушку, а подавать снаряды. (11)Тужливо рыча, машины настырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, жара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработанными газами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смотровую щель.

    (12) Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилось для неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколочными снарядами. (15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла ещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Она только слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

    (19) И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутренность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлыми угарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения.

    (20) Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед за ним.

    (21)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без посторонней помощи было не выбраться. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. (23)И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. (24)В этот момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. (25)«Всё, — подумала Катя, — сейчас конец».

    (26) Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни...

    (27) Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот... (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов остановились — было девять часов двадцать минут.

    (29) Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага — командиром танка.

     

    (по В.П. Ерашову*)

     

    *Валентин Петрович Ерашов (1927-1999) — русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.


20.04.2021 22:04:54
Автор: Александра Березина

  Как война влияет на жизнь человека? Именно эта проблема находится в центре внимания П. Ерашова.
   Размышляя над этим вопросом, автор рассказывает нам о первом настоящем бое Кати. Мы видим, как накануне все пишут письма близким, кроме Кати. Ей «писать было некуда: все родные погибли». Война забрала самое ценное, что было у девушки и теперь ей нечего терять, кроме собственной жизни, но и её, к сожалению, Катя «уже мало ценила». Мы понимаем, что мировосприятие, отношение к жизни Кати, которая ощутила настоящий страх и боль, меняются. Далее П.Ерашов, чтобы показать, что такое тяжелое морально и физически время сильно влияет на каждого человека, отмечает внутреннее состояние Кати во время обстрела: «Даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни…». Мы видим, что Катя изменилась, стала бесстрашной, благодаря чему смогла выжить. Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, как сильно война влияет на жизнь людей.  
   Автор считает, что война сильно меняет человека. Ощутив ужас войны, люди начинают иначе воспринимать окружающий мир,
    Я согласна с мнением автора. Война - трагедия. Она рвёт судьбы людей, рушит семьи. Она жестока и беспощадна. Война заставляет задуматься, переосмыслить многие вещи. Невольно вспоминаю Андрея Соколова, героя произведения "Судьба человека" М. Шолохова. Война отняла у героя всё: семью, дом и веру в светлое будущее, но его волевой характер не дал ему сломаться. А встреча с осиротевшим мальчишкой наполняет его жизнь новым смыслом. Андрей меняется, учится жить. Мне кажется, что война заставила Андрея Соколова по-новому взглянуть на мир, показала, насколько он хрупок. Наш герой начинает по-другому относиться к жизненным ситуациям, искать утешение и радость в обычных вещах.
     Прочитав текст П. Ерашова, я получила от автора щедрый урок смелости, самопожертвования  и поняла, что война сильно влияет на жизнь человека, ведь даже спустя долгие годы невозможно забыть боль и страх, с которыми людям пришлось столкнуться.
Количество слов - 315

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Александра!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально, поверхностно. Необходимо сжато указать на каждый пример и продемонстрировать, что привносит один, а что другой, как именно они друг друга дополняют, зачем автору такая взаимосвязь.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не совсем корректно. Посудите сами.

Автор считает, что война сильно меняет человека. Ощутив ужас войны, люди начинают иначе воспринимать окружающий мир,
Мне не хватило глубины мысли. Что значит иначе воспринимать? Пишите более развернуто. Засчитываю К3 с натяжкой.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но обоснование тезиса списано. По этой причине К4 обнулен.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

  Размышляя над этим вопросом, автор рассказывает нам о первом настоящем бое Кати. Мы видим, как накануне все пишут письма близким, кроме Кати. Ей «писать было некуда: все родные погибли».
1) Логический провал. Непонятно, кто такая Катя и в каком бою она участвует. В начале комментария необходимо максимально подробно представить персонажа, о котором пойдет речь.
Далее П.Ерашов, чтобы показать, что такое тяжелое морально и физически время сильно влияет на каждого человека, отмечает внутреннее состояние Кати во время обстрела:
2) Указательное местоимение ни на что не указывает.
Мы видим, что Катя изменилась, стала бесстрашной, благодаря чему смогла выжить.
3) Несколько ложный вывод. Благодаря храбрости Катя спасла танк. Она не думала о спасении собственной жизни.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Снят балл из-за потери балла по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Война забрала самое ценное, что было у девушки НУЖНА ЗПТ и теперь ей нечего терять, кроме собственной жизни, но и её, к сожалению, Катя «уже мало ценила».
1) Не обособлено придаточное предложение.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Мы понимаем, что мировосприятие, отношение к жизни Кати, которая ощутила настоящий страх и боль, меняются.
1) Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.
Война отняла у героя всё: семью, дом и веру в светлое будущее, но его волевой характер не дал ему сломаться. А встреча с осиротевшим мальчишкой наполняет его жизнь новым смыслом.
2) Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Именно эта проблема находится в центре внимания П. Ерашова.
   Размышляя над этим вопросом, автор рассказывает нам о первом настоящем бое Кати.
1) Тавтология.

2) Нам - плеоназм.

Она рвёт судьбы людей, рушит семьи.
3) Несочетаемость.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл.

Андрей меняется, учится жить. Мне кажется, что война заставила Андрея Соколова по-новому взглянуть на мир, показала, насколько он хрупок. Наш герой начинает по-другому относиться к жизненным ситуациям, искать утешение и радость в обычных вещах.
Ни о чем таком М.Шолохов не пишет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом взаимосвязи, логикой и грамматикой. Не занимайтесь плагиатом. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку