Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема гуманного отношения к врагу.

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

11.04.2021 18:37:53
Автор: Татьяна Миронова

      Как ведут себя люди во время войны по отношению друг к другу? Именно этот вопрос находится в центре внимания А.Астафьева в предложенном для анализа тексте.

      Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о бесчеловечном отношении фашистских захватчиков к мирным жителям. А.Астафьев рассуждает о солдате в маскхалате, который горевал по родным: ”Машку сожгли-и-и! Селян в церкви сожгли-и-и! Мамку!”. Представленное рассуждение показывает читателям, что в условиях войны люди становятся жестокими и бесчеловечными, равнодушными к судьбам других.

     Далее А.Астафьев пишет о раненых бойцах и враче. Автор рассуждает о докторе, который оказывал помощь всем нуждающимся независимо, будь это советский солдат или немецкий:”В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненных, не спрашивая и не глядя- свой или чужой”. С помощью этого примера А.Астафьев, пытался донести до читателя, что даже на войне люди относились к врагам гуманно, помогали им, ставили на первое место жизнь человека, а не исполнение приказа.

     Использование двух примеров - иллюстраций, основанных на приеме противопоставления, помогают понять, что в годы Великой Отечественной войны многие люди теряли человечность, становились жестокими, однако были и те, кто, несмотря на тяжелые времена, помогали недругам.

     Позиция автора мне понятна. А.Астафьев считает, что во время войны люди ведут себя по-разному: одни относятся гуманно даже к врагам, другие жестоки к беззащитным людям.

      Я разделяю позицию автора и тоже считаю, что война делает людей жестокими по отношению друг к другу, однако у одних получается сохранить в себе человечность и милосердие, а у других нет. О гуманном отношении людей друг к другу писал и М.Джалиль в стихотворении “Чулочки”:

Но дал он очередь спеша...

Упала девочка в чулочках.

Снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат, а если б дочка

Твоя вот здесь бы так легла,

И это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты человек не просто немец,

Ты страшный зверь среди людей.
Этот пример показывает, что война делает из человека зверя, заставляет делать страшные вещи.

     Прочитав текст А.Астафьева, я сделала вывод, что война - это страшное,  событие которое меняет восприятие людей, из-за чего человек даже в простых людях видит врага. Однако, несмотря на все ужасы войны, остаются добрые люди, готовые помочь любому.
Количество слов - 363

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Татьяна!

 В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Проблемный вопрос должен содержать в себе нравственную оценку и предполагать как минимум два четких ответа с нравственным аспектом. На Ваш вопрос можно ответить однозначно: люди ведут себя по-разному по отношению друг к другу. В чем - оценка -то? Эта же ошибка допущена в позиции автора: Вы изложили мысль, известную всем. Необходимо добавить к вопросу и к позиции автора слова: нужно, должен, стоит и.т.п.

Как нужно относиться к пленным?

Должны ли солдаты проявлять милосердие по отношению к пленным?

Такие вопросы в риторике сочинения ЕГЭ считаются проблемными. Кроме этого, они удобны для последующего рассуждения.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, но не достаточно четко. Посудите сами.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о бесчеловечном отношении фашистских захватчиков к мирным жителям. А.Астафьев рассуждает о солдате в маскхалате, который горевал по родным: ”Машку сожгли-и-и! Селян в церкви сожгли-и-и! Мамку!”.
Вы, к сожалению, не совсем полно и ясно показали первый пример. То, что солдат горевал о потери близких, еще не показывает его жесткость по отношению к мирным жителям. В тексте же об этом сказано.

(5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

     — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

Именно этот фрагмент нужно было ввести в комментарий. Однако я решила зачесть пример, но сделала это с натяжкой. Будьте внимательны при отборе материала для комментария. Пояснение зачтено.

Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

А.Астафьев рассуждает о солдате в маскхалате, который горевал по родным: ”Машку сожгли-и-и! Селян в церкви сожгли-и-и! Мамку!”.
1) Точка не нужна. Окончание предложения отмечено восклицательным знаком.

С помощью этого примера А.Астафьев, ЛИШНЯЯ ЗПТ пытался донести до читателя, что даже на войне люди относились к врагам гуманно, помогали им, ставили на первое место жизнь человека, а не исполнение приказа.
2) Лишняя запятая.
Прочитав текст А.Астафьева, я сделала вывод, что война - это страшное,  ЛИШНЯЯ ЗПТ событие НУЖНА ЗПТ которое меняет восприятие людей, из-за чего человек даже в простых людях видит врага.
3) Лишняя запятая.
4) Не обособлено придаточное.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Автор рассуждает о докторе, который оказывал помощь всем нуждающимся независимо ОТ ТОГО, будь это советский солдат или немецкий
1) Пропущено указательное местоимение.

Использование двух примеров - иллюстраций, основанных на приеме противопоставления, помогают понять, что в годы Великой Отечественной войны многие люди теряли человечность, становились жестокими, однако были и те, кто, несмотря на тяжелые времена, помогали недругам.
2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Верно: использование помогает.

3) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Верно: кто помогал.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибок нет, укажу на неточность употребления слова.

А.Астафьев рассуждает о солдате в маскхалате, который горевал по родным: ”Машку сожгли-и-и! Селян в церкви сожгли-и-и! Мамку!”.
Автор не рассуждает о солдате, а повествует об эпизоде из его жизни.

Представленное рассуждение показывает читателям, что в условиях войны люди становятся жестокими и бесчеловечными, равнодушными к судьбам других.
Эпизод.

Автор рассуждает о докторе, который оказывал помощь всем нуждающимся независимо, будь это советский солдат или немецкий
Пишет о докторе.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над формулировкой вопроса, выбором примеров-иллюстраций, грамматикой, пунктуацией. Избавляйтесь от лишних запятых. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку