Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема определения родины

  • Текст: Е. Гришковец. Я очень плохо знаю деревенскую жизнь

    (1)Я очень плохо знаю деревенскую жизнь. (2)Точнее, я не знаю её совсем. (З)Хотя я наблюдал жизнь в деревне. (4)У моих родителей был дом в деревне, который мы называли «дача». (5)Но это не была дача в подмосковном смысле, и это не был летний домик. (6)Это был старый деревенский дом, сложенный из брёвен и с крытой досками крышей. (7)Такой настоящий сибирский дом. (8)Дом этот стоял в середине деревни Колбиха, а Колбиха живописно расползлась своими сорока дворами по красивому и холмистому левому берегу реки Томи. (9)От города Кемерово до Колбихи было в аккурат 80 километров. (10)Мы владели этим домом в деревне около пятнадцати лет. (11)И около пятнадцати лет, когда я приезжал в Колбиху, мне удавалось наблюдать деревенскую жизнь.

    (12)Наш дом (а мы все и всегда будем называть его «наш» дом) так и стоит по сей день в деревне. (13)Колбиха. (14)Если будете там, то без труда его найдёте. (15)Он довольно большой, стоит в самом центре деревни...

    (16)Удивительное дело! (17)Я помню все лица и почти все имена жителей деревни Колбиха, хотя лично я там проводил не больше полутора месяцев в год. (18)Я уже не могу вспомнить имён всех своих учителей или одноклассников. (19)Помню многих, но не всех. (20)Я не смогу вспомнить всех, с кем мне доводилось много лет работать. (21)А вот жители Колбихи не забываются. (22)Там не было ни одного незаметного человека.

    (23)А ещё — и это я знаю точно — жители Колбихи не считают свою деревню ни маленькой, ни большой. (24)Они об этом не думают. (25)Город для них был непостижимо велик. (26)Город им был непонятен как место, а главное, как способ жизни. (27)А Колбиха была их миром.

    (28)А теперь я понимаю, что Колбиху-то я люблю. (29)Люблю сильно и преданно. (З0)Видимо, поэтому и не могу забыть ни одного лица, ни одного дома. (31)Пушкин писал: «Там русский дух, там Русью пахнет». (32)Не знаю, что он подразумевал, какой запах. (ЗЗ)Но для меня это запах Колбихи. (34)Это запах сырого, холодного и страшноватого тумана, который вечером выползал из леса и накрывал деревню. (35)Это запах дыма из бани зимой, а баню топили мёрзлыми берёзовыми дровами. (З6)Это запах солярки, свежескошенной травы, сухого сена, пыли, что летит с дороги в наш двор и долго висит в воздухе... (37)Много запахов.

    (38) Я люблю Колбиху, понимаю это и чувствую всё сильнее и сильнее.

    (39) Когда я вспоминаю Колбиху, меня охватывает неуёмное и очень тревожное желание что-то важное сохранить. (40)Но я понимаю в то же самое мгновение, что сохранить ничего нельзя. (41)Жизнь не зафиксировать, не передать, не удержать! (42)Я не смогу передать или пересказать, как говорила наша соседка Клавдия Владимировна. (43)Не смогу передать её интонации, её обороты, её словечки, её истории. (44)И даже если бы я сделал тысячи снимков, записал бы массу рассказов, всё равно эти записи и фотографии ничего не сохранят и не сберегут. (45)Даже для меня они будут только иллюстрациями к моим воспоминаниям, переживаниями к моей любви.

    (46)А любовь не нуждается в иллюстрациях, как жизнь не терпит остановок и неподвижности.

    (47)Я пытался рассказать что-то про то, что я видел, чего коснулся и что полюбил.

    (48)И вот я с ужасом и радостью понимаю, что у меня нет средств и возможностей передать словами то, что я видел, слышал, вдыхал и знал.

    (49)Я же догадываюсь, даже точно знаю, что наша Колбиха ничем не особенная деревня. (50)Купили бы мы дом в другой деревне, были бы другие лица, другие истории, имена. (51)Но «наш» дом был в Колбихе. (52)У меня в моей жизни есть эта деревня, а не другая.

    (53)А ещё я помню, когда мы после последней нашей зимы в Сибири приехали проститься с Колбихой, помню, как радостно нас встретила наша Бася — сиамская кошка не очень чистых кровей. (54)Бася явно собиралась с нами в город. (55)А мы ощущали себя предателями.

    (56)Мы успокаивали себя, мол, будет трудный и далёкий переезд в другой далёкий город, а там неизвестно что. (57)Мы говорили друг другу, что нашей Басе в Колбихе только лучше. (58)Что в деревне свобода и простор. (59)И ещё мы знали, что Клавдия Владимировна Басю любит и в обиду не даст.

    (60)Но ничего не помогало. (61)Мы всё равно чувствовали себя предателями. (62)Смогли бы мы остаться в деревне навсегда?! (6З)Прожили бы?

    (64)Мы приезжали в деревню, дышали воздухом, слушали птиц, парились в бане, беседовали с деревенскими, но у нас был «обратный билет». (65)Вот и любили мы деревню-матушку. (66)Любили и любим до сих пор. (67)Я люблю, хотя совсем не знаю деревенской жизни. (68)Я её только видел. (69)Видел из окна нашего дома. (70)Но такого «нашего» у нас уже не будет. (71)Это ясно.

    (72)Но я уверен, что в Колбихе до сих пор встречаются котята с тёмными острыми мордочками и необычным цветом глаз. (73)Они шустры и своенравны. (74)Это следы диковинной сиамской породы, которая смешалась с деревенским густым кошачьим замесом. (75)Так мы смогли повлиять на колбихинскую жизнь. (76)Такова наша лепта. (77)Неболыпая плата за любовь и такую серьёзную и глубокую грусть, которая позволяет мне без сомнений, запинки и обиняков говорить слово «Родина».

    (По Е. В. Гришковцу)

     

    * Евгений Валерьевич Гришковец (род. в 1967 г.) — российский писатель, драматург, театральный режиссёр.

     

13.04.2021 14:21:10
Автор: Алексей Кузбассик

Что такое родина? Именно эту проблему ставит в центр внимания Е.Гришковец.
Размышляя над этим вопросом, автор пишет о деревне Колбиха, в которой он хоть и "проводил не больше полутора месяцев в год", он всё ещё помнит "все лица и почти все имена жителей". Так автор хочет донести мысль, что родина может влюбить в себя сразу и никогда не выйти из головы несмотря на то, сколько ты времени там провёл.
Далее важен фрагмент: "Когда я вспоминаю Колбиху, меня охватывает неуёмное и очень тревожное желание что-то важное сохранить". Так автор хочет подчеркнуть своё бережное отношение даже к воспоминаниям о родине. Такое чувство возможно только к родине.
Таким образом, оба эти фрагмента, дополняющие друг друга, помогают понять, что такое родина.
Позиция автора ясна. Родина - это место, которое ты в первую очередь любишь, дорожишь им.
Я согласен с автором. Действительно, родина не зависит от того, где ты родился. Родина требует чувство любви. Так, наши деды во время великой отечественной войны сражались не за кусок земли, а за родину. Место, которое они помнят и любят. Где жила их любящая семья, ждала их с фронта. Они бережно хранили воспоминания о родине. Дойдя до Берлина, не остались там, где лучше жилось, а вернулись обратно домой.
В заключение, хотелось бы сказать, что родина - это место, которое ты будешь всегда помнить и бороться, чтобы эти воспоминания остались.
Количество слов - 221

Добрый день, Алексей. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.


К1 - Формулировка проблем исходного текста+1 балл
Проблема определена, но непонятно,  и  сформулирована  она некорректно.  Вы должны знать, что проблемный вопрос  должен напрямую перекликаться с позицией автора, то есть его позиция - это ответ на проблемный вопрос. Прочитайте свой вопрос и ответ автора в его позиции: Что такое родина? -  это место, которое ты в первую очередь любишь, дорожишь им. Таких мест, которые мы любим, много на свете- и все они родина? В данном тексте писатель рассказывает о том, за что  герой любит деревню Колбиху. Кстати, он не родился там, и родители его не родились там, а просто купили дом в деревне. Её и полюбил герой. Значит, можно было проблемный вопрос сформулировать так: Почему  неродные места становятся нам дороги?
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста+4 балла
Пример 1 указан, пояснён, пример 2 указан, пояснён. Взаимосвязь между примерами указана неверно, не проанализирована (считать анализом связи это предложение нельзя):
Таким образом, оба эти фрагмента, дополняющие друг друга, помогают понять, что такое родина.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит  согласие, некорректный тезис и ещё более некорректное обоснование
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +0 баллов
В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки:
Так автор хочет подчеркнуть своё бережное отношение даже к воспоминаниям о родине. Такое чувство возможно только к родине.
Не только к родине возможно такое чувство: бережные воспоминания мы храним и о первой любви, и о тех местах, где путешествовали, о каких-то важных событиях.
Родина - это место, которое ты в первую очередь любишь, дорожишь им.
Я согласен с автором. Действительно, родина не зависит от того, где ты родился. Родина
Родина - это место, которое мы любим, и родина не зависит от того, где ты родился...??? Родина(лексическое значение этого слова) - место, где родился человек.

K6 - Точность и выразительность речи +0 баллов
Работа отличается  нелогичными  утверждениями, бедностью словаря, однообразием грамматического строя речи (извините, но в 11 классе речь должна быть грамотной, а не на таком  уровне; я не хочу вас обидеть, просто примите совет: на экзамене надо вам успеть написать черновик, исправить ошибки, особенно речевые и грамматические, чтобы не получить минимальное количество баллов).


K7 - Соблюдение орфографических норм +2 балла
Так, наши деды во время великой отечественной войны сражались не за кусок земли, а за родину.
Как пишется название этой страшной войны? Великая Отечественная война... Здесь слово Родина пишется с прописной буквы, так как имеется в виду вся наша Родина.
В этом сочинении вы не говорите, что речь идёт о малой родине(пишем со строчной буквы), поэтому уместно было бы во всех предложениях писать Родина с большой буквы.


K8 - Соблюдение пунктуационных норм +2 балла
родина может влюбить в себя сразу и никогда не выйти из головы несмотря на то, сколько ты времени там провёл.
Перед оборотом НЕСМОТРЯ НА ТО нужна запятая.
В заключение, хотелось бы сказать, что родина - это место, которое ты будешь всегда помнить и бороться, чтобы эти воспоминания остались.
Выделенное слово не является вводным, запятая не нужна.


K9 - Соблюдение грамматических норм +0 баллов

Именно эту проблему ставит в центр внимания Е.Гришковец.
...этот проблемный вопрос
Размышляя над этим вопросом, автор пишет о деревне Колбиха, в которой он хоть и "проводил не больше полутора месяцев в год", он всё ещё помнит "все лица и почти все имена жителей".
Если бы у вас в предыдущем предложении было слово-вопрос(проблемный), то здесь вы могли бы сказать: Размышляя над ним;...  хоть и -лишнее( тем более нарушает стиль-хоть-разговорное слово); вместо второго ОН надо НО.

никогда не выйти из головы несмотря на то, сколько ты времени там провёл.
Кто там в голове был много времени и не может никак оттуда выйти?(прочитайте, что вы написали-понимаю, что речь идёт о родине, но разве родина может быть в голове? а последняя часть предложения  -вообще что-то необъяснимое)
родина не зависит от того, где ты родился.
родина не может зависеть от чего-то , вероятно, вы хотели сказать, что родина-это не только то место, где ты родился, но и любое место, которое полюбил.
Родина требует чувство любви.
требует чувствА(родительный падеж); логическая ошибка- родина требует чувства любви-не может она требовать( мы должны любить родину).
Так, наши деды во время великой отечественной войны сражались не за кусок земли, а за родину. Место, которое они помнят и любят. Где жила их любящая семья, ждала их с фронта.
В этом фрагменте у вас  3 грамматические ошибки: 1. неправильные  границы  предложений( все три части следует объединить в одно предложение, так как если рассмотреть три предложения по отдельности, то второе и третье не имеют законченного смысла; 2. повтор ИХ-ИХ; 3.несоответствие видо-временных форм глагола (сражались-прош.время, помнят и любят-настоящее время).
Дойдя до Берлина, не остались там, где лучше жилось, а вернулись обратно домой.
Это вообще абсурдное предложение: почему вы решили, что там лучше жилось? Почему они должны были остаться там? Здесь нет грамматических ошибок, но логика- ошибка посерьёзнее.
В заключение, хотелось бы сказать, что родина - это место, которое ты будешь всегда помнить и бороться, чтобы эти воспоминания остались.
хотелось бы...но не можете что ли? Надо писать-хочется сказать;  да, родина-это место, которое будешь помнить(если уедешь далеко от неё), но зачем БОРОТЬСЯ ЗА СВОИ ВОСПОМИНАНИЯ О НЕЙ?  их кто-то хочет отнять?Ещё одна ошибка-неправильное использование однородных членов: помнить и бороться, чтобы эти воспоминания остались( одна придаточная часть, но два глагола с союзом И, придаточная часть подходит только к одному из глаголов( по смыслу, впрочем, ни к одному из них не подходит).


K10 - Соблюдение речевых норм +0 баллов

Именно эту проблему ставит в центр внимания Е.Гришковец.
НЕ СТАВИТ, а НАХОДИТСЯ в центре внимания Е.Гришковца.
родина может влюбить в себя сразу
лексическая несочетаемость-родина НЕ МОЖЕТ ВЛЮБИТЬ В СЕБЯ.
родина может влюбить в себя сразу и никогда не выйти из головы несмотря на то, сколько ты времени там провёл.
Это предложение рассмотрено в К9, хотя трудно определить: то ли речевая ошибка весь этот фрагмент, то ли грамматическая. Ваша мысль должна была прозвучать так: Наша любовь к родине остаётся с нами навсегда, даже если прожили мы там совсем недолго.

Далее важен фрагмент: "
Важен и следующий фрагмент(для чего важен?) для понимания позиции автора:"........".
Так автор хочет подчеркнуть своё бережное отношение даже к воспоминаниям о родине. Такое чувство возможно только к родине.
Повтор слов-ошибка.
Родина - это место, которое ты в первую очередь любишь, дорожишь им.
в первую очередь-лишнее словосочетание.
Они бережно хранили воспоминания о родине.
хранили в памяти всё, что связано с родиной - так правильнее.


K11 - Соблюдение этических норм +1 балл
Этические ошибки отсутствуют.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале +1 балл
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.

Общие рекомендации: вам следует более внимательно отнестись к формулировке проблемы, не записывайте её в виде темы текста, на правильный проблемный вопрос легче найти и примеры-иллюстрации в тексте. В этой работе примеры неудачные. Речевых и грамматических ошибок у вас очень много. Отработайте  формулировки критериев К1- К4(выучите несколько вариантов, это будут ваши заготовки), чтобы на реальном экзамене вы смогли лучше написать, чем здесь. Успехов вам!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку