Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема влияния природы на человека

  • Текст: В. Арсеньев. Путешествие по тайге...

    (1)Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. (2)Сегодня – лес, завтра – лес, послезавтра – опять лес. (3)Ручьи, которые приходится переходить вброд, заросшие кустами, заваленные камнями, с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник, покрытый мхом, папоротники удивительно похожи друг на друга. (4)Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть близко перед собой, глаз утомляется и ищет простора. (5)Чувствуется какая-то неловкость в зрении, является непреодолимое желание смотреть вдаль.

    (6)Иногда среди тёмного леса вдруг появляется просвет. (7)Неопытный путник стремится туда и попадает в бурелом. (8)Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожарища, ветролома. (9)Не всегда бурелом можно обойти стороной.

    (10)Если поваленные деревья невелики, их перерубают топорами, если же дорогу преграждает большое дерево, его стёсывают с боков и сверху, чтобы дать возможность перешагнуть лошадям. (11)Всё это задерживает вьюки, и потому движение с конями по тайге всегда очень медленно.
    (12)Если идти по лесу без работы, то путешествие скоро надоедает. (13)Странствовать по тайге можно только при условии, если целый день занят работой. (14)Тогда не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями.

    (15)Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. (16)Когда он уходил, его защёчные мешки были туго набиты, когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пустой. (17)Меня эта картина очень заинтересовала. (18)Я подошёл ближе и стал наблюдать. (19)На колоднике лежали сухие грибки, корешки и орехи. (20)Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу ещё не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. (21)Но зачем? (22)Тогда я вспомнил рассказы Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. (23)Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит, а к вечеру уносит обратно в свою норку.

    (24)Первобытные девственные леса в большей части страны выгорели, и на смену им появились леса, состоящие из лиственницы, березы и осины. (25)Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения, туземцы отошли на север, и количество зверя в тайге сильно уменьшилось.

    (26)Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация. 

    (по В. Арсеньеву)


18.04.2021 22:31:57
Автор: Настя Кабакова

Как природа влияет на человека? Этот вопрос находится в центре внимания В.Арсеньева в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над проблемой влияния природы на людей, автор описывает особенности прогулки по лесу. Он пишет, что "странствовать по тайге можно только при условии, если целый день занят работой", потому что именно тогда "не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды". Автор отмечает, что такие путешествия дают человеку ненадолго забыть о плохом, насладиться природой. Этот пример показывает, что бесцельные прогулки по лесу не могут принести такого же удовольствия, как странствование по нему с определённой целью.

Далее Арсеньев пишет о бурундуке, который "постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой". Героя, от лица которого ведётся повествование, "эта картина очень заинтересовала". Наблюдая за природой, он размышляет о значении процессов, происходящих в ней, рассуждает о них. Этот пример показывает, что прогулки на природе развивают в человеке наблюдательность, заставляют задуматься о том, на что раньше он не обращал внимания.

Оба примера дополняют друг друга, показывая, что природа положительно влияет на человека. Гуляя по лесу, люди освобождаются от мыслей, которые волнуют их, наслаждаются окружающим их миром.

О влиянии природы на человека пишет Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Главный герой произведения, Андрей Болконский, проезжая мимо дуба, размышляет о своей жизни. Автор показывает, что, видя «оживление» дуба, Андрей тоже «возрождается». Наблюдение природы вселяет в него надежду на светлое будущее.

Проанализировав текст, я пришла к выводу, что природа помогает человеку справится с внутренними переживаниями, отвлечься от забот и невзгод, вдохновляет на новые свершения.
Количество слов - 251

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Настя!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Однако Вы достаточно слабо ввели первый пример. Нужно показать, что рассказчику скучно, что однообразие его утомило. Вы же сделали акцент на его предположении о том, что если чем-то занят, путешествуя по тайге, то тогда будет интересно. Однако рассказчик ничем не занят, он просто бредет по лесу. Вот о чем первый пример.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована неверно. В тексте четкий контраст между примерами, но Вы это не обнаружили.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов.

Позиция автора относительно поставленной проблемы не определена.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

К4 обнулен из-за потери балла по К3.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Проанализировав текст, я пришла к выводу, что природа помогает человеку справится с внутренними переживаниями, отвлечься от забот и невзгод, вдохновляет на новые свершения.
1) Ложный вывод, не вытекающий из сочинения. В тексте нет персонажей, борющихся с переживаниями и вдохновленных, благодаря природе, на поступки.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Снят балл из-за потери балла по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Проанализировав текст, я пришла к выводу, что природа помогает человеку справится с внутренними переживаниями, отвлечься от забот и невзгод, вдохновляет на новые свершения.
1) Верно: справиться.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Героя, от лица которого ведётся повествование, "эта картина очень заинтересовала". Наблюдая за природой, он размышляет о значении процессов, происходящих в ней, рассуждает о них.
1) Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

Наблюдение природы вселяет в него надежду на светлое будущее.
2) Нарушение управления. Верно: наблюдение за природой.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Размышляя над проблемой влияния природы на людей, автор описывает особенности прогулки по лесу. Он пишет, что "странствовать по тайге можно только при условии, если целый день занят работой", потому что именно тогда "не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды".
1) Некорректное употребление местоимения. При употреблении местоимения он (она, оно, они) помните, чтоэта часть речи обычно заменяет ближайшее предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Ошибка привела к искажению смысла.
Гуляя по лесу, люди освобождаются от мыслей, которые волнуют их, наслаждаются окружающим их миром.
2) Та же самая ошибка и здесь.
Автор отмечает, что такие путешествия дают человеку ненадолго забыть о плохом, насладиться природой.
Шероховатость. Лучше: помогают, позволяют.
Проанализировав текст, я пришла к выводу, что природа помогает человеку справится с внутренними переживаниями, отвлечься от забот и невзгод, вдохновляет на новые свершения.
3) Неоправданное употребление слова высокого стиля.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, грамматикой и речью. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку