Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема воздействия природы на человека

  • Текст: В. Арсеньев. Путешествие по тайге...

    (1)Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. (2)Сегодня – лес, завтра – лес, послезавтра – опять лес. (3)Ручьи, которые приходится переходить вброд, заросшие кустами, заваленные камнями, с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник, покрытый мхом, папоротники удивительно похожи друг на друга. (4)Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть близко перед собой, глаз утомляется и ищет простора. (5)Чувствуется какая-то неловкость в зрении, является непреодолимое желание смотреть вдаль.

    (6)Иногда среди тёмного леса вдруг появляется просвет. (7)Неопытный путник стремится туда и попадает в бурелом. (8)Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожарища, ветролома. (9)Не всегда бурелом можно обойти стороной.

    (10)Если поваленные деревья невелики, их перерубают топорами, если же дорогу преграждает большое дерево, его стёсывают с боков и сверху, чтобы дать возможность перешагнуть лошадям. (11)Всё это задерживает вьюки, и потому движение с конями по тайге всегда очень медленно.
    (12)Если идти по лесу без работы, то путешествие скоро надоедает. (13)Странствовать по тайге можно только при условии, если целый день занят работой. (14)Тогда не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями.

    (15)Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. (16)Когда он уходил, его защёчные мешки были туго набиты, когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пустой. (17)Меня эта картина очень заинтересовала. (18)Я подошёл ближе и стал наблюдать. (19)На колоднике лежали сухие грибки, корешки и орехи. (20)Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу ещё не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. (21)Но зачем? (22)Тогда я вспомнил рассказы Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. (23)Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит, а к вечеру уносит обратно в свою норку.

    (24)Первобытные девственные леса в большей части страны выгорели, и на смену им появились леса, состоящие из лиственницы, березы и осины. (25)Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения, туземцы отошли на север, и количество зверя в тайге сильно уменьшилось.

    (26)Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация. 

    (по В. Арсеньеву)


18.04.2021 17:52:56
Автор: Валерия Твердова

Как природа воздействует на человека? Именно этот вопрос находится во внимании В. Арсеньева в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме воздействия природа на человека, рассказчик ведёт речь о том, что если ходишь «по лесу без работы», то такое «путешествие скоро надоедает». Странствовать по тайге возможно только, если «целый день занят». «Тогда не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями», - говорит рассказчик. Этот пример позволяет понять, что природа помогает успокоить людей, так как лес способен отвлечь человека от внешних проблем, которые возникают у него. Далее рассказчик описывает эпизод встречи с бурундуком. Он замечает, что животное «постоянно возвращается к одному и тому же месту», каждый раз унося что-то с собой. «Меня эта картина очень заинтересовала», - говорит рассказчик, подойдя ближе, для наблюдения за бурундуком. Эпизод показывает, что природа, воздействуя на человека, помогает людям найти что-то удивительное для себя, побуждая раскрывать тайны окружающей среды.

Оба примера дополняют друг друга. Они дают читателю понять, что природа является главной частью в жизни людей, так как играет важную роль в развитие самого человека, воздействуя на него положительно.

Авторская позиция мне понятна. В. Арсеньев считает, что воздействие окружающей среды на человека происходит с помощью присутствия природы в жизни людей, так как она влияет на личность, формируя её.  

Я согласна с позицией автора. Я считаю, что природа влияет на человека благотворно, так как она даёт нравственные силы. Так, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», когда раненый в Аустерлицком сражении Андрей Болконский, лёжа на спине, видит перед собой бесконечное небо с медленно плывущими облаками. Герой понимает о том, что мечты о его славе по сравнению с красотой природы были ложными.

Прочитав текст, можно сделать вывод, что окружающая среда влияет на человека положительно, играя ключевую роль в жизни людей.
Количество слов - 287

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Валерия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 балла.

Пример 1 в сочинении указан, пояснение не зачтено. Из первого эпизода ясно, что рассказчику скучно идти по лесу, однообразие утомляет. Ни от каких проблем природа героя -повествователя не отвлекает. Об этом вообще ничего не сказано в тексте.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована неверно. Посудите сами.

Оба примера дополняют друг друга. Они дают читателю понять, что природа является главной частью в жизни людей, так как играет важную роль в развитие самого человека, воздействуя на него положительно.
Такой вывод не вытекает из иллюстраций. Они противопоставлены. Контраст примеров помогает увидеть, что природа, сначала кажущаяся рассказчику скучной, на самом деле таит в себе много тайн и загадок. Как только человек внимательно присмотрится к природе, он увидит ее с другой стороны.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

В. Арсеньев считает, что воздействие окружающей среды на человека происходит с помощью присутствия природы в жизни людей, так как она влияет на личность, формируя её.  
1) В тексте мы не видим формирование личности рассказчика. Он просто увидел красоту природы, постиг ее тайны. Ваша мысль о том, что природа воздействует присутствием в жизни человека, абсурдна.
Прочитав текст, можно сделать вывод, что окружающая среда влияет на человека положительно, играя ключевую роль в жизни людей.
2) Дублирование мыслей. Вы об этом писали уже. К тому же в тексте ничего не сказано о том, что природа сыграла большую роль в жизни рассказчика.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Снят балл из-за потери балла по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Они дают читателю понять, что природа является главной частью в жизни людей, так как играет важную роль в развитие самого человека, воздействуя на него положительно.
1) Верно: в развитии.
Так, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», когда раненый в Аустерлицком сражении Андрей Болконский, лёжа на спине, видит перед собой бесконечное небо с медленно плывущими облаками.
2) Верно: раненный.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Странствовать по тайге возможно ЗПТ ЗДЕСЬ только, ЗДЕСЬ УБИРАЕМ ЗПТ если «целый день занят».
1) Если перед подчинительным союзом стоит усилительная частица только, то запятая ставится перед ней.
«Меня эта картина очень заинтересовала», - говорит рассказчик, подойдя ближе,  ЛИШНЯЯ ЗПТ для наблюдения за бурундуком.
2) Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Рассуждая о проблеме воздействия природа на человека, рассказчик ведёт речь о том, что если ходишь «по лесу без работы», то такое «путешествие скоро надоедает».
1) Нарушение управления. Верно: природы.
Они дают читателю понять, что природа является главной частью в жизни людей, так как играет важную роль в развитие самого человека, воздействуя на него положительно.
2) Нарушение управления. Верно: жизни.
Так, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», когда раненый в Аустерлицком сражении Андрей Болконский, лёжа на спине, видит перед собой бесконечное небо с медленно плывущими облаками.
3) В главном предложении отсутствует грамматическая основа.
Герой понимает о том, что мечты о его славе по сравнению с красотой природы были ложными.
4) Понимает, что...

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Именно этот вопрос находится во внимании В. Арсеньева в предложенном для анализа тексте.
1) Несочетаемость. Верно: в центре внимания В.Арсеньева.

Далее рассказчик описывает эпизод встречи с бурундуком. Он замечает, что животное «постоянно возвращается к одному и тому же месту», каждый раз унося что-то с собой.
2) Некорректное употребление местоимения. При употреблении местоимения он (она, оно, они) помните, что эта часть речи обычно заменяет ближайшее предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Ошибка привела к искажению смысла.
В. Арсеньев считает, что воздействие окружающей среды на человека происходит с помощью присутствия природы в жизни людей, так как она влияет на личность, формируя её.  
3) Та же ошибка.
Я согласна с позицией автора. Я считаю, что природа влияет на человека благотворно, так как она даёт нравственные силы.
4) Неоправданный повтор.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы,  заключением, логикой, грамматикой, пунктуацией, речью. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку