ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
Роль поэзии на войне
-
Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...
День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.
Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.
С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.
Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.
Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.
Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.
Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.
Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.
Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.
Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.
На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.
Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:
...Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.
(По В. О. Богомолову*)
*Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.
В тексте, предложенном для анализа, русский советский писатель Владимир Осипович Богомолов задаётся вопросом: какую роль играет поэзия в жизни человека в военное время?
Размышляя над этой проблемой, автор описывает героя рассказчика, который в начале наступления в развалинах нашёл томик со стихами Есенина и очень пристрастился к чтению. Богомолов отмечает, что стихи вдохновляли героя и помогали ему отвлечься от всех тягот войны. Автор пишет, что рассказчик «с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям». Иными словами, поэзия действительно может помочь человеку отвлечься от своих проблем и погрузиться в иной мир, подарить новые эмоции и дать пищу для размышлений.
Далее автор отмечает, что те стихи Есенина, которые описывали русскую природу, больше всего запоминались герою рассказчику, так как луга, речки, берёзки, небо – «все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку», где и прошло детство героя. Читатель понимает, что поэзия также напоминает людям о родных местах, где прошли их золотые юношеские годы. Такие воспоминания невероятно греют душу, особенно, когда человек находится вдали от дома.
Примеры связаны между собой : первым примером автор утверждает, что поэзия помогает людям на войне отвлечься от проблем и погрузиться в другой мир. Второй пример раскрывает первый, акцентируя внимание именно на стихах о природе и родном доме, доказывая, что поэзия вдохновляет читателей, напоминая им родные края.
Позиция автора заключается в том, что поэзия помогает людям пережить трудные военные годы, она вдохновляет читателей и напоминает им о родных местах, где они проводили своё детство.
Мой прадедушка рассказывал, когда я была маленькой, как он на войне вслух читал своим товарищам стихи Пушкина про родину. Все очень любили его слушать, так как стихи поднимали им настроение, а напоминание о далёком доме придавало всем сил.
Таким образом, поэзия играет важную роль не только в обыденной жизни человека, но и в экстремальные военные годы.
Сочинение Маши.
К1- Формулировка проблем исходного текста+1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
К2- Комментарий +6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснён. Пример 2 указан, пояснён. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
К3- Отражение позиции автора+1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
К4- Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста +0 баллов
Своё отношение к позиции автора не выражено.
К5-Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +2 балла
Ошибок нет.
К6 - Точность и выразительность речи+1 балл
К7- Соблюдение орфографических норм+2 балла
автор описывает героя рассказчика, |
запоминались герою рассказчику, |
читал своим товарищам стихи Пушкина про родину. |
К8-Соблюдение пунктуационных норм +2 балла
Такие воспоминания невероятно греют душу, особенно, когда человек находится вдали от дома. |
Примеры связаны между собой : первым примером автор утверждает, что поэзия помогает людям на войне отвлечься от проблем и погрузиться в другой мир. Второй пример раскрывает первый, акцентируя внимание именно на стихах о природе и родном доме, доказывая, что поэзия вдохновляет читателей, напоминая им родные края. |
К9- Соблюдение грамматических норм +2 балла
Грамматических ошибок нет, есть замечание
читал своим товарищам стихи Пушкина про родину. |
К10 - Соблюдение речевых норм+0 баллов
нашёл томик со стихами Есенина и очень пристрастился к чтению. |
Позиция автора заключается в том, что поэзия помогает людям пережить трудные военные годы, она вдохновляет читателей и напоминает им о родных местах, где они проводили своё детство. |
Все очень любили его слушать, так как стихи поднимали им настроение, а напоминание о далёком доме придавало всем сил. |
Далее автор отмечает, что те стихи Есенина, которые описывали русскую природу, больше всего запоминались герою рассказчику, так как луга, речки, берёзки, небо – «все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку» |
Примеры связаны между собой : первым примером автор утверждает, что поэзия помогает людям на войне отвлечься от проблем и погрузиться в другой мир. Второй пример раскрывает первый, акцентируя внимание именно на стихах о природе и родном доме, |
К11 - Соблюдение этических норм 1 балл
Этические ошибки отсутствуют.
К12- Соблюдение фактологической точности в фоновом материале +1 балл