Запомни!
Как искусство помогает человеку на войне?
-
Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...
День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.
Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.
С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.
Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.
Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.
Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.
Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.
Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.
Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.
Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.
На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.
Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:
...Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.
(По В. О. Богомолову*)
*Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.
"… стихи поразили и очаровали меня", - говорит рассказчик о однотомнике Есенина, который он нашёл в развалинах. Эти его слова подчёркивают приятное и преисполненное счастьем ощущение от прочтения поэзии великого писателя. Позже рассказчик говорит: "На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям". Эти строчки помогают понять особую важность искусства в условиях войны, оно даёт людям надежду и воодушевляет на подвиги ради своей родины. Эти два примера дополняют друг друга, демонстрируя, как человеку важно находить отклик для своей души в чём-то, что питало бы её жизненной силой и стремлением идти дальше, несмотря ни на что.
Позиция автора ясна: искусство - движущая сила и мотиватор для многих людей в трудные моменты. Именно любовь к родине, красиво описанная в стихах писателей, заставляет людей до конца защищать эти луга, речки и берёзки.
Я не могу не согласиться с автором. Душа человека находит в искусстве отражение того, что она чувствует, из-за чего эти ощущения раскрываются в полной мере, толкая людей на подвиги. А как можно победить без подвигов?
В доказательство приведу пример Великой Отечественной войны. Мы тогда победили, как раз благодаря подвигам обычного народа, воодушевляло на которые их в огромной степени искусство: песни, книги, плакаты, журналы, стихи - всё это заставляло советский народ стоять за родину всё крепче. К тому же тем, кто оказался на фронте, было психологически трудно, и книги о любви к родине поднимали их моральный дух, не давая впасть в уныние или утонуть в страхах, преследующих каждого в такое трудное время.
В заключение своих слов хотелось бы упомянуть важность искусства не только на войне, но и в любые другие трудные моменты. Оно помогает решить как личностные, так и глобальные проблемы. Люди придумали искусство, чтобы выражать в нём свои мысли и эмоции, и хотели, чтобы и кто-нибудь другой мог найти в нём отклик для своей души.
Здравствуйте, Улугбек!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 2 балла.
Я вам засчитываю лишь один пример с пояснением. Вы построили комментарий, проанализировав только второй эпизод. Зачем в тексте первая часть, где рассказик дрался с немцами? Именно чтение стихов Есенина помогло ему нравственно очиститься. Вот что нужно было увидеть в тексте. Вы же растянули один пример на два. Так делать нельзя. Нужно анализировать текст в смысловом единстве. Взаимосвязь и анализ при отсутствующем втором примере зачесть невозможно.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Позже рассказчик говорит: "На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям". |
"… стихи поразили и очаровали меня", - говорит рассказчик о однотомнике Есенина, который он нашёл в развалинах. |
В заключение своих слов хотелось бы упомянуть важность искусства не только на войне, но и в любые другие трудные моменты. Оно помогает решить как личностные, так и глобальные проблемы. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
"… стихи поразили и очаровали меня", - говорит рассказчик о однотомнике Есенина, который он нашёл в развалинах. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
Ошибки:
В доказательство приведу пример Великой Отечественной войны. |
Мы тогда победили, как раз благодаря подвигам обычного народа, воодушевляло на которые их в огромной степени искусство: песни, книги, плакаты, журналы, стихи - всё это заставляло советский народ стоять за родину всё крепче. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
Эти два примера дополняют друг друга, демонстрируя, как человеку важно находить отклик для своей души в чём-то, что питало бы её жизненной силой и стремлением идти дальше, несмотря ни на что. |
Люди придумали искусство, чтобы выражать в нём свои мысли и эмоции, и хотели, чтобы и кто-нибудь другой мог найти в нём отклик для своей души. |
Позиция автора ясна: искусство - движущая сила и мотиватор для многих людей в трудные моменты. |
Я не могу не согласиться с автором. Душа человека находит в искусстве отражение того, что она чувствует, из-за чего эти ощущения раскрываются в полной мере, толкая людей на подвиги. А как можно победить без подвигов? |
Мы тогда победили, как раз благодаря подвигам обычного народа, воодушевляло на которые их в огромной степени искусство: песни, книги, плакаты, журналы, стихи - всё это заставляло советский народ стоять за родину всё крепче. |
Эти его слова подчёркивают приятное и преисполненное счастьем ощущение от прочтения поэзии великого писателя |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Именно любовь к родине, красиво описанная в стихах писателей, заставляет людей до конца защищать эти луга, речки и берёзки. |
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы и логикой. Удачи!