Запомни!
Проблема важности предоставления человеку шанса проявить себя
-
Текст: А. Беляев. Чайки садятся на воду
(1)Было это давно уже, что-то году в сорок девятом, не позже. (2)Меня в первый раз пригласили в мореходное училище поработать в приемной комиссии; я капитаном уже плавал тогда.
(3)Ну, сидим мы, значит, в комиссии, заседаем каждый день, личные дела поступающих изучаем, разговариваем о том, о сем… (4)И вот подошла очередь Кузьмы Куроптева. (5)Смотрю я на его экзаменационный лист, а там одни пятерки. (6)И вдруг слышу, завуч — он председателем комиссии был —горестно говорит: «Вот, пожалуйста, одни пятерки у парня, а принять не сможем: росточек-то – сто сорок два сантиметра, а по положению нужно не меньше ста пятидесяти».
(7)Входит в кабинет Кузьма Куроптев. (8)Вошел, степенно поклонился, неторопливо сделал три шага и встал навытяжку перед столом комиссии. (9)На вид ему никак не больше тринадцати лет было, хотя по документам значилось полных пятнадцать. (10)Одет очень бедно: рваные ботиночки из брезента, заштопанная рубашка и изношенные донельзя брючки. (11)С виду совсем ребенок, личико такое худющее-прехудющее, только глаза смотрели не по годам серьезно.
(12)Он стоял, весь вытянувшись в струнку, изо всех сил стараясь казаться выше. (13)И светились в его глазах такое ожидание, такая надежда…
(14)Завуч вздохнул и развел руками.
— (15)Вот, брат, какое дело, экзамены ты сдал на пятерки, да не можем мы принять тебя – рост маловат.
(16)Кузьма долго молчал, а потом тихо так заговорил.
— (17)Откуда же росту быть — одну картошку дома ели… (18)А тут, в училище, я бы быстро вырос, тут ведь хорошо кормят… (19)Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны. (20)На училище одна надежда была. (21)Я буду очень стараться. (22)Примите, пожалуйста.
(23)Комиссия тогда раскололась: с одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался: серьезный, упорный, умный. (24)Вспомнил я Филиппа Тимофеевича, как он меня, несмышленыша, под крыло свое брал, учил, в люди выводил… (25)Эх, думаю, если не вступлюсь за парня – стыдно мне будет перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича, и никогда не прощу я себе, если не помогу сейчас парню… (26)Спорили долго, до хрипоты. (27)Все-таки решили сделать исключение. (28)Позвали парня, объявили ему решение. (29)Он вспыхнул и выбежал.
(30)Взял я его на заметку, переписывался с ним, летом к себе на судно брал, у нас он часто живал здесь. (31)Учился Кузьма отлично. (32)Всерьез занялся спортом — на лыжах ходил, на коньках бегал, а уж гимнастикой увлекался до того, что первое место по городу держал…
(33)А в последнюю практику плавал он на учебном корабле. (34)И случилась у них в рейсе авария очень серьезная. (35)В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение. (36)Вы представляете — в раскаленную топку лезть? (37)А Кузьма полез. (38)Ожоги сильные получил, но исправил все, что надо.
(39)Как-то сидели мы здесь, за этим столом, и я спросил его, что, мол, тебя заставило лезть в топку? (40)А Кузьма ответил: «Что там попусту говорить, надо ведь кому-то было, а я все же спортсмен, не я, так другой полез бы».
(41)Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. (42)Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать. (43)И не хочет уходить с сейнера, хотя ему предлагали на большом пароходе должность. (44)Не хочет...
По А.А. Беляеву
Беляев Альберт Андреевич (род. 1928 г.) – советский и российский писатель, журналист и литературовед. Доктор филологических наук.
В центре внимания писателя фигурирует история главного героя фрагмента, Кузьмы Куроптева, который несмотря на недостаточно высокий рост поступает в морское училище и впоследствии проявляет себя не только как выдающийся ученик, но и как настоящий герой.
В качестве первого примера автор приводит решение приемной комиссии сжалиться над героем, закрыть глаза на его несоответствие требованиям приёма и взять его в морское училище. История своего детства, которую рассказывает комиссии Куроптев, трогает их, заставляет дать ему возможность проявить себя: «Откуда же росту быть — одну картошку дома ели… А тут, в училище, я бы быстро вырос, тут ведь хорошо кормят… Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны…Комиссия тогда раскололась: с одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался…» Целеустремленность Кузьмы восхищает комиссию, заставляет нарушить установленные правила приема. Этим примером автор показывает, что порой рамки могут быть нарушены ради того, чтобы дать человеку шанс и возможность изменить свою жизнь.
Развивая сюжетную линию, автор повествует о множестве успехов и достижений главного героя в училище, а также его по-настоящему геройский поступок: «Учился Кузьма отлично…А в последнюю практику плавал он на учебном корабле. И случилась у них в рейсе авария очень серьезная. В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение…А Кузьма полез. Ожоги сильные получил, но исправил все, что надо.» Таким образом, автор подчеркивает, что именно благодаря предоставленному шансу Кузьма Куроптев сумел проявить себя и достичь желаемых высот.
Здесь один пример является следствием другого. Автору важно показать, что успех главного героя оказался результатом решения комиссии нарушить установленные правила приема и взять его в училище.
А. Беляев считает, что человеку необходимо давать шанс, если это может кардинально поменять его жизнь в лучшую сторону, предоставить ему простор для исполнения его мечт и целей.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Я уверена, что порой, даже переступив через рамки и правила, необходимо идти навстречу людям, нуждающимся в нашей помощи, и давать им возможность проявить себя. Вспоминается история, которую мне рассказала моя знакомая. С самого детства она мечтала поступить в музыкальную школу и развиваться в сфере музыки. Однако её долго не брали, так как музыкальный слух у неё отсутствовал. Несмотря на это она не опускала руки и подавала заявление на поступление вновь и вновь, каждый год. Наконец директор одной музыкальной школы решил дать ей шанс испытать себя и не ошибся. Благодаря предоставленной возможности моя знакомая вскоре стала одной из лучших учениц школы и вскоре стала выступать в крупных концертных залах. Сейчас она работает в сфере музыки и благодарит директора той музыкальной школы за предоставленный шанс.
В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна А. Беляеву за возможность поразмышлять о проблеме важности предоставления человеку шанса.
Здравствуйте, Лиза! Благодарю Вас за глубокое, интересное сочинение! Мне оно очень понравилось! Радуют работы, написанные вдумчиво! К сожалению, Лиза, вы потеряли баллы за пунктуацию и речь. Пожалуйста, обязательно исправьте ошибки и постарайтесь их больше не допускать!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
У Вас выразительная речь, синтаксические конструкции разнообразные, но, к сожалению, я вынуждена снять балл по К6 из-за потери балла по К10. Работайте над К10!
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.
Ошибки:
В центре внимания писателя фигурирует история главного героя фрагмента, Кузьмы Куроптева, который НУЖНА ЗПТ несмотря на недостаточно высокий рост НУЖНА ЗПТ поступает в морское училище и впоследствии проявляет себя не только как выдающийся ученик, но и как настоящий герой. |
«Откуда же росту быть — одну картошку дома ели… А тут, в училище, я бы быстро вырос, тут ведь хорошо кормят… Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны <…> Комиссия тогда раскололась: с одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался…» ТОЧКА |
Развивая сюжетную линию, автор повествует о множестве успехов и достижений главного героя в училище, а также его по-настоящему геройский поступок: «Учился Кузьма отлично < … > А в последнюю практику плавал он на учебном корабле. И случилась у них в рейсе авария очень серьезная. В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение <…> А Кузьма полез. Ожоги сильные получил, но исправил все, что надо.» ТОЧКА ЗДЕСЬ |
2) Точку ставим после кавычек.
Несмотря на это НУЖНА ЗПТ она не опускала руки и подавала заявление на поступление вновь и вновь, каждый год. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
Ошибки:
Здесь один пример является следствием другого. |
А. Беляев считает, что человеку необходимо давать шанс, если это может кардинально поменять его жизнь в лучшую сторону, предоставить ему простор для исполнения его мечт и целей. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Нужно ли, порой переступая через правила и рамки, давать человеку шанс? |
В центре внимания писателя фигурирует история главного героя фрагмента, Кузьмы Куроптева, который несмотря на недостаточно высокий рост поступает в морское училище и впоследствии проявляет себя не только как выдающийся ученик, но и как настоящий герой. |
1. Быть, присутствовать где-л., принимая в чём-л. участие, действуя в качестве кого-л. Ф. в суде в качестве свидетеля. Я не привык ф. в роли просителя.
2. Называться, упоминаться где-л. Эти лица не фигурируют в списке. Ф. в протоколе.
Все -таки в сочинении лучше использовать другой синонимичный глагол - находится. А можно вместо "фигурирует" поставить тире и сделать неполное предложение. Так стиль рассуждения будет более плавным.
В качестве первого примера автор приводит решение приемной комиссии сжалиться над героем, закрыть глаза на его несоответствие требованиям приёма и взять его в морское училище. |
А. Беляев считает, что человеку необходимо давать шанс, если это может кардинально поменять его жизнь в лучшую сторону, предоставить ему простор для исполнения его мечт и целей. |
С самого детства она мечтала поступить в музыкальную школу и развиваться в сфере музыки. Однако её долго не брали, так как музыкальный слух у неё отсутствовал. |
Благодаря предоставленной возможности моя знакомая вскоре стала одной из лучших учениц школы и вскоре стала выступать в крупных концертных залах. Сейчас она работает в сфере музыки и благодарит директора той музыкальной школы за предоставленный шанс. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: сократить объем цитат, Лиза, обратите внимание на ошибки и недочеты, чтобы на ЕГЭ получить максимальный балл за сочинение! Удачи! У Вас все обязательно получится!