Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Нужно ли оказывать помощь людям, нуждающимся в ней?
-
Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)
— (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:
— Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.
(5) Я почувствовал раздражение.
— (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.
— (8) Да?
— (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.
(11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:
— Что же нужно? (12) Пейзажи?
— (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.
(15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:
— На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.
— (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.
(20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:
Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.
(22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.
— (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.
— (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.
(30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».
— (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.
— (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.
(По А. П. Чехову)
В представленном отрывке повествуется о том, как рассказчик спорит с Лидой по поводу того, нужно ли поднимать "в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове". Девушка настаивает на том, что нужно, так как "..на прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива". Её собеседник же уверяет, что в этом нет необходимости, потому что, приходя на помощь жителям, она "не освобождает их от пут, а, напротив, ещё больше порабощает, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, увеличивает число их потребностей".
После этого Лида заявляет: "я спорить с вами не стану, я уже это слышала. Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки". И всё равно в ответ получает то же самое: "мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности. Вы не даёте ничего, лишь создаёте новый повод к труду".
Эти примеры дополняют друг друга. Они оба показывают, как расходятся мнения двух представленных персонажей, каждый из которых настаивает на своём.
Авторская позиция ясна. В этом споре А. П. Чехов придерживается точки зрения Лиды и так же считает, что помощь важна для людей, которые в ней нуждаются.
Я согласна с автором и разделяю его мнение. Помочь абсолютно всем невозможно, но при этом нельзя бездействовать, когда рядом есть те, кому необходима помощь и поддержка.
Другим примером человека, готового всегда помочь людям - Соня Мармеладова из романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Семья девушки живёт в нищете, дети голодают, отец пьёт. Для того, чтобы хоть как-то облегчить их жизнь, она "идёт по желтому билету", хотя об этом её напрямую никто не просил. Все свои заработанные деньги она отдаёт матери, тем самым жертвуя своей честью на благо других.
Таким образом, людям, нуждающимся в помощи, необходимо оказывать её, чтобы хоть немного сделать их жизнь лучше.
Здравствуйте, Наталья!
К сожалению, вы не смогли глубоко проанализировать текст и поняли его превратно.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Вы указываете, что заявленный вопрос является главным в тексте, но это далеко не так. Автор не сомневается в том, что людям нужно помогать. Автор рассуждает о качестве помощи, то есть о том, КАК ИМЕННО следует помогать людям.
K2 - Комментарий + 2 балла
Пример 1 (позиция Лиды) в сочинении указан, но НЕ пояснен.
Пример 2 (позиция художника) указан, НЕ пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена НЕверно, НЕ проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена НЕкорректно. Автор на стороне художника, а не на стороне Лиды. Это можно поняв, проанализировав текст, чего вы, к сожалению, сделать не сумели.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
Ошибки: нет
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
Ошибки:
Эта тема является главной для рассуждений А. П. Чехова в рассказе "Дом в мезонином". |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
Другим примером человека, готового всегда помочь людям ЗПТ - Соня Мармеладова из романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". |
После этого Лида заявляет: "я спорить с вами не стану, я уже это слышала. |
И всё равно в ответ получает то же самое: "мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности. Вы не даёте ничего, лишь создаёте новый повод к труду". |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
Ошибки: нет
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
Другим примером человека, готового всегда помочь людям ПРОПУЩЕНО СЛОВО - Соня Мармеладова из романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов
Ошибки:
Все свои заработанные деньги она отдаёт матери, тем самым жертвуя своей честью на благо других. |
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста и построением комментария. Удачи!