Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как искусство помогает человеку на войне?

  • Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...

    День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.

    Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.

    С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.

    Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.

    Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.

    Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.

    Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.

    Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.

    Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.

    Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.

    На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.

    Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:

    ...Ах, поля мои, борозды милые,

    Хороши вы в печали своей!

    Я люблю эти хижины хилые

    С поджиданьем седых матерей.

    ...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

    Лишь к тебе я любовь берегу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

    Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.

    (По В. О. Богомолову*)

    *Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.

11.04.2021 09:26:30
Автор: Улугбек Рахимов

Как искусство помогает человеку на войне? Именно эту проблему рассматривает в предложенном для анализа тексте Владимир Осипович Богомолов.
"… стихи поразили и очаровали меня", -  говорит рассказчик о однотомнике Есенина, который он нашёл в развалинах. Эти его слова подчёркивают приятное и преисполненное счастьем ощущение от прочтения поэзии великого писателя. Позже рассказчик говорит: "На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям". Эти строчки помогают понять особую важность искусства в условиях войны, оно даёт людям надежду и воодушевляет на подвиги ради своей родины. Эти два примера дополняют друг друга, демонстрируя, как человеку важно находить отклик для своей души в чём-то, что питало бы её жизненной силой и стремлением идти дальше, несмотря ни на что.
Позиция автора ясна: искусство - движущая сила и мотиватор для многих людей в трудные моменты. Именно любовь к родине, красиво описанная в стихах писателей, заставляет людей до конца защищать эти луга, речки и берёзки.
Я не могу не согласиться с автором. Душа человека находит в искусстве отражение того, что она чувствует, из-за чего эти ощущения раскрываются в полной мере, толкая людей на подвиги. А как можно победить без подвигов?
В доказательство приведу пример Великой Отечественной войны. Мы тогда победили, как раз благодаря подвигам обычного народа, воодушевляло на которые их в огромной степени искусство: песни, книги, плакаты, журналы, стихи - всё это заставляло советский народ стоять за родину всё крепче. К тому же тем, кто оказался на фронте, было психологически трудно, и книги о любви к родине поднимали их моральный дух, не давая впасть в уныние или утонуть в страхах, преследующих каждого в такое трудное время.
В заключение своих слов хотелось бы упомянуть важность искусства не только на войне, но и в любые другие трудные моменты. Оно помогает решить как личностные, так и глобальные проблемы. Люди придумали искусство, чтобы выражать в нём свои мысли и эмоции, и хотели, чтобы и кто-нибудь другой мог найти в нём отклик для своей души.
Количество слов - 327

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте,  Улугбек!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла.

Я вам засчитываю лишь один пример с пояснением. Вы построили комментарий, проанализировав только второй эпизод. Зачем в тексте первая часть, где рассказик дрался с немцами?  Именно чтение стихов Есенина помогло ему нравственно очиститься. Вот что нужно было увидеть в тексте. Вы же растянули один пример на два. Так делать нельзя. Нужно анализировать текст в смысловом единстве. Взаимосвязь и анализ при отсутствующем втором примере зачесть невозможно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Позже рассказчик говорит: "На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям".
"… стихи поразили и очаровали меня", -  говорит рассказчик о однотомнике Есенина, который он нашёл в развалинах.
1) Логический провал. Вовсе не понятно, кто такой рассказчик, в каких развалинах он искал томик  и зачем  читал стихи. В начале комментария необходимо максимально полно представить персонажа, о котором пойдет речь.
В заключение своих слов хотелось бы упомянуть важность искусства не только на войне, но и в любые другие трудные моменты. Оно помогает решить как личностные, так и глобальные проблемы.
2) В выводе заявили новый тезис. Так нельзя делать. Необходимо сделать заключение, а не предлагать новый тезис, требующий аргументов.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

"… стихи поразили и очаровали меня", -  говорит рассказчик о однотомнике Есенина, который он нашёл в развалинах.
1) Цитату начинают с прописной буквы, когда цитирующий начинает цитатой предложение, даже если в ней опущены начальные слова и она открывается многоточием.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки:

В доказательство приведу пример Великой Отечественной войны.
Верно: из истории.

Мы тогда победили, как раз благодаря подвигам обычного народа, воодушевляло на которые их в огромной степени искусство: песни, книги, плакаты, журналы, стихи - всё это заставляло советский народ стоять за родину всё крепче.
Лучше после "стихи" поставить точку.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Эти два примера дополняют друг друга, демонстрируя, как человеку важно находить отклик для своей души в чём-то, что питало бы её жизненной силой и стремлением идти дальше, несмотря ни на что.
Люди придумали искусство, чтобы выражать в нём свои мысли и эмоции, и хотели, чтобы и кто-нибудь другой мог найти в нём отклик для своей души.
Шероховатость. Лучше: отдушина.

Позиция автора ясна: искусство - движущая сила и мотиватор для многих людей в трудные моменты.
1) Это слово имеет помету "спец", что говорит о бытовании слова лишь в профессиональном, научном, техническом употреблении. Нужно заменить на "источник вдохновения".
Я не могу не согласиться с автором. Душа человека находит в искусстве отражение того, что она чувствует, из-за чего эти ощущения раскрываются в полной мере, толкая людей на подвиги. А как можно победить без подвигов?
Шероховатость. Лучше: вдохновляя.
Мы тогда победили, как раз благодаря подвигам обычного народа, воодушевляло на которые их в огромной степени искусство: песни, книги, плакаты, журналы, стихи - всё это заставляло советский народ стоять за родину всё крепче.
2) Неоправданный повтор.
Эти его слова подчёркивают приятное и преисполненное счастьем ощущение от прочтения поэзии великого писателя
3) Либо ЭТИ, любо ЕГО. Одно из местоимений надо убрать.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Именно любовь к родине, красиво описанная в стихах писателей, заставляет людей до конца защищать эти луга, речки и берёзки.
Стихотворения пишут поэты. Лучше написать: ощущение от прочтения стихотворения великого поэта.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы и логикой. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку