Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какое влияние человечество оказывает на природу?

  • Текст: В. Арсеньев. Путешествие по тайге...

    (1)Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. (2)Сегодня – лес, завтра – лес, послезавтра – опять лес. (3)Ручьи, которые приходится переходить вброд, заросшие кустами, заваленные камнями, с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник, покрытый мхом, папоротники удивительно похожи друг на друга. (4)Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть близко перед собой, глаз утомляется и ищет простора. (5)Чувствуется какая-то неловкость в зрении, является непреодолимое желание смотреть вдаль.

    (6)Иногда среди тёмного леса вдруг появляется просвет. (7)Неопытный путник стремится туда и попадает в бурелом. (8)Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожарища, ветролома. (9)Не всегда бурелом можно обойти стороной.

    (10)Если поваленные деревья невелики, их перерубают топорами, если же дорогу преграждает большое дерево, его стёсывают с боков и сверху, чтобы дать возможность перешагнуть лошадям. (11)Всё это задерживает вьюки, и потому движение с конями по тайге всегда очень медленно.
    (12)Если идти по лесу без работы, то путешествие скоро надоедает. (13)Странствовать по тайге можно только при условии, если целый день занят работой. (14)Тогда не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями.

    (15)Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. (16)Когда он уходил, его защёчные мешки были туго набиты, когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пустой. (17)Меня эта картина очень заинтересовала. (18)Я подошёл ближе и стал наблюдать. (19)На колоднике лежали сухие грибки, корешки и орехи. (20)Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу ещё не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. (21)Но зачем? (22)Тогда я вспомнил рассказы Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. (23)Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит, а к вечеру уносит обратно в свою норку.

    (24)Первобытные девственные леса в большей части страны выгорели, и на смену им появились леса, состоящие из лиственницы, березы и осины. (25)Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения, туземцы отошли на север, и количество зверя в тайге сильно уменьшилось.

    (26)Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация. 

    (по В. Арсеньеву)


19.04.2021 20:12:08
Автор: Мария Тихая

Какое влияние оказывает человечество на природу? Над этим вопросом размышляет В.Арсеньев в предложенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, автор рассуждает о вреде, который причиняет человек окружающему миру: «поваленные деревья…перерубают топорами», большие же «стёсывают с боков и сверху, чтобы дать возможность перешагнуть лошадям», просвет в лесу может означать «место пожарища». Этот пример показывает, что вмешательство человека нередко становится причиной  разрушения растительного мира. Вырубка деревьев, лесные пожары –  яркие доказательства отрицательного влияния деятельности людей.

Далее В.Арсеньев обращает внимание на изменения, произошедшие в лесу: «там, где раньше ревел тигр, нынче свистит паровоз, где были редкие жилища …звероловов, появились…селения», «и количество зверя в тайге сильно уменьшилось». Пример свидетельствует о том, что окружающий мир претерпевает перемены, связанные со снижением числа некоторых растений и животных. Привычная среда обитания сменяется той, которая удобна для проживания человека.

Использование примеров-иллюстраций, дополняющих друг друга, позволяет понять отрицательное воздействие общества на природное богатство. Постоянно сменяющийся под воздействием человека лес теряет не только многообразие видов, но и свою оригинальность.

Авторская позиция понятна: человечество оказывает на природу губительное влияние. Цивилизация безвозвратно меняет биоценоз, ведёт к уничтожению как растительного, так и животного мира, вследствие чего природа утрачивает свою оригинальность и значимость для людей.

Я разделяю мнение писателя и тоже считаю, что человек негативно воздействует на природу, разрушает её богатство. Вспоминаю рассказ Н.Телешова «Белая цапля», в котором показано уничтожение редких животных, отличающихся невероятной красотой.  Белые цапли подверглись безжалостному истреблению ради свадебного наряда.  Когда героиня осознала непоправимый урон, которой она нанесла природе, было уже поздно.

Прочитав текст, я сделала вывод о губительном влиянии людей на окружающий мир. На мой взгляд, обществу следует изменить своё отношение к растительности и животным, только тогда будущие поколения смогут увидеть оригинальный и неповторимый природный мир, который есть сейчас.
Количество слов - 284

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Мария!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Мария, поскольку у вас сильное сочинение, позволю себе немного придраться к анализу взаимосвязи.

Использование примеров-иллюстраций, дополняющих друг друга, позволяет понять отрицательное воздействие общества на природное богатство. Постоянно сменяющийся под воздействием человека лес теряет не только многообразие видов, но и свою оригинальность.
На мой взгляд, оформление анализа взаимосвязи нельзя назвать удачным. Вы пишете: "использование примеров" - а кто их использует? Автор? Или вы? Создается какая-то смысловая неопределенность. Если это вы (о чем свидетельствуют слова "позволяет понять"), то как именно вы их используете? Рекомендую изменить клише.
Анализ взаимосвязи лучше делать более детальным, разграничивая примеры. подытоживая эпизоды, четче показывая роль способа связи.

Далее - слово "сменяющийся" употреблено некорректно. Сменяться можно ЧЕМ-то (тьма, сменяющаяся светом). В вашем контексте уместнее паронимы "изменяющийся" или "меняющийся". Это речевая ошибка.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Далее В.Арсеньев обращает внимание на изменения, произошедшие в лесу: «там, где раньше ревел тигр, нынче свистит паровоз, где были редкие жилища …звероловов, появились…селения», «и количество зверя в тайге сильно уменьшилось».
Цитата должна начинаться с большой буквы.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Цивилизация безвозвратно меняет биоценоз, ведёт к уничтожению как растительного, так и животного мира, вследствие чего природа утрачивает свою оригинальность и значимость для людей.
Здесь наблюдается двусмысленность: можно понять из ваших слов, что под воздействием цивилизации природа утрачивает значимость для людей, то есть становится для людей менее значимой. Но это не так! Природа по-прежнему значима для людей, но люди этого не понимают.
Балл снижаю не из-за этой ошибки, а из-за указанной в К2.
Я разделяю мнение писателя и тоже считаю, что человек негативно воздействует на природу, разрушает её богатство.
Лучше: уничтожает богатство

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи. Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку