Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема труда

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

10.04.2021 22:35:00
Автор: Екатерина Кузнецова

Как непосильный труд влияет на человека? Этот вопрос становится предметом размышлений А.П.Чехова в предложенном для анализа тексте.
Размышляя над этим вопросом, автор отмечает, что люди «с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней…» - «только ради куска хлеба». Этот пример показывает, что многие «живут хуже животных» и «им некогда о душе подумать». Далее А.П.Чехов пишет, что появление больниц и школ не помогает, «а, напротив, ещё больше порабощает» народ, «так как, внося в его жизнь новые предрассудки, увеличивается число потребностей, и, значит, надо сильнее гнуть спину». На этом примере мы видим, что жизнь становится хуже, а не лучше, потому что появляется больше забот и работы. Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что непосильный труд  разрушает судьбы большинства людей.
Авторская позиция понятна. А.П.Чехов считает, что «новый повод к труду» перекрывает «все пути к духовной действительности».
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что жизнь людей, основанная на работе и ни на чём больше, проходит без понимания, ради чего стоит жить. В качестве доказательства приведу стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога». Появление железнодорожных путей, безусловно, важно, но для достижения такой цели потребовалось поработить людей. Этот пример показывает, что нововведения не так хороши, как кажутся, и создают больше проблем для общества.
Прочитав текст, я сделал вывод, что непосильный труд страшная участь, разрушающая жизни людей.
Количество слов - 235

Добрый день, Екатерина. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста+1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.

К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста +6 баллов
Пример 1 указан, пояснён, пример 2 указан, пояснён. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.


K3 - Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но с ошибочным написанием  слова, что на реальном экзамене может снизить балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста +1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +1 балл
Допущена логическая ошибка- слова героя-рассказчика вы отнесли к автору текста

K6 - Точность и выразительность речи+1 балл
Есть нарушения точности выражения мысли

K7 - Соблюдение орфографических норм +3 балла
Ошибок нет.


K8 - Соблюдение пунктуационных норм +2 балла
Далее А.П.Чехов пишет, что появление больниц и школ не помогает, «а, напротив, ещё больше порабощает» народ, «так как, внося в его жизнь новые предрассудки, увеличивается число   ???потребностей,??? и, значит, надо сильнее гнуть спину».
Давайте сравним ваше предложение с оригиналом, так как вы цитируете:

Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.
Если  пишете цитату в кавычках, то менять слова и их формы нельзя, вы можете только сократить предложение, опуская ненужные слова, вместо них ставите многоточие. Как видите, вы и слова меняете, и пропуск не отмечаете многоточием, то есть в цитате есть и пунктуационные, и грамматические ошибки.
Прочитав текст, я сделал вывод, что непосильный труд   страшная участь, разрушающая жизни людей.
Отсутствует тире между подлежащим и сказуемым.

K9 - Соблюдение грамматических норм+ 0 баллов
Этот вопрос становится предметом размышлений А.П.Чехова в предложенном для анализа тексте.
Лучше так: СТАЛ предметом  размышлений А.П.Чехова ...
Размышляя над этим вопросом, автор отмечает, что люди «с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней…» - «только ради куска хлеба».
Деепричастный оборот уберём, а начнём так: (НЕ АВТОР!) Рассказчик, один из героев текста, споря с девушкой Лидой, говорит(НЕ ОТМЕЧАЕТ!) Эти слова Чехов вложил в уста героя, это не Чехов думает, что больницы и школы не нужны...
Этот пример показывает, что многие «живут хуже животных» и «им некогда о душе подумать».
Пример не может показывать. Из речи героя мы понимаем, что многие живут...
Далее А.П.Чехов пишет, что появление больниц и школ не помогает, «а, напротив, ещё больше порабощает» народ, «так как, внося в его жизнь новые предрассудки, увеличивается число потребностей, и, значит, надо сильнее гнуть спину».
Не путайте героя текста с писателем Чеховым; вы  неточно передали цитату, о чём указано в К8, но тем не менее цитата-это слова героя-рассказчика, а не Чехова.
На этом примере мы видим, что жизнь становится хуже, а не лучше, потому что появляется больше забот и работы.
Логическая ошибка-на этом примере мы видим..(ничего мы не видим, жизнь становится хуже - это только мнение героя, на самом деле появление больниц и школ-  разве это заботы и работа? )
непосильный труд  разрушает судьбы большинства людей.
многих людей
А.П.Чехов считает, что «новый повод к труду» перекрывает «все пути к духовной действительности».
Вы неправильно списали слово, от чего исказился смысл предложения( нужно слово ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что жизнь людей, основанная на работе и ни на чём больше, проходит без понимания, ради чего стоит жить.
основанная ТОЛЬКО НА РАБОТЕ...;выделенная часть-это спорное утверждение, так как  люди, привыкшие только работать, считают, что жить надо ради работы( в труде они видят удовольствие, а для многих это  ещё и способ выживания), поэтому здесь надо было сказать об отсутствии духовного развития( в тексте именно об этом  говорит герой).
, но для достижения такой цели потребовалось поработить людей.
Люди были порабощены гораздо раньше, чем появились железнодорожные пути. По тексту стихотворения: при строительстве путей погибло очень много людей от голода, болезней, от непосильного труда.
Этот пример показывает, что нововведения не так хороши, как кажутся, и создают больше проблем для общества.
Из стихотворения мы понимаем, что не всегда нововведения дают положительный результат( не пишите так: этот пример показывает...).
Прочитав текст, я сделал вывод, что непосильный труд страшная участь, разрушающая жизни людей.
Катя, почему СДЕЛАЛ? Почему в мужском роде? Правильно так: ....я пришла к выводу...






K10 - Соблюдение речевых норм +1 балл
Этот вопрос становится предметом размышлений А.П.Чехова в предложенном для анализа тексте.
Размышляя над этим вопросом, автор отмечает, что люди «с раннего утра до потёмок гнут
Тавтология. В таких случаях надо искать синонимы либо для первого, либо для второго однокоренного  слова.
так как, внося в его жизнь новые предрассудки, увеличивается число потребностей, и, значит, надо сильнее гнуть спину».
Вы неправильно списали цитату, отсюда и ошибка при использовании деепричастного оборота( подлежащее ЧИСЛО ПОТРЕБНОСТЕЙ, сказуемое УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, но ЧИСЛО ПОТРЕБНОСТЕЙ не может вносить в жизнь предрассудки).
для достижения такой цели потребовалось поработить людей.
поработить-обратить в рабство(таково значение этого слова), крепостные крестьяне, строившие железную дорогу, - по социальному положению всё-таки не рабы.


K11 - Соблюдение этических норм +1 балл
Этические ошибки отсутствуют

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале+0 баллов
Допущены фактические ошибки в фоновом материале:
А.П.Чехов считает, что «новый повод к труду» перекрывает «все пути к духовной действительности».
Вместо слова ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  вы использовали слово ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.
появление больниц и школ не помогает, «а, напротив, ещё больше порабощает» народ, «так как, внося в его жизнь новые предрассудки, увеличивается число потребностей, и, значит, надо сильнее гнуть спину».
Вы исказили  цитату, что и является фактической ошибкой. Нельзя так делать, относитесь к цитированию строго.

Общие рекомендации: Будьте внимательнее при чтении текста, постарайтесь понять, где слова героя, а где мнение автора. Ошибок грамматических у вас много, проработайте все указанные в данной работе. И особенно: не переиначивайте цитаты, вы даже слова другие пишете, меняете местоимения в них и т.д. Удачи вам!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 18

Возврат к списку